НОРД-ОСТ ЮРИЯ ГАГАРИНА Фото: Энциклопедия «Космонавтика»
27 марта 1968 года в учебно-тренировочном полёте погиб Юрий Гагарин. Трагедия произошла в 90 километрах к северо-востоку от Москвы у села Новосёлово Киржацкого района Владимирской области.

В марте 1968-го, когда урна с прахом первого космонавта появилась в Кремлевской стене, ему было всего лишь тридцать четыре. Точно в таком же возрасте ушли из жизни всемирно известные лётчики Валерий Чкалов и Григорий Бахчиванджи. С испытателем первого советского реактивного самолёта герой нашего сегодняшнего рассказа разделил и профессию, и возраст, и даже дату смерти: 27 марта…

Любимой книгой многих советских мальчишек был роман Вениамина Каверина «Два капитана» (по нему, как вы знаете, поставлен знаменитый мюзикл «Норд-Ост»). Как и главный герой этого произведения, лейтенант Гагарин попал служить в авиацию Северного флота. Те, кто бывал в тех краях, могут представить себе, что означают полёты в условиях круглосуточной полярной ночи, бесконечных снежных «зарядов» и совершенно жутких ветров, которые обдувают аэродромы Заполярья. Летать Юрий Алексеевич очень любил и кто знает, как сложилась бы его судьба, не будь тогда объявлен набор молодых лётчиков для овладения «новой техникой» (именно за такой вполне невинной формулировкой долгое время в СССР скрывалась подготовка к запуску человека в космос).

Изначально их было 12 – молодых и здоровых парней, одинаково хорошо подготовленных для того, чтобы совершить пилотируемый полёт на орбиту Земли. Почему из этого числа выбрали именно Юрия Алексеевича? Никакого рационального ответа на этот вопрос нет и быть не может. Первого космонавта – олицетворение достижений самого передового в мире государства и выбирали тоже по лицу, точнее по открытой и доброй улыбке, которая потом покорила многие миллионы землян.

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» первым из людей преодолел земное притяжение. Это событие буквально всколыхнуло плавное течение жизни всего человечества. Но и в судьбе молодого человека, который вернулся на Землю уже майором, тоже наступил крутой перелом. Всего за год после полёта в космос ему присвоили звания Героев четырёх государств, вручили высшие награды двух десятков стран мира, сделали лауреатом огромного числа престижных премий, назвали почётным гражданином семи городов СССР, а также девяти городов зарубежья и т.д. и т.п.

Но за всем этим почётом и уважением стояла огромная трагедия человека, рождённого летать, но при этом, стремительно теряющего свои профессиональные навыки из-за запрета совершать самостоятельные полёты (особенно строгим этот запрет стал после гибели третьего космонавта планеты – американского лётчика Вирджила Гриссома). «Нарыв» лопнул 15 ноября 1967 года. В этот день, американцы, снимавшие фильм «Советы в космосе» спросили, почему лётчика-аса Гагарина допускают лишь к полётам на учебно-тренировочных самолётах в паре с инструктором. Конечно, Юрий Алексеевич поступил невежливо: Не зная, что ответить, он молча развернулся, сел в машину и уехал. На другой день он сказал начальнику Центра подготовки космонавтов генерал-майору Кузнецову: «Прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня в полёты вместе со всеми. А подлётывать от случая к случаю, как вчера, не хочу!…»

Гагарин не был бы Гагариным, если бы не сумел всё-таки добиться своего. Поэтому утром 27 марта 1968 года он отправился на один из подмосковных аэродромов, чтобы сначала слетать под руководством инструктора на учебном МиГ-15, а потом совершить самостоятельный полёт на МиГ-17.

Несмотря на то, что за первым космонавтом была закреплена персональная машина с личным шофёром, он отправился как все – то есть на служебном автобусе. Не успел автобус отъехать от городка, Гагарин попросил водителя остановиться, мол, забыл пропуск на аэродром. Сослуживцы взмолились: «Какой ещё пропуск? Тебя же весь мир в лицо знает!» Но он всё-таки вернулся за пропуском т.к. не хотел ничем подчеркивать свою исключительность.

На аэродроме уже была приготовлена так называемая «спарка» - двухместный учебно-тренировочный МиГ-15. Инструктором для изрядно утратившего лётные навыки Гагарина был назначен опытнейший летчик – командир учебного полка Центра подготовки космонавтов полковник Владимир Серёгин.

Истребитель с бортовым номером 625 оторвался от бетонки аэродрома ровно в 10 часов 19 минут. В воздухе Гагарину предстояло взять управление на себя и выполнить несколько упражнений: виражи с креном, пикирование, боевые развороты и т.д. За время этого короткого полёта лётчики успели дважды связаться с землей и оба раза получили «добро» на продолжение программы. Затем связь со «спаркой» пропала. Руководитель полётов приказал всем, кто находится в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Но лишь на пятом часу поисков лётчик Коротков с одного из поднятых по тревоге вертолётов сообщил: «Вижу воронку южнее села Новосёлово». Именно этот населенный пункт стал тем самым местом, где космонавт № 1 последний раз в своей жизни соприкоснулся с планетой Земля.

Истребитель, пилотируемый Юрием Гагариным, упал в красивом сосновом лесу, почти не поломав деревьев – настолько велик был угол пикирования. Удар о землю был так силён, что некоторые детали самолета вошли в землю на глубину около восьми метров, а от тел самих лётчиков остались лишь небольшие фрагменты.

Поскольку на разбившемся МиГе не было так называемого «чёрного ящика», параметры последних мгновений полёта определялись экспертами по стрелкам, которые намертво впечатались в приборы при ударе машины о землю. И даже точное время трагедии – 10 часов 30 минут 30 секунд было установлено по замершим стрелкам наручных часов. Выходит, с момента отрыва от взлётной полосы и до возникновения аварийной ситуации на борту «спарки» прошло …666 секунд!

Получается так, что в жизни Юрия Алексеевича Гагарина было два поворотных момента, которые стали своеобразными векторами его судьбы: Первый – реализация юношеской мечты и служба на СЕВЕРЕ. А второй – полёт вокруг Земли на корабле «ВОСТОК». В последние дни марта 1968 года эти векторы (Норд - север и Ост – восток) самым трагическим образом сложились друг с другом в воронке у села Новосёлово Киржацкого района Владимирской области, что в 90 километрах к северо-востоку от центра Москвы. Или иными словами, в нескольких минутах лёта курсом Норд-Ост…

1/1
Фото: Daily Карелия