День числа пи: ТОП-5 учёных с мировым именем Фото: kushva-online.ru
День числа пи — неофициальный праздник, который отмечается 14 марта в честь этой математической константы. Интересный факт, что в этот день любители математики читают хвалебные речи в честь числа π, пекут и едят «пи-рог» («Pi pie») с изображением греческой буквы «пи» или с первыми цифрами самого числа, пьют напитки и играют в игры, начинающиеся на «пи», решают головоломки и загадки, водят хороводы вокруг предметов, связанных с этим числом.

1. Пифагор Самосский (около 570 — 490 гг. до н. э.)

Фото: interessno.ru

Пифагор — великий античный ученый, оказавший существенное влияние на развитие математики, астрономии и философии, создатель философской школы пифагорейцев. В математике с именем Пифагора связаны систематическое введение доказательств, дедуктивное построение геометрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многогранников и многоугольников, учение о чётных и нечётных, простых и составных числах, о пропорциях, об арифметических, геометрических и гармонических средних.

Важную роль в структуре мироздания, по мнению пифагорейцев (последователей учения Пифагора), играют фигурные числа. Об этом классе чисел много говорится в пифагорейских учебниках арифметики, созданных Никомахом Геразским и Теоном Смирнским (II век), которые установили ряд зависимостей между фигурными числами разных размерностей. Пифагорейская нумерология оказала большое влияние на труды Кеплера.

Пифагор был выдающимся математиком, и многие из его открытий в этой области являются основополагающими для человеческой жизни по сей день.

Галилео Галилей (1564 — 1642)

Фото: vashurok.ru

О детстве Галилея известно немного. С ранних лет мальчика влекло к искусству; через всю жизнь он пронёс любовь к музыке и рисованию, которыми владел в совершенстве. Однако в 17-летнем возрасте по наставлению отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. Галилей пробыл студентом неполных три года, когда финансовое положение отца ухудшилось и он не смог потянуть учёбу сына дальше. К счастью, Галилео успел обратить на себя внимание несколькими остроумными изобретениями (например, гидростатическими весами), благодаря чему познакомился с образованным и богатым любителем науки, маркизом Гвидобальдо дель Монте, который помог ему в дальнейшем обучении.

Исследование Галилея об исходах при бросании игральных костей относится к теории вероятности. Его «Рассуждении об игре в кости» («Considerazione sopra il giuoco dei dadi», время написания неизвестно, опубликовано в 1718 году) проведён полный анализ этой задачи.

В «Беседах о двух новых науках» он сформулировал «парадокс Галилея»: натуральных чисел столько же, сколько их квадратов, хотя бо́льшая часть чисел не являются квадратами. Это подтолкнуло в дальнейшем к исследованию природы бесконечных множеств и их классификации; завершился процесс созданием теории множеств.

Блез Паскаль ( 1623 — 1662)

Фото: geography-a.ru

Блез рос одарённым ребёнком. Его отец самостоятельно занимался образованием сына и сам неплохо разбирался в математике к примеру, он открыл и исследовал неизвестную ранее алгебраическую кривую, с тех пор получившую название «улитка Паскаля», входил в комиссию по определению долготы, созданную Ришельё. По совету своего друга Ле Пайера Этьен Паскаль разрешил сыну читать математические книги. В часы отдыха Блез изучал евклидову геометрию, позднее, с помощью отца, перешёл к работам Архимеда, Аполлония и Паппа, потом — Дезарга.

Однажды математик познакомился с кавалером де Мере, который был страстным поклонником азартных игр. Он предложил Паскалю в 1654 году решить некоторые задачи, возникающие при определённых игровых условиях. Блез и ещё двое учённых, решая задачу о распределении ставок между игроками при прерванной серии партий, использовали каждый свой аналитический метод подсчёта вероятностей и пришли к одинаковому результату. Информация об изысканиях Паскаля подтолкнула к занятию проблемами вероятности Гюйгенса, сформулировавшего в своём сочинении «О расчётах в азартных играх» (1657) определение математического ожидания.

Также Паскаль создал «Трактат об арифметическом треугольнике» (издан в 1665 году), где исследовал свойства «треугольника Паскаля» и его применение к подсчёту числа сочетаний, не прибегая к алгебраическим формулам. Одним из приложений к трактату была работа «О суммировании числовых степеней», где Паскаль предложил метод подсчёта степеней чисел натурального ряда.

Исаак Ньютон (1643 —1727)

Фото: arbat25.ru

Ещё в школе мальчик показал свои незаурядные способности. Ньютон успешно околнчил школу и продолжил обучение в Кембриджском университете. Там его зачислили в разряд студентов-«сайзеров» (англ. sizar), с которых не брали платы за обучение. По нормам того времени, сайзер был обязан оплачивать своё обучение путём различных работ в Университете. Сосед по комнате вспоминал, что Ньютон полностью предавался учению, забывая про еду и сон - вероятно, несмотря на все трудности, это был именно тот образ жизни, которого он сам желал. Исаак увлечённо занимался оптикой, астрономией, математикой, фонетикой, теорией музыки.

Рассматривая сферу математики, стоит отметить, что Ньютон является автором фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он сформулировал законы движения и закон всемирного тяготения, сформировавшие господствующую научную точку зрения вплоть до появления общей теории относительности. Ньютон использовал свое математическое описание гравитации для строгого вывода эмпирических кеплеровских законов движения планет, а также теории приливов, прецессии равноденствий и других явлений.

Альберт Эйнштейн (1879 — 1955)

Фото: blotter.mirtesen.ru

В детстве Альберт был тихим и рассеянным мальчиком, который очень любил математику, но терпеть не мог школу. В 16 лет он без сожаления бросил гимназию, так никогда и не получив… аттестата о среднем образовании. Тем не менее, этот человек стал автором ряда научных работ, которые в начале ХХ века перевернули все представления физиков об устройстве мира. Величайшим открытием Эйнштейна стала предложенная им теория относительности. Ученный сделал смелое предположение о том, что ни один материальный объект не может двигаться быстрее скорости света и что тела не просто притягиваются друг к другу, но еще и искривляют вокруг себя пространство и время. Многие ученые сочли выводы Эйнштейна шарлатанством, однако в 1919 году астрономам удалось наблюдать звезду, которая была скрыта солнечным диском. Это доказало, что теория относительности верна и лучи света действительно искривляются под воздействием гравитации.

После прихода Гитлера к власти Эйнштейн покинул Германию и переехал в США. В 1938 году в Нью-Йорке была заложена «капсула времени», которая должна быть вскрыта через пять тысяч лет - в 6938 году. Альберту Эйнштейну была предоставлена высокая честь обратиться от имени всего человечества к нашим далеким потомкам. В этом послании говорится: «Наше время богато творческой мыслью и открытиями, которые могли бы значительно облегчить жизнь. Мы используем электроэнергию для того, чтобы освободить человечество от утомительного физического труда. Мы научились летать, и мы умеем без труда посылать сообщения по всему миру с помощью электрических волн. Тем не менее, производство и распределение товаров у нас совершенно не организованы, так что каждый человек вынужден жить в страхе быть выброшенным из экономического цикла и лишиться всего. Кроме того, люди, живущие в различных странах, то и дело убивают друг друга. Я верю, что наши потомки прочтут эти строки с чувством оправданного превосходства…»