День рождения Героя: Юрий Гагарин Фото: ria.ru
9 марта 1934 года родился Юрий Гагарин. Об этом человеке написано очень много. Мы долго думали, что ещё нового можно рассказать о нём, что будет интересно нынешним россиянам. И такая тема нашлась – это отношения Юрия Алексеевича с ...автомобилем.

Ранним утром 12 апреля 1961 года, облаченный в скафандр Юрий Гагарин, сел в приготовленный для него бело-голубой ЛАЗ-695Б «Львiв», на котором он подъехал к стоявшему на старте «Востоку-1». Именно этот «народный» автобус производства Львовского автобусного завода (Украина) в то время являлся в СССР наиболее распространенным видом городского транспорта.

С этим автобусом связан заведенный Гагариным ритуал, который повторяют все без исключения советские и российские космонавты перед полётом в Космос. За несколько минут до посадки в кабину корабля, Юрий Алексеевич справил кое-какую нужду на колесо автобуса (других мест для этой цели, на стартовом комплексе тогда не было). Поэтому все наши космонавты-мужчины просят водителя остановить на пол дороги автобус, выходят из него и увлажняют переднее правое колесо.

Он сказал «Поехали!»

Без этого, казалось бы, сугубо сухопутного слова не обходится ни одна статья, ни одна книга или телепередача об истории освоения Космоса. Да и как же может быть иначе, если именно с него почти 61 год назад началась эра пилотируемой космонавтики.

К сожалению, сегодня можно нередко услышать о том, что Юрий Алексеевич якобы не совершил ничего героического - мол, его миссию вполне мог выполнить любой здоровый человек. Но так ли это на самом деле? Достаточно вспомнить о том, как в течение целых шести минут во время полета Гагарин направлял забарахливший дыхательный клапан. Или о том, как после катапультирования космонавта из спускаемого аппарата сработали не один, а оба парашюта – основной и запасной (парашюты могли скрутиться друг с другом). И все-таки из обеих смертельно опасных аварийных ситуаций Юрий Алексеевич вышел победителем!

Экзамен по ПДД

После того, как Юрий Гагарин совершил свой знаменитый полет в космос, среди прочих полагающихся привилегий (премия в сумме 15 тысяч рублей плюс поездка в санаторий) он получил персональный автомобиль с шофером. Вопреки распространенному заблуждению, это была вовсе не «Чайка», а прозванный в народе «бобиком» ГАЗ-69. Возить Гагарина доверили «контрактнику» из ближайшей авиационной части - старшине Зубкову.

Водительских прав у самого Гагарина в то время еще не было. Летом 1961 года он срочно выучил Правила дорожного движения и на общих основаниях отправился сдавать экзамен в ГАИ Щелковского района, на территории которого располагается Звездный городок. В один из дней комиссия принимала выпускные экзамены в автошколе ДОСААФ, где готовили будущих военных водителей. С молодыми пареньками 27-летний Юрий Алексеевич и сдавал экзамен по дисциплине «Правила движения и эксплуатации автомобилей».

Принимавший экзамен Н. И. Амелин так пишет об этом событии:

- Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права.

Вскоре после получения Гагариным прав, советское правительство подарило ему «Волгу» ГАЗ-21. Сегодня этот легендарный автомобиль с номерным знаком «78-78 МОД» находится на территории Объединенного мемориального музея первого космонавта. Говорят, Гагарин был весьма аккуратным водителем, да и пьяным за руль никогда не садился. Тем не менее, на музейной «Волге» от времени кое-где потрескалась краска, благодаря чему видны зашпаклеванные после аварии места. Дело в том, что с этой «Волгой» связана ещё одна невероятная история.

Фото: forum.nashtransport.ru

Однажды Юрий Алексеевич по какой-то причине нарушил правила движения, в результате чего врезался в задок старенькой «Победы». Подлетевший к месту аварии милиционер, конечно же, узнал первого в мире космонавта, отдал ему честь. Пенсионер, хозяин «Победы», тоже улыбался, и неудивительно - ведь его авто разбил не кто-нибудь, а сам Гагарин... Инспектор остановил попутную машину и попросил владельца довезти Юрия Алексеевича туда, куда ему нужно. Но Гагарин вскоре вернулся на место ДТП, дабы узнать, как ведется разбор этого происшествия. И не зря - согласно протоколу, виновником аварии, был назван человек, не нарушавший правил. Само собой, Юрий Алексеевич восстановил справедливость и снял все обвинения с водителя «Победы».

Розыгрыш

Эта же «Волга» была персонажем еще одного известного рассказа: У жителей Звездного городка было принято разыгрывать друг друга и Юрий Алексеевич всегда оставался верен этой традиции. Как-то Александр Матинченко (член отряда космонавтов из набора 1963 года) купил себе легковую машину и оставил ее на ночь возле дома. Гагарин собрал друзей, выгнал свою «Волгу» из гаража, а вместо неё туда вручную закатили машину Матинченко. После чего Юрий Алексеевич позвонил коменданту городка и предупредил:

- Скоро вам будет звонить Матинченко и скажет, что у него угнали только что купленную машину. Имейте в виду, что это мы его разыграли. Что хотите отвечайте, но меня, пожалуйста, не выдавайте...

Голубая мечта космонавта

Во время поездки во Францию Гагарина повезли на экскурсию в фирму «Matra», которая специализировалась на производстве ракетно-космической техники и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Живейший интерес Юрия Алексеевича вызвала двухместная легковушка «Matra-Bonnet Jet VS», с изготовленным из стеклопластика кузовом типа «купе». Двигатель объемом всего 1,1 литра разгонял эту 760 килограммовую машину до 100 км/ч за 13,2 секунды, а максимальная скорость составляла 173 км/ч.

Французы по достоинству оценили интерес, проявленный первым космонавтом к их детищу. По возвращении в Москву во дворе посольства Франции его уже ждал подарок - та самая «Matra» небесно-голубого цвета. Интересна реакция товарища Суслова на поступок французской фирмы, который посоветовал Гагарину «быть осмотрительней с подарками из капиталистических стран». По понятным причинам Юрий Алексеевич практически не эксплуатировал иномарку - разве что пару раз прокатился на ней по улицам Москвы - почти всегда передвигался на вышеописанной черной «Волге». Между тем, подаренному французами автомобилю была уготована интересная судьба.

Но первый космонавт планеты вовсе не хотел почивать на лаврах и продолжал искать новые дороги в неизведанное. Во второй половине 1960-х годов он активно готовился к полетам на кораблях серии «Союз» и даже был утвержден дублером Владимира Комарова, который трагически погиб при приземлении «Союза-1». Чтобы поддерживать себя в отличной физической форме, Гагарин постоянно тренировался, в том числе, испытывал свой организм огромными перегрузками в полетах на «МиГах». Именно для этого 27 марта 1968 года Юрий Алексеевич поехал на аэродром «Чкаловский» и сел в кабину реактивного истребителя. Но это отдельная история, о которой мы когда-нибудь обязательно расскажем читателям Делового квадрата...

Фото: drive2.com