Илья Муромец до Сарапула доведёт Фото: gameguru.ru
Городское развитие WBCMedia
23 декабря 1914 года была основана эскадра самолётов «Илья Муромец», которая спустя 5 лет перебралась в Сарапул. Там на её основе были созданы первая в РСФСР авиалиния и первый советский самолёт – КОМТА».

Созданная 10-го (по Новому стилю – 23-го) декабря, эта эскадра стала первым в мире соединением тяжёлых четырехмоторных бомбардировщиков, от которого берёт свое начало Дальняя авиация России. За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В сентябре 1919 года этот дивизион перебазировали в Сарапул. До этого самолеты находились в Липецке, но из-за угрозы нападения конницы Мамонтова их передислоцировали далеко на восток. Любопытно, что несколько сот бойцов этого дивизиона целых два года прожили в здании склада Сарапульского ликеро-водочного завода, чья деятельность была приостановлена на время «сухого закона». В сентябре 1920 года с аэродрома Сарапула организовали первую в РСФСР пассажирско-почтовую авиалинию до Екатеринбурга и обратно. На ней работали боевые машины «Илья Муромец» со снятым вооружением.

1/1
Фото: sketchfab.com

В 1921-м угрожающая обстановка на Южном фронте разрядилась, и авиаторы улетели назад в Липецк. Однако от дивизиона воздушных кораблей Сарапулу достались полностью оборудованный аэродром и мастерские. Таким образом, воздушная линия «Сарапул – Екатеринбург» стала точкой отсчета развития советского гражданского воздушного флота. Тогда же, в 1921-м в авиамастерских Сарапула начали изготовление частей и узлов первого советского тяжелого бомбардировщика «КОМТА» (сокращение от «КОМиссия по Тяжелому Авиастроению»). К сожалению, «КОМТА» не оправдала возложенных на неё надежд.

Фото: karopka.ru

Как известно, до середины 1930-х наша страна использовала в основном зарубежную авиатехнику. И это касается не только «Аэрофлота», который в то время почти целиком летал на голландских Фоккерах и немецких Юнкерсах. Даже в РККА была высока доля иностранных машин. Достаточно сказать, что самый первый массовый авиационный десант был совершён в СССР с французского бомбардировщика «Голиаф» - именно этот гружёный под завязку «бомбер» фирмы «Фарман» 2 августа 1930 года поднял в небо 12 первых советских десантников. В память об этом событии в России до сих пор ежегодно отмечается День ВДВ.

Фото: ww2aircraft.net

В 1932 году на вооружение Дальней авиации (ДА) был принят бомбардировщик ТБ-3 Андрея Туполева, который стал развитием совместных советско-германских разработок тех лет с фирмой «Юнкерс». Именно эта машина стала основой славы возрождённой в СССР авиации. А в 1936-м к нему присоединился спроектированный Сергеем Ильюшиным дальний бомбардировщик ДБ-3. В 1940 году соединения и части тяжелых бомбардировщиков вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны она составляла грозную силу: пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. К сожалению, большая часть этой мощи будет утеряна в июне 1941 года.

Фото: avto.goodfon.ru

За годы Великой Отечественной войны наша ДА неузнаваемо преобразилась. На ее вооружении появились как новые отечественные машины, так и тщательно скопированные случайно попавшие в распоряжение СССР американские стратегические бомбардировщики Б-29 (так родился легендарный Ту-4). Однако, по-настоящему «золотой век» ДА начался вместе с наступлением эры реактивных и, в особенности, сверхзвуковых самолётов. Но, в связи с чрезвычайной обширностью данной темы, о нашей реактивной авиации мы когда-нибудь обязательно поговорим отдельно...

Фото: Яндекс.Дзен