• 03 ноября 2021 15:40
  • 2 168
  • Время прочтения: 8 мин

SOS: «Спасите наши души!» и иные фейковые переводы этого сигнала

SOS: «Спасите наши души!» и иные фейковые переводы этого сигнала Фото: foru.ru
3 ноября 1906 года на международной конференции в Берлине был утвержден единый для всех стран сигнал бедствия «SOS». Его появление породило множество вариантов «перевода», ни один из которых не является правдой.

Во всем мире чрезвычайно широко распространено заблуждение, будто сигнал «SOS» был задуман как аббревиатура английской фразы Save our souls! (Спасите наши души!). Существуют и другие варианты, например Save, otherwise sink (Спасите, иначе утонем!), Save our ship! (Спасите наш корабль!), Stop Other Signals (Прекратите другие передачи!).

На самом деле все эти «переводы» появились уже после того, как «SOS» стал широко использоваться. А вообще, он был предложен как очень простой и симметричный сигнал (три точки, три тире, три точки), который может распознать любой, даже не владеющий азбукой Морзе, слушатель. Боле того, это даже не сочетание трех букв, а всего лишь ОДНА БУКВА, передаваемая девятью символами Азбуки Морзе! Впрочем, давайте сначала узнаем немного об истории появления самого сигнала…

1/2
Фото: en.ppt-online.org
2/2
Фото: infourok.ru

Когда в начале ХХ века на морских судах стали появляться радиостанции, возникла необходимость в разработке единых сигналов. Однако, эта работа осложнялась национальными различиями и соперничеством между конкурирующими радиокомпаниями, такими как «Marconi», «Telefunken» и другими. У каждой уважающей себя компании были свои собственные кодированные сигналы для ускорения и облегчения общения между радистами. И, кончено же, имелись свои собственные сигналя бедствия.

Так, в 1904 году у компании «Marconi» появился сигнал «CQD», к которому моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger!» (Приходите Быстро, Опасность»!). Однако, довольно часто призыв о помощи передавался вовсе без всякого сигнала бедствия. Так, 10 декабря 1905 года после сильного шторма американское судно «Нантакет» дало течь, что грозило ему гибелью. Тем не менее, на корабле имелась радиоустановка, и вскоре радиостанция в Ньюпорте приняла сообщение: «Помогите. «Нантакет» терпит бедствие. Вышлите помощь откуда угодно». Для спасения был выслан корабль, которому удалось снять экипаж «Нантакета», а само судно затонуло во время буксировки к берегу.

Фото: de.wikipedia.org

В октябре-ноябре 1906 года в Берлине состоялась Вторая Международная радиотелеграфная конференция. В ее работе приняли участие представители 29 стран, в том числе Великобритании, Германии, России, США, Франции и Японии. Конференция поддержала американских представителей, которые предлагали ввести какой-либо единый для всех ясный и четкий сигнал бедствия.

В итоге был принят сигнал (. . . — — — . . .), который представляет собой самую длинную «букву» азбуки Морзе из девяти символов. В протоколе конференции он назван просто «сигналом бедствия». Что касается буквенного обозначения «SOS», то оно представляет собой мнемонический инструмент (правило для запоминания). Наиболее известным нашим читателям примером мнемоников является фраза: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» - с его помощью ученики запоминают порядок падежей в русском языке. У русских моряков для толкования сигнала «СОС» использовался собственный мнемоник: «Спасите От Смерти!». Впервые на русском флоте он прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала о помощи.

Фото: nbfnasledie.ru

После подписания 3 ноября 1906 года в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции «SOS» стал единым сигналом бедствия для радиосвязи на море. Радиостанции стран участников конвенции, должны были принимать его с судов вне всякой очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм. Добавим, что сигнал «SOS» никогда не передается сам по себе, а входит в обязательную группу сигналов, которую передает радист. Она состоит из следующих знаков: сигнала общего вызова «CQ», передаваемого 3 раза, далее DE - (это Я) представление, затем идет позывной судна, дале собственно сигнал «SOS», передаваемый 3 раза, после чего указывается широта и долгота места бедствия и наконец два тире длительностью по 12 секунд каждое, которые необходимы для пеленгования (определения координат корабля по направлению сигнала).

Существует еще одно распространенное заблуждение, будто впервые в истории сигнал «SOS» был подан с терпящего бедствие «Титаника» в 0 часов 45 минут ночи 15 апреля 1912 года. В действительности этот случай был по меньшей мере уже восьмым по счету.

Фото: tankushin.ru

Первое достоверно известное использование сигнала «SOS» приходится на 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапахо» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джэксонвилл. Сигнал был принят на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы компании – владельца судна.

С 1 февраля 1999 года Международная морская организация приняла решение о замене сигнала «SOS» автоматизированной системой оповещения о бедствии (GMDSS). В связи с этим значение этого сигнала уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Фото: skipperclub.ru