Он вам не Дюмон, или пролететь как фанера над Парижем Фото: aeroo.ru
120 лет назад, 19 октября 1901 года, Альберто Сантос-Дюмон на своем 33-метровом дирижабле обогнул Эйфелеву башню, продемонстрировав управляемый летательный аппарат и завоевав обещанный приз в 100 тысяч франков.

Уроженец Бразилии воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон (1873 - 1932) считал себя первым «воздушным спортсменом». Он начал с полетов на воздушных шарах в качестве пассажира, но в скором времени стал совершать самостоятельные полеты, а затем и проектировать собственные модели воздушных шаров.

В 1898 году Сантос-Дюмон совершил первый полет на воздушном шаре собственной разработки, который назывался «Бразилия» («Brésil»). В какой-то момент изобретатель перестал довольствоваться простым дрейфом по ветру и увлекся проектированием дирижаблей, чье название происходит от французского глагола diriger – управлять (сравните с однокоренным словом «дирижер»).

Фото: watchweb.ru

С 1898 по 1905 годы Сантос-Дюмон построил и совершил полеты на 11 дирижаблях. Некоторые из них были оснащены педальным приводом, некоторые двигателями. В то время можно было летать над парижскими бульварами на уровне крыш домов безо всяких ограничений. Однажды рано утром Сантос-Дюмон прилетел на дирижабле к своей собственной квартире в доме неподалеку от Триумфальной арки.

В 1901 году французский нефтяной магнат Дойч де ла Мерт объявил фантастическую по тем временам награду в 100 тысяч франков (!) тому, кто сможет пролететь от парка Сен-Клу до Эйфелевой башни и обратно, покрыв расстояние в 11 км менее чем за 30 минут. Это значит, что лететь нужно было со скоростью не менее 22 км/час.

Фото: mrjaen.com

Чтобы выиграть этот приз, Сантос-Дюмон принял решение о постройке большого дирижабля под номером 5. Во время одного из подъемов 8 августа 1901 года дирижабль потерял много водорода, начал спускаться и столкнулся с крышей отеля Трокадеро. Произошел большой взрыв, но Сантос-Дюмон не получил никаких травм, он повис в гондоле со стороны входа в гостиницу, откуда ему помогли подняться на крышу.

19 октября 1901 года после нескольких попыток Сантос-Дюмон достиг поставленной задачи на дирижабле номер 6. Оргкомитет конкурса вручил воздухоплавателю приз и обещанную премию. Половину из этих денег Сантос-Дюмон пожертвовал беднякам Парижа, вторая половина досталась его работникам в качестве премии.

Фото: messynessychic.com

Любопытно, что герой сегодняшнего рассказа стал причиной популярности ручных часов у мужчин в начале 20-го столетия. До этого наручные часы носили исключительно женщины (как драгоценности), мужчины же использовали карманные часы. На праздновании получения приза в ресторане «Максим» в Париже, Сантос-Дюмон пожаловался своему другу Луи Картье о сложностях использования карманных часов во время полета. Он попросил Картье найти альтернативу, которая позволит ему использовать обе руки для управления дирижаблем. В результате проблема была решена, и фирма Cartier создала часы с кожаным ремешком и маленькой застежкой для ношения на запястье. Сантос-Дюмон никогда не снимал свои персональные наручные часы Картье. Ныне эти часы воздухоплавателя выставлены в Парижском музее искусств. Одна из коллекций часов фирмы Cartier носит название в честь авиатора - Santos de Cartier.

Достижения Сантос-Дюмона в воздухоплавании сделали его знаменитым не только в Европе, но и во всем мире. Он выиграл еще ряд престижных призов и стал другом многих миллионеров, пионеров авиации и членов королевских семей. В 1903 году некая Аида Д’Акоста Брекинридж самостоятельно управляла одним из аппаратов Сантос-Дюмона, став первой в мире женщиной - пилотом дирижабля.

1/1
Фото: messynessychic.com

На заре воздухоплавания в первом десятилетии ХХ века Сантос-Дюмон имел поистине огромную популярность. Парижане дали ему прозвище le petit Santos (малыш Сантос) и многие копировали стиль его одежды от цветных рубашек до панамы.

Но почему же современники так высоко ценили новатора в области строительства каких-то дирижаблей, о которых ничего не знает большинство нынешних землян? Все дело в том, что вплоть до середины 1930-х годов дирижабли не имели конкурентов по грузоподъемности и вместимости пассажиров. Именно они, а вовсе не самолеты играли первую скрипку в авиаперевозках первой трети ХХ века. Конец этой золотой эпохе пассажирских дирижаблей окончательно наступил в 1937 году вместе с катастрофой аппарата «Гинедунбург», унесшей жизни 36 человек. Но, как говорится в таких случаях, это уже совсем другая история…

1/4
Фото: autoreview.ru
2/4
Фото: Яндекс.Дзен
3/4
Фото: яплакалъ.com
4/4
Фото: Printest