Стирают Все! Фото: cleanprice.ru
10 октября 1933 года в США поступил в продажу первый в мире синтетический стиральный порошок. Его создала всемирно известная компания Procter & Gamble.

Первое синтетическое моющее средство называлось «Dreft (Дрефт)», а его изобретателем был сотрудник компании Procter & Gamble - знаменитый химик Виктор Миллз, который несколько ранее изобрел зубную пасту. В настоящее время «Dreft» - это торговая марка компании Procter & Gamble, которая выпускает под этим брендом средства для стирки деликатных тканей. Помимо Соединенных Штатов моющее средство этой марки популярно в Великобритании, Канаде, США и ряде других стран.

К слову, называние компании Procter & Gamble ­­­­­­­­­­­­­­означает фамилии ее создателей. Она была основана в 1837 году свечником Уильямом Проктером и мыловаром Джеймсом Гэмблом. В 1957 году Procter & Gamble поглотил ведущего американского производителя туалетной бумаги. В 1961 году на рынок была выпущена первая пробная партия одноразовых подгузников Pampers, а также было начато производство шампуня Head & Shoulders. В 1963 году были куплены права на кофейный бренд Folgers, а спустя 5 лет фирма начала производство чипсов Pringles. Затем были приобретения компаний по производству лекарств и косметики. Вот что творит огромный капитал, сколоченный на таком прозаическом изделии как «стиральный порошок»…

Между тем, в Германии придерживаются совсем другой версии о приоритете создания стирального порошка. Там считают, что самый первый из них был изобретен в их стране, где в начале XIX века зародилась химическая отрасль. А дело было так: Предприимчивый химик Фридрих Эрнст Ресслер взял под свое руководство аффинажную фабрику, оснащенную по последнему слову техники. Большое количество госзаказов обеспечило успех компании. Здесь переплавлялись монеты, которые были изъяты из обращения, и чеканили новые гульдены. Постепенно госзаказы по переплавке монет уменьшались, и братья Ресслеры решили активно искать новые сферы деятельности.

В начале ХХ века компании начал работать талантливый химик Отто Либкнехт и тогда же она была переименована в Degussa. Благодаря полученному Либкнехтом перборату натрия появился первый стиральный порошок в его современном понимании. После стирки белье становилось белоснежным без утомительного застирывания, замачивания и отбеливания на солнце. Коммерческий успех наступил с началом сотрудничества с фирмой Henkel. Моющее средство производства Henkel было смешано с перборатом натрия производства компании Degussa. Название составили из первых букв компонентов Perborat и Silikat.

Современные стиральные порошки содержат поверхностно-активные вещества (ПАВы) и другие активные компоненты, отдушки, вещества для связывания ионов кальция и магния, энзимы, а также балласт из солей. Кроме того, в порошке, предназначенном для автоматической стирки, присутствуют вещества, подавляющие пенообразование.

В России ежегодно выпускается около миллиона (!) тонн стиральных порошков. Четверть от этого объёма идет на экспорт в Казахстан, Белоруссию и другие страны. Потребление порошка самими россиянами составляет менее 6 кг на душу населения. Доля стиральных порошков для автоматической стирки значительно превышает долю тех, что предназначены для ручной стирки и постоянно увеличивается.

Начиная с 2010 года доля стиральных порошков на российском рынке неуклонно падает. Дело в том, что все большее распространение получают гели для стирки, при производстве которых потребляется меньше электроэнергии и в которые не нужно включать балластовые соли.

Фото: inpress.ua