Традиции – тема многогранная. Сегодня мы коснемся той ее грани, которая связана с подготовкой будущих технических кадров. И начнем с беседы с генеральным директором завода Алексеем Беляевым.
«ДК»: Алексей Александрович, нынешний год для СЭГЗ в определенном смысле знаменательный.
А.Б.: Да. 17 августа исполнилось 10 лет авиационному классу сарапульской школы № 13, который был создан по инициативе и при самом активном участии нашего завода. Напомню: и наш завод, и школа № 13 были построены в 1942 году. Более того, мы знаем, что школа строилась при участии завода для детей заводчан. Позже – и опять с нашим участием – было возведено ее кирпичное здание.
В этих обстоятельствах завод не мог не стать попечителем этой школы. Сначала попечительство выражалось в том, что завод помогал ей с ремонтом, обновлением мебели, инвентаря, пособий. Огромную роль в этом добром деле играл легендарный директор завода Юлий Георгиевич Левиатов. В знак благодарности мы назвали его именем стипендию, которую платим студентам вузов.
«ДК»: Там же еще был и не менее легендарный директор школы
№ 13 Алексей Леонтьевич Широких, чьим именем она теперь называется.
А.Б.: Это был уникальный тандем. Они крепко дружили и мечтали о том, чтобы создать в школе и вокруг нее пространство, которое будет воспитывать детей. И очень много для этого делали. В 1960-е годы Юлий Георгиевич создал и оснастил школьные производственные мастерские. Дети обучались в них рабочим профессиям, выполняли заказы предприятий, получали приличную по тем временам зарплату. А какой воспитательный эффект все это имело!
Так, усилиями Левиатова и Широких школа № 13 стала школой передового производственного и педагогического опыта. Для того времени это был настоящий прорыв, за который Юлий Георгиевич удостоился звания «Отличник народного просвещения». Подчеркиваю – директор завода!
А Алексей Леонтьевич в 1962 году (в разгар Карибского кризиса!) представлял опыт своей школы в Соединенных Штатах Америки. Представляете?!
«ДК»: Откровенно говоря, с большим трудом.
А.Б.: Это крайне интересная и поучительная история. Но вернемся к нашей теме. В середине 2010-х годов СЭГЗ мощно пошел на подъем, нужно было насытить предприятие специалистами. И помимо многих других мер, мой предшественник Сергей Васильевич Мусинов предложил и начал воплощать в школе № 13 идею авиационного класса.
«ДК»: То есть авиационный класс стал частью общей работы завода по воспитанию будущих кадров?
А.Б.: Совершенно верно. И после того как я стал директором завода, мы продолжили эту работу. Наша команда руководствуется тем, что необходимо жить не одним днем, а смотреть в будущее и последовательно воплощать в жизнь планы развития предприятия. Без постоянного притока квалифицированных кадров это невозможно. Поэтому авиационный класс важен для нас как один из «долгоиграющих» инструментов подготовки технических специалистов, от которых будет зависеть будущее СЭГЗ. Мы стараемся так подготовить учащихся этого класса, чтобы они смогли поступить в вузы по нужным нам специальностям, и стимулируем их возвращение на завод.
«ДК»: Такая работа требует четкого планирования…
А.Б.: Как правило, в августе у нас уже готов план
на ближайший учебный год. Обязательными в нем являются посвящение в ученики авиационного класса, посещения СЭГЗ (знакомство с современным оборудованием и технологиями, культурой производства, формами социальной поддержки сотрудников и т.д.), экскурсии в музеи республики, поездки в аэропорт Ижевска (ознакомление с работой аэродромных служб, устройством самолета, приборами и системой управления).
«ДК»: Кто все это планирует и реализует?
А.Б.: Команда, в которую вхожу я как директор предприятия, наш директор по персоналу и режиму Александр Сергеевич Речич, директор школы № 13 Лариса Дильфировна Шакирова и заводская служба по персоналу. Я постоянно на связи с Александром Сергеевичем и раз в два месяца обязательно встречаюсь с Ларисой Дильфировной, чтобы обсудить накопившиеся вопросы и согласовать ближайшие перспективы. А служба по персоналу занимается всей текущей работой. Так, например, за классом в качестве лекторов закрепляются заслуженные руководители подразделений завода высокого ранга, в том числе и бывшие директора по направлениям. Встречи и беседы с ними производят на ребят очень сильное впечатление и обогащают их такими знаниями, которых нет ни в одном учебнике.
«ДК»: Но ваша поддержка не ограничивается авиаклассом?
А.Б.: Внимание к нему – часть нашей заботы о школе в целом. Например, завод выступает инвестором, когда школа участвует в региональных и федеральных программах софинансирования. Так в школе реализуются крупные проекты. Но акцент, конечно, на авиаклассе. В этом году мы обновили в нем наглядные пособия, выставили часть своей продукции и будем эту выставку пополнять. С начала 2026 года заработает новый заводской музей, куда мы перенесем уроки физики для учащихся авиакласса.
«ДК»: Нам рассказывали, что вы даже принимаете на работу детей!
А.Б.: Уточняю: принимаем мы ребят старше 14 лет и только на период летних каникул. Платим им зарплату – до 30-35 тысяч рублей в зависимости от количества и качества работы. Приоритет, естественно, у учащихся школы № 13 и авиакласса, но принимаем ребят и из других школ. Поскольку очередь желающих потрудиться в этом году была большая, нам пришлось ограничить время работы одного подростка одним месяцем. В итоге с начала июня по конец августа на СЭГЗ к обоюдному удовлетворению сторон отработало около 700 юных сарапульчан. Думаю, что эта мера стимулировала приток толковых ребят в авиационный класс.
«ДК»: Куда поступают ваши подопечные?
А.Б.: В первую очередь — в Сарапульский политехнический институт. Я особенно радуюсь этому, поскольку знаю, что 90 процентов его выпускников остаются в Сарапуле, и большинство из них приходит на СЭГЗ. Многие выпускники школы и класса поступают в Казанский и Московский авиационные институты и другие вузы страны, а мы принимаем их на производственную практику. У нас есть перечень вузов, в которых для завода забронированы целевые места. Целевикам, которые хорошо учатся, мы предоставляем ежемесячную стипендию до 20 тысяч рублей. Это неплохая добавка к основной стипендии.
«ДК»: Вы назвали авиационный класс «инструментом подготовки технических специалистов». Получается?
А.Б.: Разумеется. Сегодня на заводе работает очень сильный пул инженеров и руководителей разного уровня – выпускников школы и авиакласса. В основном это выпускники Сарапульского политеха. Из других вузов к нам на завод возвращается около 20 процентов наших подопечных. Остальные идут на другие предприятия Сарапула, Удмуртской Республики, страны в целом. Увы, они пока еще остаются более привлекательными для молодежи. Хотя сегодня это уже спорно: Сарапулу выделяют серьезные средства на то, чтобы создать своим жителям более комфортные условия. Плюс в городе нет проблем с детскими садами и школами, совершенствуется система здравоохранения. Надеюсь, что нам удастся разрушить существующий образ провинции, и ребята будут охотнее возвращаться на свою малую родину.
Но это уже другая тема. А если вы хотите больше узнать о классе и детях, которые в нем учатся, советую встретиться с директором школы.
И мы поехали в школу № 13.
«ДК»: Лариса Дильфировна, сколько лет вы руководите этим учебным заведением?
Л.Ш.: 7 лет. Но начинала я заместителем директора по научно-методической работе как раз в 2015 году. Тогда по инициативе С.В. Мусинова было подписано соглашение между заводом, нашей школой и Сарапульским политехническим институтом – так и возник авиационный класс. Тогда же родился и логотип нашей школы — взлетающий самолет как символ нашего непрерывного движения вперед и вверх и олицетворение того, что мы находимся под крылом СЭГЗ.
«ДК»: Красиво. Кстати, Алексей Александрович Беляев тоже не отграничивает авиакласс от школы в целом.
Л.Ш.: А как это сделать, если завод поддерживает все наши инициативы? Даже такие, которые сначала казались авантюрными.
«ДК»: Например…
Л.Ш.: Лучший пример – грантовый проект 2023 года «Прожектор ПРО-13», посвященный популяризации рабочих профессий. Размер гранта зависел от количества охваченных участников проекта. Другие школы поскромничали и подали заявки на 1-2 миллиона рублей. А мы, опираясь на поддержку завода, замахнулись по максимуму – на 5 тысяч участников. И выиграли 13 миллионов рублей.
«ДК»: Сегодня все директора жалуются на дефицит педагогов. В вашей школе он ощущается?
Л.Ш.: В этом смысле мы ничем не отличаемся от других школ и, как и они, ищем пути решения кадровой проблемы. Наш вариант – это переобучение учителей начальных классов. Нагрузка на них существенно снизилась, и мы переучиваем их на учителей русского языка, литературы, математики. Спасибо за это руководству и преподавателям Сарапульского колледжа социально-педагогических технологий и сервиса. Практика показала, что это довольно эффективное решение.
«ДК»: Авиационный класс – это элитное образование?
Л.Ш.: У нас сегодня слово «элита» носит, скорее, негативный характер. Давайте обойдемся без него. Скажу так: авиационный класс – это углубленное изучение математики, физики, химии, информатики, общие повышенные требования к ученикам. Поэтому мы проводим довольно жесткий – и максимально доброжелательный и объективный! – отбор претендентов.
Во-вторых, став учениками авиакласса, ребята попадают в руки очень сильных, требовательных и принципиальных педагогов, которых знает весь город. Если ученик не заслуживает оценки 4 или 5, такие педагоги не поставят эту оценку даже после звонка Президента России.
Наконец, завод оплачивает пошив формы учеников авиационного класса: синего цвета брюки, пиджак и пилотка для парадов. И значок с надписью «Авиационный класс», выполненный на СЭГЗ. В итоге ученики осознают, что их авиационный класс – особенное пространство знаний, трудолюбия и дисциплины, которое является прекрасным трамплином в будущее. Знают и ценят.
«ДК»: И сколько же таких замечательных ребят у вас учится?
Л.Ш.: Это один 10-й и один 11-й класс, наполнение которых год от года меняется. В среднем это 50 человек или чуть больше.
«ДК»: Вы принимаете в авиакласс только учеников своей школы?
Л.Ш.: Нет. Мы даем шанс учиться в этом классе всем 9-классникам Сарапула.
«ДК»: Мы знаем, что класс работает по специальному плану.
Л.Ш.: В этой части каждая сторона (завод, школа и политехнический институт) прописывает те события, которые ждут ребят в течение года.
ДК: События?
Л.Ш.: Да, именно события — они надолго остаются в памяти детей. Из самых ярких назову ежегодные научно-практические конференции, которые организуют завод и политехнический институт. В них дети участвуют наравне со взрослыми, а их доклады публикуются в научных сборниках. Или многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда». В прошлом году наши дети показали на ней неплохие результаты. По сути, ученики авиакласса участвуют во всех олимпиадах и конкурсах, связанных с авиацией, и получают на них достойные результаты. Кстати, это помогает им поступить в тот или иной вуз на льготных условиях.
«ДК»: Алексей Александрович рассказывал нам, что все 10 лет в классе с детьми работали сотрудники СЭГЗ – бывшие руководители высокого уровня.
Л.Ш.: Это одна из особенностей авиакласса. Не все ветераны готовы и способны работать с детьми. Но те, кто находит с ними общий язык, щедро делятся с ними своими знаниями и опытом. Причем не только профессиональным, но и жизненным. Что, как мы убеждены, очень важно. И наше анкетирование детей подтверждает этот факт. Приглашаем мы и преподавателей ИжГТУ, и других вузов республики, и эта практика тоже была очень полезной для детей. Спецкурс по авиастроению ведет Анатолий Васильевич Золотарев, который в молодости служил в авиационных частях, а потом много лет работал директором по внешнеэкономической деятельности СЭГЗ. Ребята его очень любят и уважают.
Беседуя о СЭГЗ и его авиационном классе, мы не могли не переговорить с Анатолием Васильевичем Золотаревым.
«ДК»: Чем отличаются дети из авиакласса?
Л.Ш.: Отличия большие. Во-первых, они гораздо инициативнее. Например, на одной из стратегических сессий они презентовали идею оформления своего кабинета моделями приборов и узлов самолета. И мы ее реализуем. Во-вторых, они очень дисциплинированные. В-третьих, у них уже есть большая цель в жизни – стать инженерами и работать в авиастроении. И что меня особенно радует — они доверяют своим педагогам и заводчанам, с которыми общаются. А мы все, в свою очередь, всеми силами эту веру укрепляем. Кто имеет дело с подростками, тот знает, насколько сегодня важны такие доверительные отношения.
А.З.: Авиакласс рос на моих глазах и с моим участием. Поначалу все было очень непросто. Сергей Васильевич как генеральный директор поставил задачу, а как ее выполнить, что и как делать, мало кто понимал. Скажу прямо: ситуация начала меняться к лучшему, когда классом занялись мы с Ларисой Дильфировной. Именно с ней и ее коллегами мы начали тщательно планировать нашу работу, писали учебные программы, создавали методическую и материальную базу, искали на заводе специалистов, которые были бы интересны и полезны детям, заходили в серьезные проекты и грантовые программы. А сегодня я полностью сосредоточен на авиаклассе и курсантах – так я называю его учеников.
«ДК»: Вы довольны результатами своей работы?
А.З.: Вполне. Но предстоит сделать еще больше. У такой работы нет предела.
Реклама. АО "Сарапульский элеткрогенераторный завод". ИНН: 1827001683. Erid: 2VtzqxcDHAX.