НЕ КАЛАШНИКОВЫМ
ЕДИНЫМ
Удмуртия в последние годы не только заряжает, но и по-хорошему удивляет — своими успехами в экспортной деятельности, как в количественном, так и в качественном отношении. Быстрыми темпами растут объемы продаж и количество участников, при этом экспортируется далеко не только сырье, но и готовая продукция, в том числе наукоемкая и высокотехнологичная. О текущем состоянии дел в экспортном сегменте и о мерах поддержки участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) со стороны республики рассказала руководитель Центра поддержки экспорта Удмуртии, заместитель директора Корпорации развития Удмуртии Валерия Антоненко.

— Валерия Михайловна, как давно работает ваша организация?

— Центр поддержки экспорта был основан в 2012 году. На тот момент никакой инфраструктуры поддержки экспортеров в Удмуртии еще не существовало, а Центр был создан при Гарантийном фонде содействия кредитованию УР. В 2015 году, когда появился Российский экспортный центр, мы стали частью большой федеральной системы поддержки экспорта. Сейчас центры поддержки экспорта созданы в каждом регионе России. А в Удмуртии его развернули на базе Корпорации развития УР.

— Какие меры поддержки вы оказываете экспортерам?

— Мы делим экспортеров на несколько сегментов: потенциальные, начинающие и опытные. В зависимости от степени экспортной зрелости предлагаем разные меры. Например, потенциальному участнику ВЭД важно выбрать целевой зарубежный рынок, понять, как заключить внешнеторговый контракт, как провести таможенное оформление, как доставить груз до зарубежного покупателя, какие существуют налоги при экспорте. Вопросов возникает множество, и чтобы во всем разобраться, мы предлагаем пройти бесплатные обучающие курсы для экспортеров, которые проводятся и онлайн, и офлайн. Также можно обратиться за индивидуальной консультацией к эксперту.

Следующий этап для начинающих и опытных экспортеров — продвижение на зарубежном рынке. Экспортеру нужно рассказать о себе, показать себя потенциальным партнерам. Для этого мы проводим выставки, бизнесмиссии, принимаем иностранные делегации, размещаем продукцию на маркетплейсах. Самый, пожалуй, интересный с точки зрения эффективности формат — это выставка. Конечно, зарубежные выставки — дорогостоящее мероприятие для бизнеса, стенд может стоить от одного до трех миллионов и больше. Поэтому мы делаем коллективный стенд и приглашаем предприятия участвовать бесплатно. Это очень популярный формат, за 14 лет мы организовали более 80 таких стендов.

— В каких странах были представлены экспортеры?

— География широкая. Естественно, это практически все государства СНГ, а также Египет, ОАЭ, Индия, Индонезия, Турция, США, Китай — всего более 20 стран, где были представлены наши компании.

Еще один популярный формат, связанный с продвижением, — это бизнес-миссия, выезд делегации с заранее проработанной деловой программой для каждой компании. Мы встречаемся с местными органами власти, организуем B2B встречи, выезжаем непосредственно на предприятия. Недавно, например, вернулись из Узбекистана. В составе нашей делегации было восемь компаний, суммарно провели более 70 целевых встреч.

— А можно чуть подробнее о составе делегации — кто участвовал в этой поездке?

— Например, НПО «Вакууммаш» — компания, которая разрабатывает и производит различные изделия для автоматизации производства, в том числе датчики температуры и давления, причем под конкретные задачи и для конкретных заказчиков. Их продукция интересна практически любому производственному предприятию Узбекистана.

Компания «Спецпромсервис» производит фильтрационные и сепарационные установки, которые применяются в пищевой и перерабатывающей промышленности, в горнорудной отрасли, в металлообработке — спектр очень широкий. В ходе поездки у них состоялась встреча на крупном газоперерабатывающем предприятии, там очень заинтересовались сеткой Джонсона, которую выпускают всего четыре компании в мире.

Предприятие «Криотехника» выпускает криогенное оборудование, которое применяется в газодобывающей и перерабатывающей отраслях, а в Узбекистане много таких заводов.

Завод «Eco Allianz» производит крематоры и инсинераторы для утилизации различных отходов — направление, интересное предприятиям АПК Узбекистана.

— Получается, в Удмуртии производится многое из того, что может быть востребовано в других странах?

— Да, причем есть и уникальная продукция, о которой наши партнеры слышали в первый раз. В последней поездке в составе делегации была компания «СОЛАРЖИ», которая производит системы транспортирования естественного света. Если коротко, это световоды, которые позволяют осветить помещения и участки, куда не проникает естественный свет, и сделать их пригодными для работы и жизнедеятельности. Они энергоэффективны, поскольку работают от солнца, и к тому же взрывобезопасны — для предприятий, на которых мы побывали, это тоже важный критерий.

Это передовая и наукоемкая продукция. Благодаря таким технологиям мы позиционируем себя не просто как продавцы, а как научные производства, которые в индивидуальном порядке решают уникальные задачи.

— Работаете таким образом на имидж Удмуртии?

— Конечно. Вот автомат Калашникова знают все, куда бы мы ни приехали. Хорошо известны наши автомобили, мотоциклы. Мы же рассказываем и показываем, что в Удмуртии много предприятий, выпускающих качественную и надежную продукцию, решающих различные задачи, с которыми полезно и выгодно иметь дело. Это важная международная миссия, мы об этом не забываем. Но главная задача у нас все-таки прикладная: привезти контракты с конкретными предприятиями. И мы ее стараемся решать.

— Вы работаете только с малым и средним бизнесом?

— Финансирование, которое мы получаем из федерального бюджета, рассчитано на субъекты МСП, поэтому полный спектр наших услуг доступен только им. Но, например, меры поддержки от Российского экспортного центра, который мы представляем в регионе, доступны всем субъектам предпринимательства, включая крупный бизнес.

— В последнее время удмуртские вузы тоже активно включаются во внешнеэкономическую деятельность, привлекают иностранных студентов. Вы им тоже помогаете?

— Действительно, все пять вузов Удмуртии — УдГУ, ИжГТУ, ИГМА, УдГАУ, ГИПУ — являются экспортно-ориентированными и приглашают иностранных студентов на свои программы. Мы сотрудничаем с ними, и с хорошими результатами: только по итогам поездки в Узбекистан, например, в ГИПУ приехали более 200 студентов. У каждого вуза свои возможности по приему иностранных студентов, но потребности есть у всех, и они удовлетворяются.

— Что можно сказать о структуре экспорта Удмуртии? Есть ли какие-то отличия от других регионов?

— Структура нашего экспорта значительно диверсифицирована, в отличие от регионов, где почти весь экспортный объем обеспечивают два-три завода. У нас широко представлена продукция высокого передела, и это тоже отличает Удмуртию от субъектов, которые поставляют за границу в основном сырье или продукцию низкого передела. Если говорить об основных направлениях, то прежде всего это машиностроение, станкостроение, все, что связано с промышленным оборудованием и запасными частями к нему. Одно из самых конкурентоспособных — оборудование для нефтедобывающей отрасли. Здесь представлены и крупные предприятия, такие как «Ижнефтемаш»

и «Техновек», и представители малого и среднего бизнеса, которые предлагают интересные решения. Одна из последних историй успеха — компания «Омега», которая производит оборудование для разрыва пласта. Недавно они вышли на рынок Саудовской Аравии, надеюсь, наладят контакты и с другими странами Персидского залива.

Еще одно крупное направление — все, что связано с металлообработкой: прокат, трубы, различные заготовки для станков, для мебельной промышленности и т. д.

Третье направление — деревообработка. Здесь мы тоже представлены несколькими крупными предприятиями и большим количеством компаний малого и среднего бизнеса. Сейчас, на фоне снижения спроса внутри России, прежде всего за счет замедления в строительстве, зарубежные рынки стали для них особенно интересны.

Четвертое направление — химическая промышленность. Это такие известные компании, как «Новый дом», «Вортекс», «Ижсинтез», Ижевский завод пластмасс, «Радиан», «Луч» и еще целый ряд предприятий, выпускающих изделия из пластика.

— А как себя в плане экспорта чувствует аграрный сектор?

— Еще пять лет назад эта отрасль занимала в общем объеме меньше процента, а сегодня сельхозэкспорт составляет уже 5-7% в структуре регионального экспорта, и его доля постоянно растет.

Большой вклад внесли Сарапульский завод растительных масел и компания «Компак», которые занимаются переработкой рапса, но есть и другие предприятия, которые успешно развивают растениеводство, например, «Крупы Удмуртии».

Обязательно надо отметить Агрохолдинг «КОМОС», предприятия которого хорошо представлены на зарубежных рынках, и мы всегда рады видеть продукцию под брендом «Село Зеленое» на полках иностранных магазинов. Компания «Ува-молоко» активно продвигается на рынках СНГ и Египта. Я уверена, наша сельхозотрасль продолжит рост, тем более что в этом секторе не так много санкционных ограничений.

Есть и новые предприятия в агросфере, например, компания «Ижевская грибница» (ИП Спесивцев) успешно вышла на рынок стран СНГ с субстратом для выращивания шампиньонов.

Еще один сектор — легкая промышленность. Это предприятия, которые занимаются текстилем, пошивом, детскими игрушками, другими небольшими производствами потребительской продукции. Их доля в общем объеме незначительна, но они тоже вполне динамично развиваются.

— Вы упомянули о санкциях. Как они отразились на наших экспортерах?

— К сожалению, многие предприятия потеряли привычные, отлаженные годами каналы сбыта. Так, мебельные предприятия, которые относятся к деревообработке и составляют существенную долю нашего экспорта, вынуждены были полностью уйти с европейского рынка. В похожей ситуации оказался Ижевский завод пластмасс, который отправлял большие объемы своей продукции в Италию и Германию. Попавших в такую ситуацию довольно много. В общем объеме экспорта их доля около 20%.

Сейчас многим экспортерам приходится перестраиваться, искать новые рынки. Например, Воткинская промышленная компания, которая выпускает детскую мебель, открыла для себя перспективный рынок Узбекистана, где ежегодный прирост населения составляет миллион человек. Большая ставка делается на страны Средней и Юго-Восточной Азии, Персидского залива, Северной Африки — там быстро растущие рынки и хороший потенциал для развития отношений.

— И вы помогаете выйти на эти рынки?

— Разумеется, используя для этого все доступные нам возможности. Востребованная мера поддержки — продвижение на маркетплейсах с софинансированием услуг по созданию аккаунта, товарных карточек на иностранных языках, размещением на складе. В каких-то случаях помогаем с логистикой, осуществляем софинансирование. В прошлом году компания «Удмуртский лен» отправляла льноволокно в Китай, Центр софинансировал 80% стоимости перевозки по железной дороге до Владивостока, откуда груз отправлялся морем. Это весомая поддержка, она позволяет успешно конкурировать на китайском рынке.

Кроме того, мы не только организуем бизнес-миссии, но и регулярно принимаем реверсные делегации, приглашаем байеров — закупщиков, знакомим с возможностями наших предприятий. В прошлом году приезжали несколько компаний из Монголии — тоже очень перспективный, растущий рынок. Они заключили контракт на покупку мебели с одним из наших производителей, заинтересовались печами для утилизации отходов, сельхозпродукцией. В общем, жизнь продолжается, постоянно ищем новые возможности, а кто ищет — тот всегда найдет.

— Недавно у вас появился проект наставничества. Расскажите о нем подробнее.

— Наша задача не только наращивать объемы экспорта и помогать экспортерам Удмуртии находить новые рынки сбыта, но и вовлекать в экспортную деятельность новых участников, помогать им делать первые шаги на этом непростом пути. Так родилась идея попросить руководителей или менеджеров ВЭД компаний-экспортеров, которые давно работают и чувствуют себя уверенно на зарубежных рынках, стать наставниками для тех, кто только собирается работать с экспортом. Всего образовалось 10 пар, и уже есть результаты. Одна из компаний-новичков, производитель СПА-пакетиков — это аналог чайных, но для заваривания в ванне, — ведет переговоры с крупной сетью отелей в Саудовской Аравии, которая проявила большой интерес к их продукции. Думаю, что и остальные девять пар тоже «выстрелят» в ближайшее время.

— Что еще экспортируют наши предприятия? Многие слышали про банные веники, наверняка есть много других необычных и оригинальных продуктов?

— Интересной продукции действительно много, перечислять можно долго и трудно что-то выделить особо. Если буквально навскидку… Например, компания SITITEK производит ультразвуковые устройства для отпугивания насекомых и разных животных, вплоть до кенгуру. Их охотно покупают в странах Африки, в Новой Зеландии. Эта же компания выпускает ультразвуковые антишпионские устройства, которые обеспечивают защиту помещения от прослушивания, блокируют микрофоны и диктофоны, глушат «жучки».

Целый кластер предприятий занимается производством упаковки, в том числе премиум-сегмента. Можгинский стекольный завод «Свет» активно работает на экспорт, открыл новое направление — декорирование стекла, наращивает объемы. Широкую линейку продуктов выпускает наш агропромышленный комплекс: здесь и кофе особой обжарки, и травяные чаи, и сиропы. Специально для Китая разливается водка с колоском пшеницы. Есть линейки бытовой химии, косметики для экспортных рынков.

Как говорят, лучше один раз увидеть. Поэтому мы организовали шоурум «Сделано в Удмуртии», где максимально широко представлена продукция предприятий республики. Здесь можно воочию убедиться, что Удмуртия имеет действительно большой экспортный потенциал, и нам есть что предложить миру.

Андрей Кузнецов