«НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО ДЛЯ ЭТИХ ДЕТЕЙ НЕТ» Фото: реабилитационный центр "Адели"
Так говорит про своих подопечных директор Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Адели» Людмила Чеснокова. Здесь помогают ребятам с особенностями развития адаптироваться к окружающему миру, готовиться к взрослой жизни и становиться полноценными членами общества. Поговорили с Людмилой Валерьевной о том, как это происходит.

— Людмила Валерьевна, Реабилитационному центру «Адели» в этом году исполняется 30 лет. Давайте сначала мысленно вернемся назад, вспомним, как все начиналось.

— Действительно, в 2025 году мы будем отмечать уже 30-й День рождения нашего центра. В 1995 году на базе Ижевского протезно-ортопедического предприятия открылось детское отделение для реабилитации детей, больных детским церебральным параличом. 13 ноября отделение получило статус учреждения и название «Центр реабилитации детей, больных детским церебральным параличом». Тогда же было издано распоряжение Правительства Удмуртской Республики о выделении средствдля приобретения первых 15 нагрузочных костюмов «Адели», дающих высокую эффективность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Мы до сих пор постоянно используем эту технологию, а название это несем как знамя.

В 2001 году центр переехал в здание детского сада на улице Репина, получил по федеральной программе мебель, оборудование. Это позволило принимать больше детей, в том числе с другими заболеваниями. Центр успешно работал, но развитие ограничивалось существующими условиями: здание было не приспособлено для передвижения детей с ДЦП, родителям приходилось носить их на руках с первого на второй этаж, то есть мы могли помогать ребятам только до определенного возраста, а потом они уходили от нас в никуда.

В конце 2017 года было завершено строительство нового здания Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на улице Ленина, и с 2018 года мы располагаемся вот в этих прекрасных условиях. Общая площадь здания — более 10 тысяч квадратных метров площадь реабилитационного пространства составляет 5 700 квадратных метров.

— Большую роль в появлении нового здания центра сыграл известный российский предприниматель Михаил Гуцериев, это так?

— Из федерального и республиканского бюджета тоже были выделены значительные средства, но основную долю внес благотворительный фонд Михаила Сафарбековича «САФМАР». Он также участвовал в реконструкции нашего филиала Реабилитационного центра «Адели» в городе Глазове в 2023-2024 годах. Помимо этого, фонд оплачивает реабилитацию детей из других регионов.

— У «Адели» есть два филиала, в Глазове и Можге. Они появились, потому что центра в Ижевске не хватало?

— И до сих пор не хватает. В Удмуртии сегодня проживают более 7 тысяч детей с инвалидностью. Проектная мощность нашего центра — 1600 человек в год, Глазовского филиала — 1000, Можгинского филиала — еще 400. Этого не хватает, чтобы каждый попал к нам хотя бы по разу. А за счет бюджета республики дети с инвалидностью имеют право пройти реабилитацию дважды в год.

— Получается, многие не могут попасть в ваш рай?

— На самом деле, несмотря на ограниченные мощности, за последнее время мы увеличили объём наших услуг в разы. Например, в 2024 году, при том, что филиал в Глазове еще находился на реконструкции, у нас прошли реабилитацию 3095 детей. А реабилитация в филиале центра в Глазове не прекращалась ни на один день строительства. Большой объём обслуживания пришёлся на домашнюю форму.

— Как удалось добиться таких результатов?

— За счет новых форм работы. Это и проектная деятельность, и обслуживание на дому, и дистанционная реабилитация с использованием современных цифровых технологий.

Хорошо себя зарекомендовали Микрореабилитационный центр — новая технология — предполагает выезд междисциплинарных бригад в отдалённые сельские районы, оказание диагностических и консультационных услуг на месте. Приезжаем в села, в деревни, проводим приемы на базе районной больницы или поликлиники, комплексного центра социального обслуживания и т. д. Приходят порой семьи с детьми, которые никогда до этого не были на реабилитации и даже не знали о существовании реабилитационных центров — прошли освидетельствование на медико-социальной экспертизе и так и живут, ничего не предпринимая…

— Чтобы организовать такую работу, на местах этим должен кто-то заниматься — подготовить помещения, пригласить людей?

— Структура нашей отрасли социального обслуживания очень большая, она охватывает всю республику. Те же комплексные центры — это подведомственные учреждения министерства социальной политики и труда, мы с ними делаем одно дело. И руководители, и специалисты друг друга знают, конечно, они нам помогают.

***

1/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"
2/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"
3/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"
4/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"

— Расскажите про реконструкцию филиала Реабилитационного центра «Адели» в городе Глазове.

— На примере реконструкции филиала Реабилитационного центра Адели в городе Глазове мы видим заботу государства о самых уязвимых категориях детей, детей с инвалидностью и семьях их воспитывающих.

Реконструкция стала возможной благодаря поддержке Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина, министра труда РФ Антона Олеговича Котякова и Главы Удмуртской Республики Александра Владимировича Бречалова и вниманию депутата Госдумы РФ Андрея Константиновича Исаева, а а также финансовой поддержке Михаила Сафарбековича Гуцериева в лице Благотворительного фонда САФМАР.

Сейчас дети, проживающие в Глазове, в северных районах республики могут пройти эффективную реабилитацию, не уезжая далеко из дома.

Обновлённый филиал оснащён самым современным оборудованием, высокотехнологичными тренажёрами «Экзоскелет», программными диагностическими комплексами, лучшим логопедическим оборудованием, программным комплексом «Томатис».

В филиале Реабилитационного центра «Адели» появился бассейн и гидромассажные ванны, соляная шахта, обновлённый пищеблок с новейшим оборудованием, обеденный зал, комфортные палаты для проживания ребёнка и сопровождающего родителя.

Зоны отдыха для мам, и много разных функциональных помещений для проведения социальной, социокультурной реабилитации.

Доступная среда в филиале, два лифта позволят принимать на реабилитацию детей с различной патологией.

Реабилитация детей с инвалидностью в Удмуртской Республике станет более доступной, качественной, комфортной и эффективной!

После реконструкции филиал Реабилитационного центра «Адели» в городе Глазове будет ежегодно принимать на реабилитацию более 1 тысячи детей.

— Вы упомянули, что фонд «САМФАР» оплачивает реабилитацию детей из других регионов. Откуда к вам приезжают?

— География очень широкая, от Калининграда до Хабаровска. Едут из Тюмени, из Новосибирска, из Москвы и Московской области, из Казани, из Астрахани… Предположу, что «Адели» знают далеко за пределами Удмуртии.

— Значит, вы работаете по очень высоким стандартам, раз к вам приезжают на реабилитацию даже из Москвы?

— Может, нескромно мне об этом говорить, но на самом деле мы гордимся. Гордимся своими специалистами, которые достигли такого уровня, что к ним едут, а про центр говорят как про один из лучших реабилитационных центров в отрасли социального обслуживания.

— Как вам это удалось, за счет чего?

— У нас прекрасное, специально спроектированное здание, современное оборудование, передовые методики, сильная поддержка со стороны руководства республики и благотворительного фонда «САМФАР». Но главное, конечно, — это люди, которые здесь работают. Коллектив, настоящая команда единомышленников, объединенных большой гуманной целью: изменить мир для детей с инвалидностью, помочь им. Мы делаем максимально возможное, чтобы они органично встроились в окружающий мир, помогаем им наладить коммуникацию с обществом, чтобы им было проще, легче в будущем.

Есть такое выражение: воспитывать — значит определять судьбу нации. В нашем случае его верно перефразировать: заботиться о будущем нации — это реабилитировать и воспитывать. Мы действительно занимаемся и воспитанием тоже, оказываем педагогические, психологические услуги, у нас ребята получают знания в области точных наук, экологии, географии… Мы с ними собираем макулатуру, сортируем мусор, занимаемся волонтерской деятельностью. У нас есть проект с Удмуртским отделением Всероссийского географического общества, в рамках которого символ нашего центра, пингвиненок, вместе с путешественницей Еленой Васильевной Мартиросян побывал в Южной Америке, Африке и добрался до Антаркатиды, сейчас он путешествует на Памирском тракте, а в будущем планирует отправиться на Алтай. Приходя к нам, дети полностью погружаются в многогранный, разнообразный мир, который ждет их в будущем, и могут к нему адаптироваться.

Бывает, что к нам поступают дети, которые, казалось бы, не имеют каких-то социальных, коммуникативных проблем, но у нас они раскрываются по-особенному, начинают по-другому мыслить, их внутренний мир обогащается и они осознанно начинают относиться к себе, к своему здоровью, окружающим их людям и это благодаря слаженной команде специалистов: медиков и педагогов.

***

1/3
Фото: реабилитационный центр "Адели"
2/3
Фото: реабилитационный центр "Адели"
3/3
Фото: реабилитационный центр "Адели"

— А как вы взаимодействуете с родителями?

— Это важная часть нашей работы. От того, насколько замотивированы, настроены на сотрудничество родители, зависит эффективность реабилитации ребенка. Поэтому коммуникацию надо налаживать и со взрослыми, со всей семьей, а это бывает непросто: все люди имеют свои особенности.

С одной стороны, мы всегда в центр ставим семью, ее потребности, ее запросы, но в то же время стараемся донести до родителей, что реабилитационный центр — это не супермаркет, и реабилитация — это не тележка, в которую можно сложить весь имеющийся у реабилитационного центра арсенал методик, оборудования и технологий, это неправильно и неэффективно, если мы говорим о здоровье и потенциале ребенка. У нас индивидуальный маршрут разрабатывают только врачи, только специалисты, которые могут реально оценить потенциал ребенка, его физиологические способности к реабилитации, его психологическую зрелость, его приверженность к реабилитации и так далее. Реабилитация - высокотехнологичный процесс, и главное правило здесь, как в медицине, не навреди.

— Сейчас благодаря интернету многие считают себя вполне экспертами, думают, что могут сами разобраться во всем…

— Да, а на самом деле это совсем не так. Специалисты учатся годами, всю жизнь. Постоянно появляются новые вызовы, которые требуют получения новых знаний. Вот, например, произошли значительные изменения в структуре инвалидности, на первое место вышла инвалидность по психическим заболеваниям. В том числе к психическим заболеваниям относится и расстройство аутистического спектра (РАС).

Средства массовой информации рассказывают, что в знаменитой Силиконовой долине чуть ли не половина программистов — аутисты. Представление о том, что все дети с аутизмом обладают гениальными способностями, является мифом.

С одной стороны, этот миф о гениальности в некоторой степени способствовал принятию обществом детей с аутизмом и РАС. Однако, с другой стороны, это устойчивое убеждение зачастую оказывает негативное влияние на их жизнь. Завышенные ожидания и повышенные требования, предъявляемые как обществом в целом, так и, в особенности, родителями к детям, могут нанести ребенку психологическую травму и затруднить процессы его адаптации и социализации.

Большинство детей с расстройством аутистического спектра имеют огромные проблемы. И к этим проблемам может присоединиться умственная отсталость различной степени, и лёгкая, и умеренная. Здесь нужны компетенции специалистов, которых у нас не было до этого, и поэтому опять приходится учиться. Удмуртия год назад включилась в проект Приволжского федерального округа «Ментальное здоровье», в рамках которого наши специалисты проходят обучение в Приволжском исследовательском медицинском университете — психологи, педиатры, инструкторы-методисты ЛФК и логопеды осваивают новые технологии, новые методики.

***

1/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"
2/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"
3/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"
4/4
Фото: реабилитационный центр "Адели"

— Когда попадаешь к вам, сразу обращаешь внимание на окружающую обстановку: яркая отделка, хорошая мебель, картины на стенах. Настоящий оазис. Как это все создавалось?

— В процессе строительства центра была возможность заказать профессиональный дизайн-проект за счет благотворительного фонда — результат вы видите. В Глазове пришлось обойтись своими силами. Реконструкция филиала проводилась в основном за счет федерального бюджета, там дизайн-проект в смету не входил. Но у нас всё равно получилось красиво!

Я считаю, что пространство тоже реабилитирует. Оно создает исцеляющую атмосферу добра, внимания, уюта. Поэтому у нас чисто, красивая мебель, у нас цветы в помещениях, вертикальные сады, красиво и уютно на территории – это всё результат кропотливого труда наших сотрудников. У нас везде висят картины — а ведь дети, которые к нам попадают, скажем так, редко посещают какие-то выставки, музеи, и вот здесь они получают возможность погрузиться в мир творчества.

— А откуда у вас такие замечательные картины?

— В первую очередь благодаря нашим хорошим друзьям, музею-галерее «La bohème artistique» и его руководителю Рустаму Фаритовичу Булатову. Они не только дарят картины — художники проводят у нас мастер-классы, ребята рисуют вместе с ними, творят. Часть картин — это их работы. И воспитатели наши прекрасно рисуют. Вообще, у нас сотрудники проявляют себя с разных сторон: например, методист прекрасно ведет соцсети, а еще она отличный фотограф и видеограф, монтирует интересные ролики о нашей жизни. Заведующий складом в свободное время садовник и ландшафтный дизайнер. Бухгалтер, заведующий, заместитель директора, старший воспитатель в филиале Глазова, специалисты пишут социальные проекты. Наш системный администратор в свободное время — звукорежиссер в Школе мюзикла, а инструктор по труду шьёт нам шикарные костюмы для новогодних спектаклей.

— У вас даже школа мюзикла есть?

— Уже три года. Первый мюзикл «Адели и все, все, все» мы поставили, когда Удмуртское отделение Российского детского фонда, председателем которого я являюсь, выиграло грант Президентского фонда культурных инициатив. Он есть в социальных сетях, набрал большое количество просмотров.

После этого мы поставили еще два мюзикла, один из них с народной артисткой Надеждой Эдуардовной Уткиной. Она написала песни, записала их вместе с детьми, сыграла главную роль. Этот мюзикл мы показывали уже большое количество раз. Последнее наше выступление было 9 мая на Центральной площади.

Весной успешно прошел третий мюзикл — «Волшебная БарабанДа». И мы сейчас организовали студию барабанов, теперь у нас дети еще и барабанят.

У нас есть воспитатели, которые ставят сказки для детей, я сама пишу сценарии для мюзиклов — все это, конечно, никак не регламентируется, делается исключительно #полюбви (этот хэштег стал уже нашим крылатым), из желания создать для детей ощущение волшебства, творчества. Поэтому у нас остаются работать те, кто этим «болеет», кто уже не может себя представить где-то в другом месте…

— А ребят вы как-то отбираете для спектаклей?

— В том-то и дело, что участвуют практически все, дети с самыми разными патологиями. Незрячие мальчики и девочки поют, играют на барабанах, на колокольчиках. Есть артисты с ДЦП, колясочники, есть дети с ментальными нарушениями и с РАС — для этих ребят ничего невозможного нет!

У нас создана секция «Чемпионы Адели» по адаптивному тхэквондо, где занимаются самые разные дети и они уже Чемпионы России, ПФО и мира! Совместно с Центром поддержки творческих инициатив «Журавейник» мы ежегодно проводим семейный фестиваль «Подсолнух» — у нас в центре и в курортном комплексе «Нечкино», приезжают творческие дети со всей страны.

Сейчас организуем Семейные мастерские на выигранный грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, у нас будет студия домашнего декора, студия вертикального озеленения и гидропоники, кулинарная студия. Будут заниматься семьи вместе с детьми, возможно, у нас получится довести это до какого-то семейного бренда, до семейного дела, до соцконтракта.

***

— С какого возраста вы принимаете детей?

— С самого раннего. От рождения до трёх лет — это служба ранней помощи. Это новое направление, которое сейчас внедряется практически во всех субъектах. Мы начали его развивать в республике в 2017 году, сейчас создана сеть службы ранней помощи, куда могут обратиться семьи с любой проблемой, в том числе воспитывающие ребенка, не имеющего инвалидность.

Это может быть самый обычный, банальный запрос, допустим, не получается приучить ребенка к горшку, либо запрос уже ребенка со сформированными ограничениями, например, с расстройством аутистического спектра. Сейчас такой диагноз ставится все раньше и раньше, и благодаря такой углубленной диагностике мы, по крайней мере, этих детей не упускаем, начинаем с самого раннего возраста выстраивать им индивидуальный маршрут.

Таким образом, от нуля до трех мы принимаем всех детей независимо от наличия или отсутствия инвалидности, а с трех полных лет до восемнадцати лет — всех детей с инвалидностью, с любым заболеванием, с любым диагнозом.

— Вы как-то отслеживаете путь своих выпускников во взрослой жизни, поддерживаете связь с ними?

Да, со многими. И у нас есть немало тех, кем можно гордиться. Например, Антона Пономарева знает теперь, наверное, вся республика после его недавнего интервью с Главой региона Александром Владимировичем Бречаловым. Антон незрячий, у нас появился еще совсем ребенком, играл в первом мюзикле. Потом, когда учился ещё в школе, вел подкаст второго мюзикла. Сейчас он студент факультета журналистики УдГУ.

Аня Маркова — у неё ДЦП — пишет книги, мы их издаем. У нее вышла замечательная трилогия «Новогоднее чудо». Аня учится в педколледже и мечтает прийти к нам работать педагогом.

Тане Бандуриной уже 20 лет, но она до сих пор участвует в наших мюзиклах. А работает она в первом инклюзивном кафе «Эклер» мастерских «ДА! МОГУ!». В кафе работают люди с ментальными нарушениями.

Очень много писем от выпускников получают наши воспитатели — они для ребят как вторые мамы, и отношения продолжаются годами, им посвящают стихи, приезжают в гости. Или возвращаются в родной дом — не знаю, как правильно…

— Что вас, как руководителя, радует больше всего?

— Конечно, дети — которые здесь находят себя в новом качестве, у которых появляется блеск в глазах. Которые чему-то научились, улучшили свои физические возможности, исключили для себя какие-то ограничения либо научились с ними жить. Да, мы никогда не вылечим этих детей — это должны понять и принять и мы, и их родители. Но мы должны сделать все, чтобы они как можно меньше чувствовали эти ограничения, чтобы жили полноценной жизнью.

Реклама. Реабилитационный центр «Адели». ИНН: 1835031498. Erid: 2VtzqveNcPs