• 28 мая 2025 18:00
  • 50
  • Время прочтения: 52 мин

Ольга Фадеева: «Вижу, как растёт личность!»

Ольга Фадеева:
«Вижу, как растёт личность!» Фото: ДОУ № 204
Ижевскому детскому саду № 204, если сложить года обоих корпусов – без малого полвека. Руководитель дошкольного учреждения Ольга Владимировна Фадеева рассказала о главном в своей работе, вспомнила прошлое и поделилась планами на будущее.
1/3
Фото: ДОУ №204
2/3
Фото: ДОУ №204
3/3
Фото: ДОУ №204

- В вашей семье вы представляете уже второе поколение педагогов дошкольного образования. Как вы пришли в профессию?

- Да, моя мама Тамара Ивановна всю жизнь проработала в дошкольном образовании. Я провела в детском саду больше времени, чем другие дети. Будучи школьницей часто приходила к маме на работу и помогала ей. Я очень люблю детей, наверное, поэтому и выбрала профессию связанную с педагогической деятельностью, поступив в педагогическое училище.

После окончания училища некоторое время я проработала учителем начальных классов, потом рождение дочери и впоследствии я приняла решение, что хочу работать именно с дошкольниками. После декретного отпуска я пришла в детский сад № 193 в качестве воспитателя, руководителем учреждения была Бабина Ольга Сергеевна. Проработав воспитателем, я поняла, что моё место именно в детском саду. Место, в котором ты проживаешь с детьми столько разных событий и эмоций!

Работала воспитателем, заместителем заведующего по воспитательной работе, руководила другим коллективом ДОУ. В 2017 году пришла заведующим в детский сад № 204. А в 2022 году в рамках реорганизации у нас появился второй корпус – бывший детский сад № 193. Вот такая закольцованность в профессиональной судьбе: откуда начала, туда и вернулась.

1/7
Фото: ДОУ №204
2/7
Фото: ДОУ №204
3/7
Фото: ДОУ №204
4/7
Фото: ДОУ №204
5/7
Фото: ДОУ №204
6/7
Фото: ДОУ №204
7/7
Фото: ДОУ №204

- Что главное в вашей работе? Что для вас представляет особый интерес?

- Детский садик… Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением! Игры с друзьями и прогулки на участке, какао и манная каша на завтрак, тихий час с прочтением сказок перед сном и детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и улыбчивая воспитательница.

Ты видишь, как буквально на твоих глазах, с твоей помощью ребёнок не только физически развивается, но растёт как личность! Пять лет назад к тебе пришёл малыш, которому ты помогал освоить базовые навыки по самообслуживанию. А к выпуску перед тобой уже маленький человек со своим характером, увлечениями, потенциалом. Все эти годы ты был не просто очевидцем, но развивал, помогал и поддерживал ребенка, вкладывал в него свою душу и сохранял то лучшее, что в нем уже есть.

Конечно, очень большую роль в этом процессе играет семья, родные. Бывает, что родители сразу замечают способности и увлечения ребёнка: получается в спорте – ведут в секцию, танцует – отдают в кружок, тяга к музыке или рисованию – водят на подготовительные занятия в ДШИ. Родители планируют перспективу для ребёнка, вкладываются временем, нервами и финансами. А мы со своей стороны создаём эмоциональный контекст успешности и уверенности в себе. Если малыш занимается спортом – подключаем его ко всем спортивным мероприятиям, которые проводим в детском саду. Если его водят на танцы, хор, уроки музыки – он обязательно становится звёздочкой всех наших утренников и концертов. Наши педагоги могут помочь ребенку реализовать себя на более высоком уровне. Разные семьи бывают. Например, родители хотят развивать ребёнка в нескольких направлениях сразу, у него плотный график кружков и занятий. А мы видим возникающие на этом фоне моменты усталости, капризности и даже апатии. Тогда говорим родителям: «Давайте не будем ломать ребенка, проанализируем его способности и желания! Он будет более успешен в том направлении, где ему действительно интересно». А бывают ровненький средний малыш, который вроде бы ничем не увлечён. Но мы нащупали его интерес, предлагаем ему участие в соответствующих мероприятиях. И ребёнок буквально оживает. Родители потом удивляются: «Мы и не знали, что он у нас такой талантливый!»

1/8
Фото: ДОУ № 204
2/8
Фото: ДОУ № 204
3/8
Фото: ДОУ № 204
4/8
Фото: ДОУ № 204
5/8
Фото: ДОУ № 204
6/8
Фото: ДОУ № 204
7/8
Фото: ДОУ № 204
8/8
Фото: ДОУ № 204

- По каким образовательным программам вы работаете? Какие дополнительные занятия предлагаете?

- Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными для всех детских дошкольных учреждений: и государственных, и даже частных. Поэтому мы работаем по единой федеральной программе дошкольного образования, но дополняем её методами, формами и приёмами из авторских разработок. На протяжении нескольких лет в первом корпусе учреждения мы реализовываем и используем в своей работе методы и формы авторской программой дошкольного воспитания «Дом радости» Натальи Михайловны Крыловой. Взяв второй корпус, я отметила, что большая часть его сотрудников – носители национального языка. Так естественно возникло этнокультурное направление в работе. Конечно, основной язык общения – русский. Но Удмуртия – наша малая родина, мы должны познакомить воспитанников с её традициями и культурой. Поэтому возникли на стенах таблички со словами на двух языках, оформление холла в национальных художественных традициях и тростевые куклы, которые помогают познакомить ребят с удмуртскими народными сказками. В одном проекте запланировано знакомство детей с русской и удмуртской музыкальной культурой, творчеством национальных композиторов.

Дополнительные занятия

Что касается дополнительных общеразвивающих программ, то их на сегодняшний день они являются своеобразным подспорьем для выявления и развития разных направленностей ребенка. Мы взяли курс на stem-технологии: лего-конструирование, робототехника, экспериментирование, мультстудия. Творческие направления тоже всегда были интересны детям: это и художественные студии по работе с тестом и разными видами художественного материала, и хореографическое искусство. Имеются кружки и по спортивной направленности, а также коррекционные занятия, направленные на развитие речи ребёнка. Недавно у нас появилась и услуга «Английский для малышей». Самое важное то, что большинство этих услуг ведут педагоги детского сада, которые максимально адаптируют свои программы под наших детей, помогая им стать успешными личностями не только в детском саду, но и дают основу для успешного становления ребенка как личности в школе.

Очень важно, чтобы оба корпуса работали как единый организм, поэтому стараемся сделать так, чтобы все мероприятия проходили на одной волне.

В учреждении проходит очень много мероприятий, где задействован потенциал как воспитанников, так и педагогов обоих корпусов и это дает свой положительный результат. Детский сад неоднократно становился победителем всероссийских открытых смотров конкурсов «Детский сад года – 2022» и «Лучшие детские сады России – 2024 года», победителями инициативного бюджетирования «Дети при деле», победителями спортивных, интеллектуальных и творческих конкурсов среди воспитанников и педагогов.

В преддверии юбилея празднования Дня Победы, хотелось бы рассказать об одном из мероприятий, проведение которого стало для нас приятной традицией. Это проведение полномасштабных праздников, посвященных Дню Победы. Вот уже на протяжении пяти лет мы проводим это мероприятие на территории учреждения, приглашаем на него не только родителей, но и жителей микрорайона. Много рассказываем, репетируем, готовимся, переживаем. Это потрясающий момент единения родителей, педагогов и детей! Я надеюсь, что наши дети вырастут и патриотизм для них не будет пустым звуком. Потому что в понятие «Родина» входит большое и малое: страна, в которой ты живёшь, и родной дом, и твой детский сад. В этом году мы будем отмечать двойной юбилей – 10 лет исполняется одному корпусу и 50 лет второму. У нас самые грандиозные планы на это торжество!

1/7
Фото: ДОУ № 204
2/7
Фото: ДОУ № 204
3/7
Фото: ДОУ № 204
4/7
Фото: ДОУ № 204
5/7
Фото: ДОУ № 204
6/7
Фото: ДОУ № 204
7/7
Фото: ДОУ № 204

- Одно дело – увлеченный руководитель, и совсем другое – увлечённый дружный коллектив. Вам удалось собрать сотрудников в команду?

- Это задача, которую руководителю нужно решать постоянно и непрерывно, каждый день. Понимаете, в дошкольном образовании, как и во многих сферах деятельности, существует «кадровая яма». То есть ещё остаются в коллективе опытные, мудрые педагоги, кто не мыслит себя вне этой работы. Но их, к сожалению, всё меньше. Кто-то уходит по состоянию здоровья, кто-то в силу жизненных обстоятельств. А молодёжь и приходит осторожно, и уходит часто, порой совсем немного поработав. И дело тут не только в зарплате сотрудника дошкольного учреждения. Студенты не имеют за плечами качественной практики в детском саду. Полученные теоретические знания, к сожалению, расходятся с реальными условиями их применения. Они сталкиваются с живыми эмоциями детей и родителями – и порой просто не знают, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Что-то не стыкуется, есть недопонимание, не справляются с наплывом эмоций – как итог, принятие решения «не моё». Я как руководитель стараюсь создать условия для качественной и слаженной работы сотрудников, психологическую атмосферу в коллективе, так называемую «моральную подушку безопасности». Бывает, что начинающий воспитатель не справляется, эмоционально срывается, готов написать заявление об уходе. А я вижу в нём потенциал. Просто ему нужно прожить определенный этап, понять, научиться, освоить какие-то методики и приёмы. Всё это требует душевных усилий, характера, времени. И во многом, наверное, от меня зависит, останется ли человек в профессии. Мне надо каждую проблемную ситуацию проанализировать, разобраться, поддержать, посоветовать, подсказать молодым, как правильно себя повести. Конечно, мне в этом помогает моя команда: заместители, воспитатели-наставники, с большим педагогическим стажем, специалисты. Хотелось бы сказать про них одно, без такой поддержки, я бы не состоялась как руководитель!

Если случаются конфликтные ситуации между родителями и воспитателями, то мы стараемся решить их быстро и мирно. Наш педагог-психолог консультирует обе стороны, помогает скорректировать поведение, решить проблему в пользу детей. Бывают и хозяйственные проблемы, нештатные ситуации – всё стараемся решать общими усилиями, держимся все вместе.

Роль педагога в формировании будущего общества нельзя переоценить. Именно педагоги создают основу знаний и ценностей у нового поколения. От их профессиональных компетенций и личных качеств зависит успешность образовательного процесса и развитие личности каждого воспитанника. Мне важно понять, к чему имеет способности педагог, что ему интересно, и отправить его на учёбу именно по тому направлению, в котором он будет успешен.

1/8
Фото: ДОУ № 204
2/8
Фото: ДОУ № 204
3/8
Фото: ДОУ № 204
4/8
Фото: ДОУ № 204
5/8
Фото: ДОУ № 204
6/8
Фото: ДОУ № 204
7/8
Фото: ДОУ № 204
8/8
Фото: ДОУ № 204

- Чем вы как заведующая особенно гордитесь?

- Людьми! Я держусь за свой коллектив и горжусь им! В какие-то моменты я тоже ошибалась, и у меня бывают минуты слабости, когда я думаю, что, наверное, уже выгораю. Но прихожу на работу – и вижу глаза своих сотрудников! Они подходят, спрашивают, утешают, советуются. Значит, я, наверное, чего-то стою, я им нужна. Всегда говорю им: «Мы – единое целое! Вы – моя поддержка и основа нашего учреждения! Каждый год мы выпускаем своих воспитанников в школьную жизнь и к нам приходят новые дети. Жизнь продолжается!»

Реклама. МАДОУ «Детский сад №204». ИНН 1834300701. ERID: 2VtzqununTf