• 28 декабря 2023 23:32
  • 227
  • Время прочтения: 5 мин

Стальные артерии России: 20 лет ОАО «РЖД»

Стальные артерии России: 20 лет ОАО «РЖД»
История железнодорожного сообщения России насчитывает почти два столетия и напрямую связана с развитием нашей страны. Стальные артерии сыграли ключевую роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, во включении регионов в единое экономическое пространство, в становлении крупных промышленных производств, в победе в Великой Отечественной войне. Новейший этап развития отрасли начался в 2003 году с постановления Правительства РФ об организации ОАО «Российские железные дороги». Компанию «РЖД» отличает инновационный подход к развитию сектора, ставка на цифровые и квантовые технологии, активная модернизация подвижного состава и реконструкция вокзальных комплексов. В год 20-летия ОАО «РЖД» вспомним, что изменилось за это время в железнодорожном сообщении Удмуртии, какие новшества внедрены за этот период, что сделано для пассажиров, грузоотправителей и жителей населенных пунктов республики.

Новые вокзалы

Основание компании ознаменовалось новым подходом к обновлению инфраструктуры и сохранению исторического наследия. Уже в ноябре 2003 года был дан старт масштабному проекту Горьковской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») – реконструкции вокзального комплекса Ижевска. Вокзалы, обслуживающие пассажиров поездов дальнего и пригородного сообщения, были построены в разное время – в 1952 и в 1977 соответственно. Проект был нацелен не только на обновление зданий и привокзальной территории в соответствии с современными требованиями безопасности и комфорта, но и на приведение всего комплекса к общему знаменателю. Реконструкция проходила в два этапа и полностью завершилась в 2009 году. В 2021-2023 году обновилась привокзальная площадь, а сам комплекс был дополнительно адаптирован для маломобильных пассажиров.

Единый ансамбль вокзального комплекса Ижевска стал достойным примером современного подхода к инфраструктуре общего пользования, став архитектурным украшением и центром социокультурного притяжения столицы республики. Символом тесной связи железных дорог с историей и развитием Родникового края стало открытие на привокзальной площади памятника Петру Ильичу Чайковскому. В залах ожидания на регулярной основе размещаются фотоэкспозиции, выставки картин и детских рисунков, организованные совместно с музеями города. На территории комплекса проходят концерты и флэшмобы. А в декабре 2021 годана Ижевском вокзале заработал постоянно действующий мультимедийный историко-просветительский проект «Исторический багаж». С помощью виртуальной экспозиции пассажиры могут познакомиться с историей Удмуртской Республики и города Ижевска. Следующим значимым проектом стала реконструкция вокзала Глазова. Она проходила с 2012 по 2016 год и включала перепланировку, обновление фасадов и входных групп, устройство скатной крыши по новым металлическим стропильным конструкциям, замену технологического оборудования и внутренних пассажиров вокзальный комплекс был оборудован лифтами и эскалаторами.

В 2021 году завершилось строительство еще двух важных объектов. В сентябре открылся крупнейший транспортно-пересадочный узел в Можге, объединивший в одном здании железнодорожный вокзал и автостанцию. А 22 ноября в черте города Ижевска был открыт новый остановочный пункт «Лесозаводская».

2023 год также не стал исключением в деле масштабного обновления вокзальных комплексов. В настоящий момент завершаются работы по ремонту внутренних помещений и платформ станции Балезино. Все новые остановочные пункты отвечают современным стандартам комфорта, надежности и безопасности и адаптированы для маломобильных пассажиров.

В настоящий момент на станциях Горьковской железной дороги продолжается работа по установке автоматизированной системы удаленного управления вокзалами «Умный вокзал». Такой сервис удобен для пассажиров из небольших населенных пунктов, в которых вокзалы работают по особому режиму.

Входные двери вокзалов, оснащенных комплексом, открываются и закрываются автоматически. То есть пассажир может пользоваться зданием вокзала, даже если его поезд отправляется или прибывает в то время, когда по графику работы вокзал закрыт. Для этого ему достаточно нажать кнопку вызова у входной двери. Сигнал поступит диспетчеру, который откроет дверь.

Кроме того, на каждом «Умном вокзале» есть ЖК-экран, где отображается расписание движения поездов, местное время и температура в зале ожидания, транслируются аудио- и видеоролики. Также вокзалы оборудованы камерами наблюдения.

В 2023 году Система «Умный вокзал» стала доступна и на станции Камбарка в Удмуртской Республике. В целом работа по обновлению пассажирской инфраструктуры ведется как в крупных, так и в отдаленных населенных пунктах. Активно развивается и маршрутная сеть пригородного сообщения.

Безопасная инфраструктура

Модернизация коснулась не только вокзальных комплексов, но и всей железнодорожной инфраструктуры. Ремонт и обновление путей ведется в постоянном режиме. Приоритетное внимание уделяется содержанию искусственных сооружений: мостам, виадукам, тоннелям. Большинство из них были возведены еще в советские годы, поэтому ремонтные работы часто носят комплексный характер.

В 2007 году завершилась реконструкция железнодорожного моста через реку Каму на перегоне Сарапул – Армязь. Отметим, что работы были проведены в рекордные сроки за счет применения новых строительных технологий.

В 2022 году произведен капитальный ремонт однопролетного моста через реку Вала, расположенного на перегоне Можга – Пычас. Опоры моста были усилены и защищены от атмосферного воздействия. Затем были произведены демонтаж старого и установка нового металлического строения пролета, а деревянные шпалы железнодорожного пути заменены на железобетонные. Реализация проекта позволила обеспечить пропуск грузовых поездов повышенного веса на направлении Агрыз – Юдино.

В 2011 году открылся новый пешеходный мост на станции Можга. Надземный переход стал ощутимо удобнее для пассажиров, по сравнению со старой деревянной конструкцией середины прошлого века. Во-первых, он стал заметно шире – 3 вместо 2,5 метра, также в соответствии с современными нормативными требованиями был увеличен и подмостовой габарит. Во-вторых, на объекте было установлено наружное освещение и пандусы для колясок.

Кроме того, в целях предотвращения травматизма граждан на систематической основе устанавливаются металлические секционные ограждения вдоль железнодорожных путей. За последние три года работы были проведены на перегоне Ижевск – Позимь и вблизи станции Кизнер.

Современный подвижной состав

Обновление подвижного состава на ГЖД сегодня также стало обязательной нормой и ведется на постоянной основе. За последние два года был полностью обновлен технический парк маневровых локомотивов. В рамках инвестиционной программы «Приобретение тягового подвижного состава» поступили маневровые тепловозы серии ТЭМ18ДМ, выпускаемые Брянским машиностроительным заводом. Обновление коснулось всех станций Ижевского региона ГЖД, в том числе Агрыз, Ижевск, Янаул, Кама, Камбарка, Игра и Сарапул.

9 декабря 2018 года в первый рейс отправился пассажирский поезд № 25/26 сообщением Ижевск – Москва, состоящий из двухэтажных вагонов. Двухэтажный поезд Ижевск – Москва позволяет путешествовать с высоким уровнем комфорта и при этом перевозить в два раза больше пассажиров. Все вагоны оборудованы современными системами климат-контроля, биотуалетами.

В 2019 году в эксплуатацию поступили новые грузовые тепловозы 2ТЭ25КМ производства Брянского машиностроительного завода, в 2020-м современные модели ТЭП70 БС для пассажирских поездов. Локомотивы нового поколения – это компьютерная система управления, новый V образный тип дизеля и другая система обслуживания. Современные модели тепловозов отличают улучшенные тяговые характеристики, повышенная топливная экономичность, экологичность, а также увеличенный межремонтный пробег. Отметим, что ремонт и обслуживание новой техники для трех регионов ГЖД – Ижевского, Казанского и Муромского было доверено именно специалистам Ижевского региона дороги.

Еще один новый вид транспорта – рельсовые автобусы. С января 2020 года пассажирские перевозки на направлениях Ижевск – Глазов, Ижевск – Балезино, Ижевск – Ува, Ижевск – Набережные Челны, осуществляются рельсовыми автобусами серий РА-2 и РА-3. А с 2023 года – и по новому маршруту Ижевск – Кез – Кузьма.

Удобство отправки грузов

В 2021 году в Ижевске открылся новый Центр продажи услуг. Он организован по принципу «одного окна» и координирует работу предприятий железной дороги по предоставлению услуг в сфере перевозок грузов, использования инфраструктуры и комплексного транспортного обслуживания. Весь комплекс операций по удовлетворению клиентского запроса осуществляется непосредственно в Центре услуг, что позволяет клиентам минимизировать время на стоимости перевозки, оформление электронных накладных и другие операции.

Кроме того, активно развиваются современные сервисы и решения, актуальные для бизнеса в части осуществления доставки грузов, в том числе – логистическая система для мультимодальных перевозок, цифровой ресурс «Личный кабинет клиента».

Подготовка кадров со школьной скамьи

ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем в Российской Федерации, входит в топ-3 международных компаний по количеству сотрудников, только в Удмуртии в отрасли трудятся свыше 3,5 тысячи человек, а потому холдинг традиционно уделяет внимание качеству подготовки будущих специалистов. В 2019 году в школе № 20 города Ижевска открылся первый профильный железнодорожный класс. А уже в следующем году в связи с высоким конкурсом среди желающих учиться здесь было принято решение о расширении программы, и сегодня она реализуется в 7-й, 8-й и 9-й параллели. Целью совместного социального проекта Горьковской железной дороги и администрации города стала не только ранняя профориентация школьников, но и создание единой системы ступеней: школа – вуз – предприятие. Специалисты Ижевского региона ГЖД принимают непосредственное участие в подготовке материала и преподавании в классах профориентации.

Только вперед

Среди запланированных к реализации проектов можно отметить строительство нового пассажирского вокзала на станции Кизнер. Соответствующее соглашение в 2022 году подписали в ходе рабочей встречи Сергей Дорофеевский и Александр Бречалов. Еще одно совместное решение ГЖД и Удмуртии, касается установки шумозащитных экранов в столице республики, вдоль путей на улице Дружбы, в целях обеспечения комфорта жителей близлежащих домов.

История сотрудничества Горьковской железной дороги и Правительства Удмуртии – это реализация крупных инфраструктурных проектов, работа не только в рамках задач сегодняшнего дня, но и на долгосрочную перспективу. И 20-летний юбилей ОАО «РЖД», без сомнения, ознаменует новый этап в обновлении железнодорожной инфраструктуры республики и повышения качества обслуживания пассажиров.

Дмитрий Горбунов

Реклама. ИНН: 7701580673. ERID: 2VtzqxRbWwW