Прямой дорогой!
Удмуртия уже несколько лет удерживает лидерство в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В 2021 году в республике отремонтировали более 139, а с начала реализации проекта – более 415 километров автодорог. Рост объемов и качества дорожного ремонта доказывают и результаты социологических исследований. Так, согласно исследованию Центра управления регионом Удмуртии, показатель удовлетворенности населения состоянием дорог улучшился на 35% по сравнению с 2017 годом. На наши вопросы отвечает министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Алексей Горбачев.

– Алексей Викторович, расскажите, чем запомнился текущий дорожный сезон. Поделитесь последними изменениями и наиболее значимыми результатами отрасли.

– Приоритетом 2022 года было повышение качества выполняемых работ. Это было одним из поручений главы региона Александра Бречалова на стратегической сессии по дорогам, которая проходила в мае. Поэтому в этом дорожном сезоне республика перешла на новые современные ГОСТы.

Для улучшения качества асфальтобетона используются только еврофракции щебня, благодаря которым дорога сможет простоять дольше. Вид производимого асфальтобетона по новым рецептам зависит не только от категории дороги, на которой его планируется укладывать, но и от условий ее эксплуатации. Это позволяет увеличить износостойкость покрытия.

Требования к качеству асфальта стали жестче. Если раньше допускалось отклонение от рецепта до 5%, то сейчас 1% – это уже критично. Кроме того, прежде основными показателями были плотность и водонасыщение асфальта, а сейчас воздушные пустоты и образование колеи. К примеру, испытание на колейность на специальной установке новый асфальт проходит в течение 6-12 часов. Если образец его выдерживает – асфальт идет в работу, если нет – рецепт дорабатывается.

Срок гарантии у нас сейчас 5 лет, раньше был 4 года. И качество действительно стало выше, мелкое шелушение изредка встречается, но в целом те участки, которые были отремонтированы даже 5 лет назад, находятся в удовлетворительном состоянии.

Напомню, что за последние пять лет в республике отремонтировано около 1700 км. Это беспрецедентный объем работ. Для сравнения: за период с 2012 по 2016 год отремонтировано около 1000 км. В текущем году ремонтируем, реконструируем порядка 200 объектов протяженностью около 200 км. Дорожный фонд составил 9,7 млрд рублей, в том числе 2,3 млрд рублей – средства федерального бюджета.

– Удмуртия – один из регионов-лидеров по реализации нацпроекта БКД. Какие наиболее значимые объекты удалось завершить в текущем году и какие цели в рамках нацпроекта стоят перед отраслью республики до конца 2024 (2030) года?

– В этом году по нацпроекту БКД мы ремонтируем 115 объектов протяженностью более 130 км. На сегодня исполнение проекта составляет более 80%. При этом в фокусе внимания всегда потребности жителей. Теперь при реализации нацпроекта применяется комплексный подход – это не только дорога, но и тротуары, ограждения, светофорные объекты, освещение.

Например, в Воткинском районе в деревне Гавриловка по просьбе жителей в рамках нацпроекта был оборудован новый тротуар на улице 70 лет ВЛКСМ. Проезжая часть старой дороги была полностью разбита, тротуара никогда не было. Все движение пешеходов шло по обочине дороги. При этом улица ведет к детскому саду и школе. В этом году мы отремонтировали часть этой дороги – 300 метров. В 2023 году здесь завершим начатое – проложим новую дорогу до самой школы и детского сада, с устройством искусственных неровностей у пешеходного перехода, благоустройством тротуара и установкой барьерного ограждения.

Наиболее масштабные работы проводим на региональных трассах. Уже приняли 7 отремонтированных участков протяженностью почти 30 км, в том числе важные и долгожданные дороги Сарапул – Воткинск и участок трассы Ува – Сюмси. Еще на 7 работы пока ведутся.

Дорожный сезон также завершают районы и города республики. Отмечу, что в 2022 году в нацпроекте участвуют 15 муниципальных образований. В них ремонтируем дороги, ведущие к социальным учреждениям. Первыми справились с объемами Сарапульский, Воткинский и Малопургинский районы – здесь приняты все объекты.

Остальные тоже догоняют. В Сарапуле уже отремонтировали 8 объектов. В пример приведу улицу Жуковского. Здесь расположен детский сад и отделение ГИБДД – ездит много сдающих экзамен вождения. Поэтому серьезно прорабатывали вопросы безопасности. Наша главная задача – обеспечить в республике проезжие и безопасные дороги. В 2017 году показатель нормативных дорог в Ижевской агломерации достигал всего 46%, к 2021 году фактическое значение уже 73% – приближаемся к ожидаемым 85% к 2030 году.

– А какие участки дорог были отремонтированы в этом году в столице Удмуртии? Есть ли изменения по обновлению парка общественного транспорта Ижевска?

– На сегодня в городе Ижевске работы еще ведутся. Здесь произошла смена подрядчика. Завершит ремонт в рамках нацпроекта БКД новый подрядчик – дорожно-строительная компания «Лидер». К работе предыдущего подрядчика у главы города Олега Бекмеметьева и у самих горожан было много претензий. Теперь специалистам ДСК «Лидер» предстоит закончить начатый ремонт – обновить дорожное полотно на улицах Гагарина, Новой, Олега Кошевого, обустроить два съезда в пер. Северном.

Что касается обновления парка общественного транспорта, то его мы ожидаем в 2024 году. По нацпроекту БКД в регион поступят 19 современных низкопольных троллейбусов. Удмуртия подала заявку в Минтранс России наряду с другими 44 регионами страны, и летом мы получили подтверждение, что попали в программу.

Наряду с развитием региональной дорожной сети на предстоящие два года в республике запланированы масштабные работы на федеральной трассе М-7 «Волга». На реализацию этих мероприятий из федерального бюджета планируется выделить 13,5 млрд рублей. Благодаря этому обновится более 53 км дороги, на отдельных участках она будет расширена до 4 полос.

– Важным изменением последнего времени стал акцент на сельские дороги. Какие участки дорог появились в этом году в сельских населенных пунктах?

– Сельские дороги – это не только комфорт наших селян, но и важное условие развития агропромышленного комплекса. Повторюсь, по нацпроекту в 2022 году мы проводим ремонт 80 объектов, которые находятся в районах. Все мы знаем, как новая дорога влияет на развитие населенного пункта, в особенности деревень. Например, в Можгинском районе мы отремонтировали три объекта в деревнях Малая Сюга, Большие Сибы и Старый Березняк – все в асфальте. После обновления дорог населенные пункты станут привлекать к себе все большее число жителей.

Мы работаем в тесной связке с другими ведомствами, прежде всего, с Министерством сельского хозяйства. Согласований требуется больше, но все решается оперативно, в рабочем порядке. Помимо ремонтов по нацпроекту, в этом году реконструируем дороги по программе «Комплексное развитие сельских территорий». Работу проводим на двух объектах. Первый уже сдан – дорога Лутоха – Калашур – Дубровский. Была грунтовой – стала в асфальтобетонном исполнении. Объект имеет большую значимость для развития сельского хозяйства Киясовского района. На территории муниципального образования «Лутохинское» работает крупное агропредприятие «Экоферма Дубровское» – первый производитель экологически чистой сельхозпродукции в республике с замкнутым циклом. Экоферма специализируется на производстве молока, сыра, кисломолочной продукции и мяса. Реконструируемая дорога обеспечивает для работников фермы и жителей деревень Дубровский и Калашур транспортную связь с райцентром, является важным условием бесперебойной работы предприятия.

– Уже несколько лет контроль качества выполнения дорожных работ производится совместно с инициативной общественностью. Поделитесь фактическими результатами этого взаимодействия.

– Помимо применения исключительно новых ГОСТов, мы добавили седьмую ступень в нашу систему контроля. Напомню, что в 2018 году Удмуртия разработала и ввела на объектах БКД пятиступенчатую систему, в которую входит контроль подрядчика, заказчика, независимого стройконтроля, общественных организаций и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии. В прошлом году к их числу добавилась еще одна дорожная организация – РОСДОРНИИ. В этом дорожном сезоне к проверкам присоединилась седьмая ступень – филиал ФКУ Упрдор «Прикамье», подведомственный РОСАВТОДОРу. В рамках уже семиступенчатого контроля мы проводим рабочие и приемочные комиссии всех объектов нацпроекта.

О результатах проводимой в регионе работы можно судить по ее эффективности. При производстве работ в 2019 году, по отношению к 2018 году, процент брака подрядчиков снизился на 13%, а уже в 2020 году – на 28%, в 2021 году – порядка 33%.

Большая роль в проверках отводится общественным наблюдателям. Активисты общественного контроля выезжают на каждый объект дважды – в первый раз при 70-80% готовности ремонтного участка, и впоследствии на приемку. По итогам рабочих комиссий составляется акт, который подписывается членами общественных организаций и передается заказчику. Благодаря этому процедура приемки проходит более упорядоченно и оперативно, а также учитываются предложения граждан, так как в ходе рабочих комиссий иногда выявляются дополнительные пожелания.

В ходе реализации дорожного нацпроекта в регионе осуществляется комплексный подход. Помимо ремонта проезжей части дорог, проводится ремонт тротуаров и парковочных мест, а также обустройство площадок к пешеходным переходам. При ремонте занижаются бортовые камни в местах пересечения тротуаров и проезжих частей. Для контроля с 2020 года в Ижевске в приемочных комиссиях участвуют представители общественной организации «Благо». Маломобильные граждане на практике могут проверить, насколько ремонт тротуаров, пешеходных переходов соответствует понятию «доступная среда».

С 2021 года к общественным проверкам присоединились и люди с проблемами зрения. На рабочих комиссиях представители Общества слепых проходят по всей протяженности участка ремонта. Если необходимо, делают замечания по укладке тактильной плитки, по сигнальной разметке, по планировке газона вдоль бортового камня и т.д. Все замечания подрядчики устраняют до дня приемочной комиссии.

Общественники побывали более чем на 100 объектах текущего дорожного сезона. Их работа в этом году еще не закончена. А главное здесь, что и подрядчики теперь понимают, что лучше сделать сразу хорошо, чем потом переделывать.

– Какие цели вы ставите в направлении дорожного строительства до конца года и на следующий 2023 год?

– Повторюсь, наши главные цели – приведение дорог в нормативное состояние, снижение аварийности и увеличение качества работ. И с каждым разом мы к ним приближаемся. Логично, что вместе с увеличением количества ремонтов растут и ожидания людей, это правильно. Мы все хотим жить в комфортных и безопасных условиях.

Мы разрабатываем планы на 2023- 2025 годы. Наиболее значимыми в последующие годы станут реконструкции автодорог Ижевск – Воткинск и Ижевск – Аэропорт. Трасса Ижевск – Воткинск – самая загруженная дорога в республике. В рамках реконструкции планируется расширение до 4 полос трех участков объекта. Такие работы помогут здесь разгрузить трафик. На автодороге Ижевск – Аэропорт ситуация с трафиком аналогичная – будем расширять дорогу. На сегодня специалисты уже приступили к подготовке реализации этих проектов – на автодороги Ижевск – Воткинск и Ижевск – Аэропорт готовится проектная документация.

В конце августа Удмуртию с рабочим визитом посетил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Он также добавил, что наряду с развитием региональной дорожной сети на предстоящие два года в республике запланированы масштабные работы на федеральной трассе М-7 «Волга». На реализацию этих мероприятий из федерального бюджета планируется выделить 13,5 млрд рублей. Благодаря этому обновится более 53 км дороги, на отдельных участках она будет расширена до 4 полос. Это наши республиканские проекты.

Впереди у нас немало работы. И все задуманное воплощают в реальность наши профессионалы. Недавно мы отметили сразу два профессиональных праздника – День дорожника и День автомобилиста. У нас две отрасли объединяются в одну и неразрывно связаны. И тем, и другим хороших дорог, спокойствия и мирного неба!

Дмитрий Горбунов

Материал подготовлен совместно с Министерством транспорта и дорожного строительства УР