• 29 июля 2022 15:18
  • 990
  • Время прочтения: 4 мин

Ижевский регион ГЖД: опираясь на традиции, активно движемся в будущее

Ижевский регион ГЖД: опираясь на традиции, активно движемся в будущее
Долгое время экономическое развитие и индустриализация страны шли, опираясь, главным образом, на строительство железных дорог. Железнодорожный комплекс и сегодня имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, а также остается одним из наиболее комфортных и доступных способов перемещения пассажиров на дальние расстояния, надежным средством доставки грузов.

ОАО «РЖД» на сегодня является одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей. Общий объем налоговых платежей в консолидированные бюджеты субъектов РФ, на территории которых расположена Горьковская железная дорога, и во внебюджетные фонды в первом полугодии 2022 года составил 5,8 млрд рублей, из них порядка 360 млн рублей поступило в Удмуртскую Республику.

В этом году отмечаются сразу две юбилейные даты, связывающие историю развития железных дорог России с Удмуртией: 160 лет исполняется Горьковской железной дороге (одной из старейших железных дорог России) и 75 лет – Ижевскому региону (отделению) дороги. Точкой отсчета в истории ГЖД принято считать 1 августа 1862 года. Именно в этот день официально открылась станция Нижний Новгород, и с нее стали отправляться поезда в Москву. Развитие железнодорожного транспорта стало одним из факторов активного развития промышленности, транспортной доступности территорий, строительства новых городов, изменения облика существовавших, в том числе Ижевска.

От стабильной работы железнодорожного транспорта зависят надежность и эффективность перевозок грузов и пассажиров, развитие экономики, целостность огромных пространств России, объединенных стальными магистралями.

Время развития

Пути Горьковской магистрали кратчайшим расстоянием связывают центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь, на Дальний Восток. В зону обслуживания ГЖД входят 15 субъектов Российской Федерации, в том числе Удмуртская Республика. Площадь территории обслуживания дороги составляет 390 тыс. кв. км, развернутая длина пути превышает 11,5 тыс. км.

Сегодня Горьковская магистраль как филиал ОАО «РЖД» продолжает реализацию перспективных проектов по модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В сентябре 2021 года на станции Можга открыт транспортно-пересадочный узел, который объединил в себе авто- и железнодорожный вокзалы. В строительство ТПУ компания «РЖД» совместно с республикой вложила свыше 300 млн рублей.

В ноябре 2021 года в Ижевске появился новый остановочный пункт пригородных поездов – «Лесозаводская». Столица Удмуртии стала второй площадкой в стране, где платформа построена по новейшим технологиям. Она выполнена из современных композитных материалов и оборудована специальным антискользящим покрытием, навигационными и тактильными наземными указателями для слабовидящих пассажиров.

Кроме того, в 2021 году завершился первый этап капитального ремонта стадиона «Локомотив», выполненного при финансовой поддержке компании «РЖД». Сразу по завершении работ спортивный объект был введен в эксплуатацию.

2022 год стал еще более насыщенным в плане инфраструктурных изменений. Большая работа проведена по текущему ремонту и обновлению железнодорожного полотна. Особое внимание было уделено профилактике травматизма – новые ограждения уже появились на таких станциях, как Позимь, Агрыз, завершается установка в Кизнере. Реализуется проект по адаптации инфраструктуры вокзального комплекса Ижевска для маломобильных пассажиров, ведется обновление покрытия пассажирских платформ, привокзальной территории. Для удобства пассажиров на вокзале установлены полностью автоматизированные камеры хранения, видеотерминал информационной справочной системы с возможностью связи с сурдопереводчиком.

Среди объектов, введенных в эксплуатацию за пределами республики, можно отметить открытие нового виадука на перегоне Пудлинговый – Черная речка Трансибирской магистрали, который связывает регион с Сибирью и Дальним Востоком. Введение виадука в эксплуатацию решает задачи по повышению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, увеличению скорости движения поездов до 90 км/час и веса грузовых составов.

А среди стартовавших проектов этого года главным событием для Удмуртии стало подписание Соглашения ГЖД и Удмуртской Республики о совместном сотрудничестве в области развития инфраструктуры железнодорожного транспорта станции Кизнер по аналогии с проектом, ранее реализованным в Можге. ОАО «РЖД» спроектирует и построит пассажирское здание, а благоустройство территории будет выполнено за счет республиканского бюджета. Запланированный срок реализации проекта – 2024 год.

Новые кадры

Сегодня будущих специалистов для отрасли готовят, уже начиная со школьной парты. Первый железнодорожный класс открылся в школе № 20 города Ижевска еще в 2019 году. Это совместный социальный проект ГЖД и администрации города. Его концепция предусматривает объединение в единую систему ступеней: школа – вуз – предприятие. Программа оказалась очень востребованной как среди родителей, так и самих учащихся, и сегодня на базе учебного заведения действуют уже три железнодорожных класса – в 7-й, 8-й и 9-й параллели.

ГЖД активно сотрудничает со средними специальными и высшими учебными заведениями республики. Традиционно в летний сезон пассажирских перевозок Ижевский регион привлекает студентов для работы проводниками пассажирских вагонов. В 2022 году в программе приняли участие около 400 человек. Подготовка ведется на базе Ижевского железнодорожного техникума – филиала СамГУПС и Центра развития персонала АО «ФПК».

Кроме того, каждый год проходят тематические занятия в школах и техникумах республики, железнодорожники рассказывают об актуальных профессиях и перспективах развития железнодорожного транспорта, а также о правилах нахождения граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры.

Дорожные впечатления Современные двухэтажные вагоны в поезде «Ижевск – Москва», комфортабельные рельсовые автобусы серий РА-2 и РА-3 в пригородном сообщении, оформление билетов через мобильное приложение, постоянно пополняемый перечень услуг от сервиса по доставке еды к поезду до возможности принять душ в пути следования – все эти новшества для пассажиров Горьковской магистрали уже стали повседневной реальностью.

В последние годы ОАО «РЖД» активно участвует в развитии внутреннего туризма, в том числе в рамках межрегионального проекта «Яркие выходные в Приволжье». Так, в праздничные дни мая пассажиры туристического поезда посетили пять регионов по маршруту Ижевск – Казань – Самара – Тольятти – Казань – Ижевск. Расписание было составлено таким образом, что ночь пассажиры проводили в пути, а день посвящали экскурсиям по самым интересным историческим местам городов Приволжья.

Комплексное развитие железнодорожного сообщения – это, прежде всего, комфорт и безопасность пассажиров, удобство транспортировки грузов. Стальные артерии остаются главным связующим звеном между регионами, поэтому активная позиция руководства Горьковской железной дороги и ОАО «РЖД» является залогом социальноэкономической стабильности нашей страны. И остается надеяться, что темпы модернизации инфраструктуры, достигнутые сегодня, в будущем будут только наращиваться.

Дмитрий Горбунов