Крылья Удмуртии
Удмуртская Республика широко известна во всем мире как родина Петра Чайковского и место создания автомата Калашникова. При этом, пожалуй, только специалисты в области авиастроения знают о том, что именно у нас свои первые шаги сделала и советская авиация. Так, ровно 100 лет назад – в 1921 году – в Сарапуле началась работа по созданию самолета «КОМТА». И грядущий юбилей – прекрасный повод вспомнить об этом и других достижениях Удмуртии в авиакосмической отрасли.

Сарапул – город авиаторов

Началом истории авиации Удмуртии стал сентябрь 1919 года, когда в Сарапул перебазировали дивизион тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец». До этого самолеты находились в Липецке, но из-за угрозы нападения конницы белых их передислоцировали далеко на восток.

В большинстве публикаций на эту тему говорится о том, что дивизион якобы прилетел на южную окраину Сарапула своим ходом. В действительности, для подобного перелета в то время не было ни промежуточных аэродромов, ни запасов топлива для дозаправки самолетов. «Муромцы» прибыли в наши края на железнодорожных платформах в полуразобранном виде.

Численность служащих дивизиона в сарапульский период его истории составляла ни много ни мало 735 человек! Любопытно, что бойцы целых два года прожили в здании склада местного ликеро-водочного завода, чья деятельность была приостановлена на время «сухого закона».

Для того чтобы высококвалифицированный контингент не простаивал, в сентябре 1920 года с аэродрома Сарапула организовали первую в РСФСР пассажирскопочтовую авиалинию до Екатеринбурга и обратно. На ней работали боевые машины «Илья Муромец» со снятым вооружением.

В 1921-м угрожающая обстановка на Южном фронте разрядилась, и авиаторы улетели назад в Липецк. Однако от дивизиона воздушных кораблей Сарапулу достались полностью оборудованный аэродром и мастерские. Но самое главное, именно воздушная линия «Сарапул – Екатеринбург» стала точкой отсчета развития советского гражданского воздушного флота.

Удмуртия – родина советского авиастроения

Ровно 100 лет назад в авиамастерских Сарапула начали изготовление частей и узлов первого советского самолета «КОМТА» (сокращение от «КОМиссия по Тяжелому Авиастроению»). Изготовленные детали переправляли для сборки на столичный завод «Авиаработник». Спустя год с небольшим «КОМТА» была готова к испытаниям, которые проходили на Ходынском поле, где еще в 1910 году открыли аэродром.

К сожалению, триплан «КОМТА» (самолет с тремя рядами крыльев) оказался слишком тяжелым, а оба его двигателя фирмы «ФИАТ» – слишком слабыми. Во время испытаний машина показала очень скромные результаты. Летчикам так и не удалось развить скорость более 130 км/ч и подняться выше 600 метров, в то время как у биплана (самолет с двумя рядами крыльев) «Ильи Муромца» скорость была такой же при практическом потолке до 4000 метров. Одним словом, «КОМТА» так и осталась существовать лишь в одном экземпляре. Тем не менее полученные при ее постройке данные позволили избежать ошибок при создании последующих моделей отечественных самолетов.

Ижевские воздушные гавани

Самым первым в Ижевске стал в 1934 году аэродром Пирогово, с которого выполнялись почтово-пассажирские рейсы и перевозки срочных грузов. С началом Великой Отечественной войны на базе аэродрома создали школу первоначального обучения летчиков ВВС. Ее курсанты учились самым азам летного дела и лишь затем их отправляли в разные училища, которые готовили летчиков для истребительной или штурмовой либо бомбардировочной авиации. В настоящее время аэродром в Пирогово является базой Ижевского аэроклуба ДОСААФ, и именно здесь в середине августа ежегодно проходят воздушные праздники, посвященные Дню Воздушного флота.

Осенью 1943 года на восточной окраине Ижевска на землях совхоза «Пятилетка» (это в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова) закончилось строительство нового военного аэродрома. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) с бетонным покрытием была 1000 метров в длину и 54 метра в ширину.

При новом Ижевском аэродроме базировалась военная комендатура № 76. Она охраняла перегоняемые с Аляски на фронт американские бомбардировщики A-20 «Бостон» и истребители P-39 «Аэрокобра», а также отечественные штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Пе-2, выпущенные на сибирских авиационных заводах.

Еще до окончания войны, в 1944 году, было принято решение об организации в этом месте нового гражданского аэропорта «Ижевск». До конца 1970-х годов от кинотеатра «Колосс» (ныне собор Александра Невского) в аэропорт Ижевска ходил автобус маршрута № 10. Всего за 5 копеек любой желающий мог приехать сюда и посмотреть на прилетающие и взлетающие самолеты – благо, глухих бетонных заборов вокруг воздушной гавани в то время еще не было.

Путь на Землю через Ижевск

За 17 дней до первого полета человека в космос состоялся запуск на орбиту собаки Звездочки. В космосе ее «сопровождал» манекен, которого назвали «Иваном Ивановичем». Сам полет «Востока 2-ЗКА» был успешным: «Иван Иванович» и спускаемый аппарат со Звездочкой 25 марта приземлились недалеко от города Чайковского Пермской области.

Искать Звездочку в Ижевск (это ближайший к месту приземления крупный аэродром) на двух вместительных Ил-14 прибыли специально обученные люди из Москвы, но из-за плохой погоды московские самолеты не смогли вылететь на поиски. Поэтому искать собачку на небольшом учебно-тренировочном Як-12 полетел сам командир Ижевского авиаотряда Лев Карлович Оккельман.

На следующее утро на месте приземления появились два вертолета уже со столичными специалистами, которые доставили Звездочку сначала в Ижевский аэропорт, а затем в Москву.

1/1

В 2006 году на улице Молодежной в Ижевске установили памятник Звездочке. Он расположен у бывшей взлетной полосы старого Ижевского аэродрома, где собаку-космонавта встречали после полета на орбиту.

Старый и новый

До середины 1970-х годов с того места, где сейчас проходит улица Молодежная, взлетали и садились гражданские самолеты – в основном это были небольшие Як-40 и Ан24. Между тем в то время эти машины выполняли рейсы в 26 городов СССР. Кроме того, из Ижевска можно было улететь на «кукурузнике» Ан-2 местных авиалиний во многие районные центры Удмуртии, а также соседних регионов.

На нынешнем месте у деревни Старое Мартьяново новый ижевский аэропорт был открыт в 1974 году. Таким образом, это уже третья по счету ижевская воздушная гавань столицы Удмуртии. Полоса протяженностью 2,5 километра и шириной 45 метров позволила принимать современные на тот момент реактивные самолеты Ту-134, к которым вскоре добавились более вместительные лайнеры – Як-42 и Ту-154.

Первый иностранный лайнер приземлился в Ижевском аэропорту 1 июля 1988 года – в тот день в доселе закрытом для иностранцев Ижевске встречали С-130 «Геркулес» ВВС США. Он доставил группу американских инспекторов, которые прибыли в Воткинск для контроля за выполнением Договора СНВ-1 о ликвидации баллистических ядерных ракет средней и меньшей дальности.

Дорога в будущее

В настоящее время Ижевский аэропорт имеет сертификат на приемку и отправку практически всех современных самолетов, за исключением так называемых широкофюзеляжных машин (это лайнеры с двумя проходами в салоне или, иными словами, те, что имеют более восьми пассажирских мест в одном ряду).

В 2020 году власти Удмуртии провели голосование по вопросу выбора варианта нового здания Ижевского аэропорта. В перспективе также рассматривается возможность создания здесь современного международного транспортного логистического комплекса.

Было бы неверно думать, что промышленность Удмуртии отошла от участия в создании «большой» авиации. В Сарапуле, где на площади перед Сарапульским электрогенераторным заводом установлен знаменитый истребитель МиГ-21, это хорошо знают. Продукция предприятия – бортовые системы генерирования электропитания, управления и защиты электрических сетей – установлена на многих выпускаемых в России военных и гражданских машинах. Это самолеты марок «Ильюшин», «МиГ», «Сухой», «Туполев» и другие.

А еще в Ижевске на производстве фирмы «ZALA AERO» создают беспилотные летательные аппараты, которые широко используются для мониторинга лесов и нефтепроводов – счет на такие БПЛА идет уже не на сотни, а на тысячи. Кроме того, на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» для тренировки расчетов противовоздушной обороны создали уникальный комплекс беспилотных летающих мишеней «Адъютант». Комплекс состоит из нескольких разных мишеней, которые соответствуют всем типам летательных аппаратов – от тихоходных до скоростных и от низколетящих до высотных: вертолеты, крылатые ракеты, а также винтомоторные и реактивные самолеты. Последняя модификация этого комплекса имитирует налет на цель целого «роя» вражеских летательных аппаратов. Не менее важно и то, что «Адъютант» дает возможность отработать нападение противника не на симуляторе, а предусматривает реальное уничтожение воздушных целей ракетами «ТОР».

Одним словом, работающим в республике специалистам еще есть что сказать в области воздухоплавания. А значит, с Удмуртией связано не только прошлое, но и будущее российской авиации!

Один из «Времени первых»

В Великую Отечественную войну аэродром Сарапула еще раз послужил стране по своему прямому назначению – именно сюда была эвакуирована Третья школа летчиков авиации Военно-морского флота. Она располагалась в двухэтажном каменном особняке, доме № 6 по улице Советской. В наши дни в этом здании работает автошкола ДОСААФ. Для истории Удмуртии этот факт примечателен еще и тем, что в числе ее знаменитых выпускников и один из первых советских космонавтов Павел Беляев.

В 2017 году в кинотеатрах страны с большим успехом прошел фильм «Время первых», посвященный эпопее первого выхода человека в открытый космос. Между тем командиром экипажа «Восхода-2» был летчик-космонавт Павел Беляев, который учился летать в удмуртском небе. Едва молодому человеку исполнилось 18 лет, он записался добровольцем в Красную армию и был направлен в Сарапул, в Школу летчиков Военно-морского флота.

В Сарапуле курсант Беляев прожил 14 месяцев, научившись летать на учебном самолете По-2. По окончании училища Павел Иванович успел повоевать летчиком-истребителем в советско-японской войне в составе авиации Тихоокеанского флота. Затем он проходил службу в частях авиации ВМФ СССР.

18-19 марта 1965 года командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов совершили космический полет на «Восходе-2». В ходе этой миссии человек впервые в мире вышел в открытый космос. Из-за отказа автоматики ориентация корабля и включение тормозной установки впервые проводились в ручном режиме – все это делал Павел Беляев. В итоге «Восход-2» приземлился не в заданной точке, а неподалеку от Удмуртии – в соседней с нами Пермской области…

В 1967 году в приветственном письме к читателям сарапульской районной газеты «Красное Прикамье» Павел Иванович Беляев написал: «Уральская земля, уральский народ мне особенно дороги. Здесь я впервые поднялся в воздух на самолете По-2. На уральской земле произвел посадку космического корабля «Восход-2».

1/1

Отец «Нормандии-Неман»

Одна из улиц Ижевска носит имя маршала авиации Федора Фалалеева, однако едва ли многие жители города знают подробности биографии этого героического человека.

Федор Яковлевич родился в многодетной крестьянской семье (из 18 детей 12 умерли в младенчестве или в детстве). Из-за бедности он окончил только 5 классов школы в селе Вавож. В 1917 году юноша поступил на Ижевский оружейный завод резчиком обойм. Во время Ижевско-Воткинского восстания в августе 1918 года он встал на сторону большевиков и был вынужден скрыться из занятого восставшими Ижевска в Можгу.

В 19-летнем возрасте он записался добровольцем в Красную армию и на протяжении 13 лет служил в пехоте. В 1932-м его перевели в бурно развивающуюся в то время авиацию. Всего за 10 лет службы Федор Фалалеев дослужился до звания маршала авиации и заместителя командующего Военно-воздушных сил РККА. Он многократно заменял командующего ВВС во время его многочисленных выездов на фронт. В отличие от многих других высших командиров, Федор Яковлевич сам умел управлять несколькими типами самолетов.

Маршал Фалалеев являлся главным представителем от СССР на переговорах по вопросам создания знаменитого советско-французского авиационного полка «Нормандия-Неман». В 1945 году он участвовал в работе Потсдамской конференции и на встрече военных делегаций союзных держав Великобритании, Франции, США.

Куда можно было улететь из Ижевска 50 лет назад (без учета 13 рейсов местных авиалиний): 1. Москва 2. Ленинград 3. Свердловск 4. Сочи 5. Симферополь 6. Краснодар 7. Волгоград 8. Воронеж 9. Горький 10. Казань 11. Киев 12. Киров 13. Куйбышев 14. Минеральные Воды 15. Новосибирск 16. Омск 17. Пермь 18. Пенза 19. Ростов-на-Дону 20. Саратов 21. Сыктывкар 22. Тула 23. Ульяновск 24. Уфа 25. Харьков 26. Челябинск.

Города, в которые выполняются рейсы из Ижевска в наши дни: 1. Москва 2. Санкт-Петербург 3. Екатеринбург 4. Сочи 5. Симферополь 6. Краснодар 7. Анапа 8. Когалым 9. Сабетта.

Дмитрий Коробейников