Нацпроект БКД в Удмуртии и России
В числе извечных проблем России чаще всего называют именно дороги. Об их качестве в свое время негативно высказывались Задорнов, Ильф и Петров и даже Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня состояние дорожного полотна затрагивает не только интересы автомобилистов, от него зависит движение и аварийность общественного транспорта, доставка различных грузов, поэтому проблема действительно общая и наболевшая. Не случайно в число национальных проектов, на основе президентского указа от 2018 года, вошло сразу несколько федеральных программ, объединенных в единый нацпроект «Безопасные качественные дороги» (ранее – БКД).

В 2021 году число федеральных проектов, входящих в БКД, расширилось с четырех до шести – это «Региональная и местная дорожная сеть»; «Безопасность дорожного движения», «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Автомобильные дороги Минобороны России» и «Развитие федеральной магистральной сети».

Проект стартовал с 36 регионов, а сегодня охватывает 83 субъекта России и более 100 городских агломераций. Масштабные ремонтные работы ведутся как на федеральных, так и региональных и местных автомобильных дорогах. Конечной целью нацпроекта заявлено создание уже к 2024 году комфортной и надежной транспортной инфраструктуры (работа по нацпроекту продолжится до 2030 года). В том числе за первые шесть лет долю региональных трасс в нормативном состоянии планируется увеличить с 43 до 50 процентов, дорожной сети городских агломераций – с 46 до 85 процентов, вдвое сократить количество аварийно-опасных участков дорог и снизить смертность от ДТП в 3,5 раза (в сравнении с 2017 годом).

Итогом нацпроекта в 2020 году стали реконструкция и строительство 915 км и ремонт 7,7 тыс. км федеральных автодорог. По региональной сети соответственно – 1,7 тыс. и 16 тыс. км. В рамках проекта «Дорожная сеть» в нормативное состояние приведено 145 млн кв. м дорожного полотна, что соразмерно площади 20 тысяч футбольных полей, выполнены работы более чем на 7 тыс. объектов, установлено свыше 173 тыс. дорожных знаков, более 2,9 тыс. светофоров.

Общий объем федеральной поддержки в 2020 году вырос на 32% по сравнению с 2019-м и составил 254,7 млрд руб., включая 100 млрд рублей средств резервного фонда Правительства РФ. Кассовое исполнение по федеральным средствам в 2020-м достигло 99,1% (95% – в 2019 году). В целом освоено свыше 880 млрд руб., а с учетом бюджетов субъектов эта сумма составляет более 2 трлн руб.

Лидерами программы БКАД по итогам прошлого года стали Московская, Пензенская, Свердловская, Новгородская, Белгородская, Самарская, области, Ставропольский и Краснодарский края, Адыгея, Татарстан, Чеченская и Удмуртская республики. При этом Удмуртия вошла в тройку лидеров по реализации национального проекта.

Итоги БКД-2020 Удмуртии

В 2020 году в Удмуртии отремонтировали и реконструировали более 400 км дорог, из них по нацпроекту БКД – 130 км дорог и 88 объектов. Список участков, нуждающихся в ремонте, формировался с учетом мнения жителей республики. Всего на дорожную сеть Удмуртии было выделено 4,8 млрд рублей, из них 1,7 млрд рублей – средства БКАД.

Что касается столицы республики, то за прошлый год здесь было отремонтировано 23 участка дорог, на 20 из них также были благоустроены тротуары. По результатам ранее проведенной проверки аварийных участков дорог, ликвидировано 36 мест концентрации ДТП. Всего за три года в ремонт дорог столицы Удмуртии было вложено 2,5 млрд рублей.

– Ижевск в 2020 году – лидер по реализации национального проекта и повышению уровня безопасности дорожного движения. Все наши замечания слышат и своевременно устраняют, – отметил начальник УГИБДД по УР Руслан Набиев.

К концу прошлого года количество региональных дорог в нормативном состоянии удалось увеличить до 48,5%, или 2 864 км, а в ижевской городской агломерации до 63%, или 1 224 км. Кроме того, установлено 15 камер автоматической фото- и видеофиксации, 5 светофорных комплексов, современное наружное освещение появилось на 4 участках региональных автодорог. Благодаря чему планируется снизить смертность в результате ДТП не менее чем в 3,5 раза (к уровню 2017 года).

– Изначально в планах значилось в два раза меньше дорог – 42 объекта. Но благодаря своевременной и качественной реализации нацпроекта мы смогли рассчитывать на дополнительное финансирование – 340 миллионов рублей, на которые отремонтировали дороги в Сарапуле, Воткинске, Можге и Камбарке. Удмуртия который год подряд уверенно держится в регионах-лидерах по БКАДу, – подвел итоги года Председатель Правительства УР Ярослав Семенов.

Следует отметить, что работы по дорожному строительству также осуществлялись в рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Благодаря чему были реконструированы дороги на селе, ведущие к общественно значимым объектам и предприятиям. Это участки Киясово – Лутоха; Якшур-Бодья – Шаркан – Старые Быги; Кез – Кулига – Карсовай – Жерноково – Медьма. На эти цели было выделено 646 млн рублей, из которых 304 млн составили средства регионального бюджета.

Общественный контроль

В республике третий год работает пятиступенчатая система контроля, одним из главных звеньев которой является общественный контроль. Прежде всего, это представители ОНФ, «Автомобильная Удмуртия», «Автомобилисты Удмуртии», а также общество «Благо». В течение дорожного сезона 2020 года активисты и общественники Удмуртии приняли участие почти в двух сотнях приемочных комиссий на 88 объектах БКД, в том числе прошли пешком почти 300 км дорог.

– Мы заинтересованы в качественных дорогах. Поэтому представители каждой общественной организации считают своим долгом найти время и возможность выезжать на объекты, проводить необходимые проверки, – говорит председатель общественной организации «Автомобильная Удмуртия» Борис Ломаев.

В общественной инспекции активно участвовали не только автолюбители, но и маломобильные граждане. Так, в Ижевске они вносили коррективы в работу подрядчиков по занижению тротуаров и бордюров в местах пешеходных переходов.

– Мы принимали участие в проверке практически каждого объекта дорожного ремонта в Ижевске. И могу сказать, что сегодня ситуация изменилась к лучшему, – прокомментировал итоги работы член региональной общественной организации инвалидов «Благо» Сергей Меркурьев.

Одним из главных итогов совместной работы государственного и общественного контроля стало снижение процента брака при производстве работ в 2020 году на 28% по отношению к 2019-му.

Ижевские «Львята»

Дороги не единственное приоритетное направление в рамках нацпроекта в Удмуртии. Одним из важных событий в жизни столицы республики в рамках БКД стало обновление трамвайного парка. В предыдущий раз в столицу Удмуртии новые вагоны поставлялись в 2003 году, и на начало прошлого года износ техники фиксировался на уровне 80%.

В 2020-м в Ижевск поступило 16 новых трамваев 71-911ЕМ «Львенок» в современной низкопольной модификации. Среди преимуществ модели нельзя не отметить удобство для мам с колясками и маломобильных граждан (откидная аппарель, кнопка вызова с шрифтом Брайля). Несмотря на первичные опасения горожан, вызванные большими габаритами транспорта, сегодня они успешно функционируют.

– Так масштабно ижевский электротранспорт не обновлялся почти 20 лет. Новые трамваи красивые и современные, они оборудованы всем необходимым для удобного и безопасного использования. Уверен, что горожане оценят комфорт новых вагонов, – отметил Ярослав Семенов.

Планы и первые результаты 2021 года

Среди первых реализованных в этом году проектов следует отметить автоматический пункт весогабаритного контроля, появившийся на 31-м км автодороги Ижевск – Сарапул в районе поворота на село Бураново.

– Одна из главных причин досрочного разрушения дорог – воздействие на дорожное полотно перегруженных грузовых автомобилей. Поэтому основная цель установки такого автоматического пункта весогабаритного контроля заключается в обеспечении сохранности дорожного полотна, – пояснила зам. министра транспорта Удмуртии Ирина Шкляр.

На 2021 год в рамках нацпроекта запланирован ремонт 29 дорожных объектов: шесть региональных дорог, 11 объектов в Завьяловском районе, 9 участков улично-дорожной сети в Ижевске и три объекта в Сарапуле. Общая протяженность ремонта составит порядка 65,6 км. Одним из важных объектов станет трасса Ижевск – Ува – Капустино.

60-летие космической программы также нашло отражение в рамках БКД. Так, в Ижевске отремонтируют улицу Нижнюю, ведущую к школьному музею истории авиации и космонавтики, расположенному в ижевской школе № 62 имени Ю.А. Гагарина. Работы будут проводиться на участке от ул. 8-й Подлесной до ул. 5-й Подлесной. Протяженность ремонта составит 390 м.

– Кроме улицы Нижней, в рамках нацпроекта будут отремонтированы еще две улицы, ведущие к заводу «Аксион», где много лет выпускается продукция для космической отрасли страны, без которой были бы невозможны запуски ни первых космических спутников Земли, ни современных ракет. Не зря у проходной предприятия установлен памятник Юрию Гагарину. На улице Горького мы обновим 700 метров дорожного полотна, а на улице Красной – 130 метров, – уточнил министр транспорта УР Алексей Горбачев.

Кроме того, будет обустроено освещение на 11 региональных дорожных объектах по контрактам жизненного цикла. Общая протяженность освещенных участков составит более 14 км. Перечень объектов определен в ходе совместной работы дорожников и сотрудников УГИБДД МВД по УР. В том числе новые фонари появятся на участках дорог Сарапул – Каракулино, Глазов – Юкаменское, Игра – Глазов и других.

– Все работы будут проводиться по контрактам жизненного цикла. Это значит, что подрядчик с первых дней берет на себя все обязательства и в течение нескольких лет будет следить за исправной работой объектов, – отметил Алексей Горбачев.

В начале года по аналогичным контрактам уже установлены 3 камеры фото- и видеофиксации в Ижевске, они появились на перекрестках 40 лет Победы – Камбарской, Карла Либкнехта – Максима Горького, а также на улице Петрова.

Успехи 2018-2020 годов в реализации нацпроекта и региональных программ дают уверенность, что и в 2021 году в республике удастся выполнить все задуманные проекты с опережением и в полном объеме.

Дмитрий Горбунов