Корма – всему голова
Пару лет назад председатель СХПК «Колос» Владимир Красильников предложил заключить пари о том, что произойдет раньше: Удмуртия произведет 1 миллион тонн молока или Вавожский район – 100 тысяч. Оба показателя были достигнуты в 2023 году, но первенство можно отдать району, который опередил республику на две недели. Сегодня Вавожский район возглавляет рейтинг районов по объему производства молока. 42% этого объема – заслуга «Колоса». В хозяйстве все в порядке с генетикой и условиями для содержания коров, но не это главное, считает Владимир Красильников. Для поддержания высокой продуктивности нужно в первую очередь заботиться о подборе рациона для животных.

– Владимир Анатольевич, в Удмуртии много говорят о повышении продуктивности молочного стада. Делают упор на генетику, строительство современных ферм, покупку кормовых добавок. И только от вас можно услышать, что сейчас время развивать собственную кормовую базу, причем на научной основе. И понятно почему – при вашей плотности коров на гектар посевов вам просто не хватает земли.

– В принципе, сегодня рынок насыщен кормовыми добавками. Есть жмыхи, соевый шрот, рапса немало выращивают. Это высокобелковый корм. Без него 30 литров в день не надоишь. Практически все покупают зерно кукурузы. Кукуруза – это крахмал. Молока на этой основе добавилось значительно, миллиона тонн республика достигла. Тем не менее вопросы остались. К нам недавно приезжали соседи, у них низкое содержание жира в молоке. Пытались выяснить, в чем причина. А причина в кормах. Они достигли 10 тысяч литров на корову, но благодаря тому, что насытили рацион концентрированными кормами, в том числе кукурузой и кукурузным силосом, процентов на 60. А у нас кукурузного силоса в рационе 35-40 процентов. Поняли, что у них недостаточно протеина. Не занимаются по-настоящему люцерной. Не хватает клетчатки, потому что вообще не занимаются злаковыми травами. Так-то мы в курсе, что нашими наработками интересуются: приезжают на поля без спроса, пока никто не видит, смотрят, что и как растет. И попадаются на этом. Но мы, как говорится, за это не бьем и не расстреливаем, сами тоже присматриваем за соседями.

– Готовы делиться методикой и технологией?

– Естественно. Я все время говорю, что мы готовы делиться со всеми. Но желающих что-то узнать очень мало. Особенно среди руководителей районов. Перед ними другие задачи стоят: площадку построить, брусчатку положить, щебня побольше насыпать. Проблема в том, что в масштабе республики никто не ведет целенаправленную работу по организации семинаров, привлечению экспертов, обмену опытом. А кормами надо заниматься, и делать это надо сегодня.

– Вы первый, кто построил в республике кормоцентр. С чего начинается процесс приготовления кормов?

– Кормами в нашем хозяйстве занимаются в основном три человека. Работу возглавляю я сам, по специальности я агроном, хотя агрономом ни одного дня не работал. А помогают мне главный агроном и главный зоотехник, которых я считаю лучшими специалистами по своим направлениям в Удмуртской Республике. В посевную и во время уборки мы с главным агрономом с утра разъезжаемся в разные стороны, чтобы все отследить. Подключаем главного зоотехника, чтоб он все это оценивал, был в процессе. Буквально вчера собирались, обсуждали. В этом году нам нужно получить 100 тысяч тонн сенажной и силосной массы. Это не просто зеленая масса, это в сухом веществе, у нас нет понятия кормовой единицы, у нас есть сухое вещество и протеин, по двум показателям оцениваем выращенную массу в процессе заготовки. А есть еще ряд попутных показателей. Но это уже вопрос больше зоотехнический.

– За счет чего получаете протеин?

– Пять лет назад мы первый раз посеяли импортную люцерну. Семенник заложили, еще семена докупали. И у нас был четкий план, хотя он не сразу оформился: если у тебя есть тысяча коров, значит, 500 гектаров люцерны у тебя должно быть. Поэтому в республике должно быть порядка 60-70 тысяч гектаров посевов люцерны. А сколько по факту – никто не скажет. Знаем только, что кто-то пытается, но не у всех получается.

– Почему не выходит?

– Технологию надо соблюдать. В каждом конкретном хозяйстве она может быть разной, но общие правила существуют. Люцерна – интенсивно растущая культура с мощной корневой системой, которая глубоко уходит, берет влагу из нижних слоев почвы, за счет чего эта культура засухоустойчивая. В прошлом году засуха у нас была, а большой разницы в урожайности нет. Да и не должно было быть. Чтобы корневая система люцерны быстро развивалась, перед тем как посеять, почву нужно разрыхлить, хотя бы сантиметров на 30. Сеять люцерну надо весной и только в чистом виде с нормой высева 25-30 кг семян на гектар. Естественно, сеешь один раз и дальше рыхлить ее не будешь. Поэтому изначально нужно положить сложное удобрение на весь период использования посевов. У нас не лучшие почвы, поэтому для себя мы поставили задачу взять до 10 укосов за период использования по 3-4 укоса в течение сезона.

Убирать люцерну надо в фазу бутонизации. Мы применяем загущенные посевы. Когда люцерна начинает подниматься, и у меня, и у главного агронома в машине всегда есть полуторалитровая бутылка с водой. Ставим ее рядом с растением, и если оно высотой с нее, значит, 2-3 дня – и надо косить, потому что 2 тысячи гектаров ни за день, ни за два не уберешь, минимум две недели. А за две недели она отцветет.

После скашивания люцерну надо подвяливать. Для этого нужна техника, которая в процессе кошения давит, плющит массу. Косилку такую мы приобрели, сейчас ждем еще одну. Если косить не в расстил, а в валок, то его надо разбросать, а потом сгрести эту массу. Когда сгребаешь граблями, в валок попадают растительные остатки и комья земли. Поэтому мы приобрели ленточный валкообразователь, который поднимает эту массу без мусора, за счет чего уменьшается показатель зольности.

Чтобы всю эту технику применять, поле должно быть ровным, как стол. Семена многолетних трав надо сеять на глубину 2-3 см в уплотненную почву, а для этого после предпосевной обработки ее надо прикатать. И после посева еще раз прикатать. Если этого не сделать, ни удобрения, ни семена не помогут. Такие вещи у нас многие не учитывают, к сожалению.

– Люцерна не единственная составляющая полноценных кормов. Что еще, кроме нее, входит в комплекс?

– Люцерна для дойных коров основной корм. Но нужна еще клетчатка. Это злаковые травы – тимофеевка, овсяница, но в большей степени тимофеевка. Мы сеем тимофеевку вместе с клевером, эта смесь занимает порядка 25% посевов многолетних трав. Были призывы отказаться от нее, потому что тимофеевка дает не три укоса, а полтора. Но потом посмотрели по рациону – а клетчатку где будем брать? Поэтому занимаемся, хотя в урожайности теряем. Естественно, посевы удобряем. Подкармливаем 100% многолетних трав, хотя по республике, если смотреть сводки Минсельхоза, этот показатель не больше 30%. Где можно три, а то и четыре урожая взять, подкармливаем второй раз. Удобрения – это азот, который необходим для роста растений и накопления протеина. Где азот, там и белок. Сейчас есть аммиачная селитра с содержанием серы. С ней зеленая масса и у злаковых, и у многолетних трав растет совсем по-другому. Мы купили 1100 тонн таких удобрений. Пока в республике такие удобрения применяют немногие.

– Насколько вы обеспечиваете себя кормами?

– Объемными кормами – это сенаж, силос, солома – на 100%. Зернофуражом, который используем для приготовления комбикорма частично. Своего зерна у нас не хватает, потому что плотность скота высокая. Мы вынуждены часть зерновых сокращать и сеять многолетние травы. Сеем рапс, в прошлом году было 1,5 тысячи гектаров, но его уменьшаем, потому что рапс очень требовательная культура. Решили посеять меньше, но на лучших почвах, удобрить и получить больше урожайности. Рапсовым жмыхом мы себя обеспечиваем только на треть. Нам в месяц надо 600 тонн. Это огромный объем. Вырастить его у себя мы просто не можем. Но рапсовое масло, которое мы производим на своем заводе и продаем, окупает все затраты на рапс.

Если брать с точки зрения финансов, то 50% затрат на корма – это корма покупные. Причем для коров это соотношение еще больше – 40 на 60 в пользу покупных. Потому что весь жмых уходит им, и кукуруза тоже. Животному нужен крахмал. А крахмал – это кукуруза. В прошлом году погода для кукурузы была идеальная, мы заготовили качественный силос с высоким содержанием крахмала, что дало результат. Но так бывает не всегда.

– К каким результатам в итоге пришли с этими наработками?

– Мы пять лет занимаемся люцерной. Кукурузой тоже занимаемся, просто меньше внимания уделяем, потому что нам нужен протеин, а это люцерна. В прошлом году за счет того, что шесть месяцев стояло лето, хотя и было сухо, мы достигли практически всех поставленных целей, над которыми работали несколько лет. Запланированный результат получен процентов на 80, осталось увеличить посевы люцерны с 1750 до 2000 гектаров. У нас были сенажи из люцерны с содержанием протеина 20 и более процентов. Это очень высокий показатель, обычно он не превышает 15-16. Мы обновили технику – купили немецкий силосоуборочный комбайн, косилку, валкообразователь. Все это дало результат, как по люцерне, так и по кукурузе. В итоге за 2023 год мы надоили 42 765 тонн молока. У лидера среди производителей молока в республике – 46 тысяч тонн. Но у нас 12 тысяч гектаров посевов, у них – 60 тысяч. Поэтому серьезным конкурентами мы их не считаем. Сегодня мы доим до 145 тонн в сутки, это на 20 тонн больше, чем в прошлом году. И с одной коровы получаем до 35 литров молока в день. Такие показатели позволили нам занять лидирующее положение по валовому производству молока. По итогам двух месяцев 2024 года мы стали первыми.

Сергей Савинов

Реклама. ИНН: 1803002222. ERID: 2VtzquhHgS1.