• 12 сентября 2024 09:00
  • 204
  • Время прочтения: 6 мин

Анатолий Федюкин: "Цифровизация промышленности – залог устойчивости и развития экономики страны"

Анатолий Федюкин: Фото: ПЭА «Развитие»
С 12 по 14 августа в Москве прошел Международный форум «Армия - 2024». В своем приветственном обращении к его участникам Президент России В.В. Путин выразил уверенность в том, что «по итогам форума будут упрочены и установлены новые перспективные связи, заключены обоюдовыгодные контракты между Министерством обороны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса России». Тому, какие проблемы необходимо решать, чтобы воплотить в жизнь эту непростую задачу, был посвящен, в частности, прозвучавший на форуме доклад исполнительного директора Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии "Развитие" Анатолия Федюкина. А сегодня он любезно согласился поделиться своими соображениями и с читателями нашего сайта.

ДК: Анатолий Александрович, предлагаем начать с самой актуальной задачи, стоящей перед оборонными предприятиями республики и страны в целом.

А.Ф.: Если коротко, то это создание условий для ускоренной диверсификации оборонно-промышленного комплекса. В условиях СВО такое утверждение может показаться парадоксальным. Но, решая текущие тактические задачи, мы не имеем права забывать о стратегии развития ОПК в целом. Никто не отменял поставленную В.В. Путиным задачу: к 2030 году довести выпуск гражданской продукции на оборонных предприятиях до 50% от общих объемов производства. Смысл этого посыла очевиден. Только диверсификация на базе сбалансированного выпуска гражданской и оборонной продукции обеспечит устойчивость и независимость отечественной промышленности. Печальный (если не сказать – трагический) опыт неуправляемой конверсии рубежа 1980-1990-х г.г. убедительно показал, насколько важно сохранять и развивать производственный, технологический и интеллектуальный потенциал промышленных предприятий для быстрого увеличения выпуска военной продукции в особые периоды и обратного перехода к "гражданке" после завершения таких периодов.

ДК: И что мы имеем сегодня?

А.Ф.: В условиях СВО и масштабных внешних санкций резервы оборонной промышленности и трудовых ресурсов практически полностью задействованы. Как результат, возникают проблемы по наращиванию производства востребованной оборонной и гражданской продукции.

ДК: Что это за проблемы?

А.Ф.: Во-первых, это острый дефицит кадров, который привел к труднорегулируемому росту уровня заработной платы и вынужденной конкуренции за трудовые ресурсы как между предприятиями ОПК, так с представителями гражданского сектора. Но перетягивание каната проблем не решает – рост дефицита рабочих и специалистов нарастает. Во-вторых, это разрыв кооперационных связей с зарубежными поставщиками продукции, который привел к дефициту комплектующих, материалов, высокотехнологичного оборудования и производственных мощностей. Предприятиям приходится восстанавливать или нарабатывать компетенции по выпуску продукции, выпавшей из поставок. Все это тянет за собой рост финансовой нагрузки и сроков поставки замещающего оборудования. В-третьих, дефицит собственных финансовых ресурсов и высокие кредитные ставки заставляют предприятия замораживать даже проработанные перспективные проекты.

Фото: ПЭА «Развитие»

ДК: Как же так? Нам казалось, что в условиях СВО предприятия ОПК получили «зеленый свет» по всем направлениям развития.

А.Ф.: Это не совсем так. Политика ценообразования в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) не стимулирует предприятия ОПК сокращать себестоимость продукции. А это значит, что в их распоряжении остается слишком мало средств для разработки и выпуска востребованных видов продукции. Следует помнить и о том, что санкции заставляют предприятия ОПК, закупая оборудование и материалы, вынуждены прибегать к услугам либо платежных агентов, либо посредников. Оборудование и материалы при этом существенно дорожают. Наконец, нужно признать, что союз науки, высшей технической школы и предприятий у нас в стране еще слаб. Нам явно не хватает отраслевых институтов – разработчиков всей номенклатуры гражданских изделий. А разработки гражданской продукции в вертикально интегрированных структурах решают эту задачу частично. Как следствие, у предприятий недостаточно проектов для масштабного выпуска гражданской продукции после завершения СВО.

ДК: Тогда, может быть, отложить или притормозить на время сам процесса диверсификации оборонки или «нагнуть» предприятия гражданского сектора?

А.Ф.: Это варианты для полностью государственной экономики, и нам они не подходят. Суть как раз в том, что что для обеспечения устойчивости и независимости отечественной экономики необходимо не просто продолжить, а даже ускорить диверсификацию оборонной промышленности. На то, что этого ускорения можно добиться за счет частной инициативы, надеяться трудно. Частника интересуют только те проекты, в которых очевидна экономическая эффективность в приемлемые для него – частника – сроки. Он не может и не обязан думать об интересах промышленности в целом.

ДК: Это – зона ответственности государства.

А.Ф.: Совершенно верно. Государство должно включать все свои возможности там, где речь идет о проектах, обеспечивающих устойчивость и независимость всей промышленности. Даже если они затратны на старте, а экономический эффект от их реализации растянут или отложен во времени.

ДК: Для этого, кажется, придется менять систему государственного управления и планирования...

А.Ф.: Разумеется. И у нас – членов ассоциации «Развитие» – есть предложения на этот счет.

Фото: ПЭА «Развитие»

ДК: Можете нас с ними познакомить?

А.Ф.: Конечно. Мы уверены в том, что в промышленности нужно создать государственный межотраслевой орган, наделенный конкретными полномочиями. Он должен:

  1. формировать сводную обязательную для первоочередной разработки и освоения производства номенклатуру наиболее критичных изделий и материалов под государственным управлением и финансированием.
  2. Обратите внимание на эту позицию. Чтобы добиться ощутимых успехов в критически важных направлениях развития, являющихся базовыми для функционирования всей промышленности, мы предлагаем сконцентрировать силы в самостоятельных отраслевых государственных органах исполнительной власти;
  3. выявлять и систематизировать общесистемные и межотраслевые проблемы, сдерживающие развитие промышленности, координировать выработку согласованных решений по их преодолению и контролировать исполнение этих решений;
  4. координировать деятельности отраслевых органов государственной исполнительной власти в части обеспечения сбалансированного устойчивого развития промышленности.

А базовым условием устойчивости и независимости отечественной промышленности в целом мы считаем ее цифровизацию.

ДК: Диверсификация на базе цифровизации?

А.Ф.: Сегодня это уже неразрывные процессы. И оборонщики рассматривают цифровизацию промышленности всесторонне, с учетом всех требований для купирования рисков и угроз при ее проведении. Поэтому перечень задач, решаемых цифровизацией промышленности, нужно рассматривать через призму оборонной промышленности.

ДК: И как она видится через эту довольно специфическую призму?

А.Ф.: Мы предлагаем создать систему отечественных обязательных к исполнению ГОСТов по разработке КД, ТД в цифровом формате. В том числе с обязательным требованием совместимости отечественных цифровых продуктов.

Промышленности нужна единая национальная операционная система, например, «АstraLinux», и единая национальная система управления базами данных (СУБД), например, «PostgresPro», единый стандарт для национальной СУБД. Все разработчики отечественного ПО должны обеспечить полнофункциональную совместимость с национальной СУБД.

Нужны решения о едином национальном пакете офисных программ, например, «Мой Офис». Разработчики отечественного ПО должны обеспечить полнофункциональную совместимость с национальным пакетом офисных программ.

Необходимы:

  • нормативно правовая база – федеральные законы, устанавливающие регламентированный порядок разработки, передачи документации и информации о реализации процессов управления (разработка, испытания, подготовка и освоение производства…) в цифровом формате;
  • единый стандарт для национальной среды разработки программного обеспечения, совместимой с национальной ОС и СУБД с поддержкой современных языков программирования и библиотек;
  • реестры отечественного программного обеспечения, которые позволят реализовать доктрину «Индустрия 4.0» на базе национальной ОС, СУБД, САПР и пакета офисных программ.

Также потребуется создавать обучающие центры для переобучения действующих специалистов предприятий работе с национальными ОС, СУБД, пакетом офисных программ, программным обеспечением, средой разработки программного обеспечения. В программы учебных заведений должно войти обязательное обучение национальным ОС, СУБД, пакету офисных программ, программному обеспечению, среде разработки программного обеспечения.

Все эти работы должны быть обеспечены прямым бюджетным финансированием.

ДК: Это немалые затраты. Чем они будут оправданы?

А.Ф.: Цифровизация ОПК (промышленности) позволит:

  1. оперативно организовывать контрактные производства, когда в условиях рынка предприятия разоряются или меняют профиль;
  2. сократить сроки разработки технической документации и ее передачи в электронном виде на производство;
  3. повысить производительность труда;
  4. уменьшить дефицит кадров;
  5. обеспечить рост доходов бюджетов всех уровней;
  6. создать условия для роста заработной платы в бюджетной сфере до сопоставимого с уровнем успешных внебюджетных организаций;
  7. перестроить миграционные потоки на привлечение квалифицированных специалистов и т. д.

ДК: То есть, строить гибкий и мобильный ОПК?

А.Ф.: Да, потому что гибкость и мобильность – обязательные условия устойчивости и независимости.

Более того, ожидаемые результаты цифровизации на примере предприятий ОПК показывают актуальность ее проведения для всей промышленности.

Цифровизация промышленности задача масштабная и сложная для её решения необходимо обеспечить государственное управление и прямое бюджетное финансирование под переход на отечественное ПО и переоснащение предприятий отечественными ПАК.

Государственное финансирование такой цифровой трансформации промышленных предприятий под обязательства среднего (малого) бизнеса исполнять государственный заказ в особый период в назначенных государством кооперационных цепочках и периодической проверкой способности выполнения контрольных заказов создает базовые условия гибкой перестройки промышленности.

ДК: Другого пути к гибкой, мобильной, устойчивой и независимой промышленности у нас нет?

А.Ф.: Уверен, что ускоренные диверсификация и цифровизация – самый верный путь к успеху отечественной промышленности на долгую перспективу. Только на этом пути можно создать реальные условия для производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

Виктор Чулков