• 27 марта 2024 10:25
  • 616
  • Время прочтения: 9 мин

Лес рубят, щепки летят, отрасль восстанавливается. Об итогах работы в 2023 году и о перспективах развития российского лесопромышленного комплекса

Лес рубят, щепки летят, отрасль восстанавливается. 
Об итогах работы в 2023 году и о перспективах развития российского лесопромышленного комплекса
После спада, связанного с введением санкций и изменением конфигурации рынков сбыта, российский лесопромышленный комплекс постепенно восстанавливается. Этому способствовали, в частности, работа по поддержке отечественных производителей, нормализация логистических процессов, ослабление рубля, успешная переориентация на внутренних потребителей, перенаправление экспорта. Для того чтобы вернуться к прежним показателям и продолжить развитие, отрасли необходимы дальнейшая поддержка государства и серьезная модернизация.

В новых условиях

В середине 2022 года в рамках очередного пакета санкций российским лесоэкспортерам закрыли доступ к европейским рынкам. Под эмбарго попали все основные группы товаров: древесина и изделия из нее, в том числе фанера, плиты и пеллеты, целлюлоза и отдельные виды бумаги и картона. Параллельно с этим начал действовать закон о запрете экспорта необработанной и малообработанной древесины. Оба этих фактора больно ударили по предприятиям ЛПК, независимо от масштаба производства и формы собственности.

Потерю традиционных рынков можно было восполнить или за счет наращивания поставок на внутренний рынок, или переориентировав экспорт. Однако массовый разворот производителей внутрь страны привел к перенасыщению рынка, сокращению спроса и обвалу цен еще к концу 2022 года. Так, например, стоимость фанеры для реализации на внутреннем рынке снизилась на 31%, в то же время экспортная увеличилась почти на 40%.

Согласно опросу представителей лесопромышленного комплекса России, проведенному группой компаний Б1 и Ассоциацией специалистов бумажной отрасли в ноябре 2023 г., к ключевым трудностям предприятий ЛПК относятся: потеря привычных рынков сбыта из-за санкций, сложности с покупкой производственного оборудования и рост издержек на транспорт.

Подъем после спада

Итоги работы лесопромышленного комплекса России в 2023 году показывают, что в целом год прошел лучше, чем ожидалось, – по умеренно-позитивному сценарию.

Большинство лесопромышленных компаний смогли переориентировать сбыт на новые рынки (в Азию и на Ближний Восток), успешно справиться с логистическими трудностями. Восстановлению экспорта способствовало увеличение транспортных субсидий со стороны государства, а также ослабление рубля.

Выпуск пиломатериалов снизился на 9,1%, до 14 млн кубометров, при этом по пиломатериалам лиственных пород наблюдался прирост.

Выпуск древесноволокнистых и древесностружечных плит вырос на 6,7% и 11,3% соответственно. Дверей было произведено на 7,1% больше, деревянных ящиков – на 6,7%. При этом выпуск других видов продукции лесопромышленного комплекса снизился, здесь самый низкий показатель по деревянным окнам – падение на 19,2%.

Также снизились объемы производства бумаги и бумажных изделий – на 1,4%, обработки древесины и производства изделий из дерева – на 0,2%.

Лидер среди всех подотраслей российского лесопромышленного комплекса – мебельная индустрия. Здесь наблюдался самый высокий показатель роста производства: в сравнении с 2022 годом производство мебели выросло на 20,7%.

Что впереди

Согласно принятой правительством в 2021 году программе развития лесного комплекса, к 2030 году объем заготовки леса должен был вырасти на 30%, до 286 млн кубометров. Производство пиломатериалов планировалось нарастить с 44,7 млн кубометров в 2019 году до 62-69,5 млн кубометров, из которых внутренний спрос должен был составить лишь 24,7 млн кубометров. Выпуск товарной целлюлозы должен был вырасти на 5,7 млн тонн, что соответствует мощности шести новых крупных ЦБК, а выпуск пеллет – с 1,9 млн тонн до 2,8-5,2 млн тонн, заняв до 8% мирового рынка.

Сейчас постепенно формируется точка зрения, что прежнюю экспортоориентированную стратегию развития отрасли нужно менять. России необходимо сосредоточиться на сценарии, при котором большая часть продукции лесного комплекса будет реализовываться на внутреннем рынке. Ключевые факторы для этого – развитие деревянного домостроения, а также строительство новых и модернизация действующих целлюлозно-бумажных комбинатов.

По пяти видам продукции ожидается рост производства – это картон, бытовая и оберточная бумага, целлюлоза и древесный уголь.

Среди факторов, сдерживающих развитие, – трудности с приобретением современного высокотехнологичного производственного оборудования, недостаточность протекционистских мер, необходимость постоянной адаптации к внешним санкционным ограничениям, а также к ужесточению российского законодательства применительно к взаимоотношениям с "недружественными" странами (приостановка СОИДН и пр.).

Для того чтобы вернуться к прежним показателям и продолжить развитие, лесопромышленному комплексу необходимы дальнейшая поддержка государства, в том числе сохранение транспортных субсидий и привлечение крупных грузоперевозчиков для работы по маршрутам, проходящим через порты СЗФО и Дальнего Востока; поддержка при заключении межправительственных соглашений, а также инфраструктурные финансовые решения для международных расчетов.

События года в российском ЛПК

В 2023 году была запущена Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК) – ключевая цифровая платформа, объединяющая в себе десятки государственных услуг, сведения лесного реестра, текущие данные в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, учета древесины и ее прослеживаемости, а также информацию о сделках.

Также в 2023 году появилась возможность через публичную лесную карту узнавать все актуальные данные о лесах: границы лесничеств, лесных участков и лесосек, информацию о лесных дорогах, местах складирования древесины и т.д.

В феврале 2023 года Правительство РФ приняло решение о повышении предельного размера субсидий на транспортировку продукции на экспорт с 300 до 500 млн рублей. При этом наибольшую поддержку получил лесопромышленный комплекс.

В рамках новой инициативы российские власти до 30 июня 2023 года компенсировали предприятиям ЛПК до 100% логистических затрат в случае поставок продукции через северо-западные порты РФ. Основная цель правительства – поддержка лесных экспортеров в европейской части России, так как они сильнее всего пострадали от ограничений ЕС.

Продлено до конца 2025 года действие повышенных таможенных ставок на экспорт грубообработанных лесоматериалов. К ним относятся пиломатериалы и брус из хвойных и ценных лиственных пород древесины. Эта мера должна способствовать более глубокой переработке леса внутри страны и производству продукции с более высокой добавленной стоимостью.

С 1 октября 2023 года Правительство РФ ввело гибкие экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. В списке оказалась продукция ЦБП: целлюлоза, бумага и картон. Пошлина составляет от 4 до 7% в зависимости от курса национальной валюты. Так, пошлина в размере 4% действует при курсе в 80-85 рублей за доллар; 4,5% – при среднем курсе 85-90 рублей; 5,5% – при курсе 90-95 рублей и 7%, если курс поднимается свыше 95 рублей.

С 1 декабря введена индексация грузовых ж/д тарифов. Базовая индексация составила 7,6% с учетом надбавок, связанных с капремонтом инфраструктуры и транспортной безопасностью, тарифы выросли на 10,75%. Дополнительного повышения тарифов в январе 2024 года не ожидается.

Правление FSC International решило, что сертификация на территории России больше невозможна. В связи с этим все российские сертификаты FSC аннулированы в конце апреля 2023 года. Также территория РФ исключена из области аккредитации органов по сертификации.

Основные тенденции лесной промышленности

Запрет на экспорт необработанной древесины. В 2018 году были утверждены новые правила действия приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса (сокращенно – ПИП). Это одна из ключевых мер поддержки лесопромышленной отрасли, ее главная цель – переориентирование бизнеса с лесозаготовок на производство продукции глубокой переработки древесины с высокой долей добавленной стоимости, а также наращивание импортозамещения, эффективное освоение лесных участков и создание новых рабочих мест.

В 2020 году поручением Президента РФ был внесен запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и лиственных ценных пород. В связи с чем производителями была проведена частичная переориентация сбыта продукции на внутренний рынок, а также увеличилось количество инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины.

В 2023 году Рослесхоз согласовал 27 инвестиционных проектов по развитию ЛПК. Для реализации одобренных инвестпроектов планируется предоставить лесные участки с ежегодным объемом заготовки древесины порядка 14,5 млн м3.

Среди регионов лидерами по числу ПИПов стали СЗФО и СФО, в которых реализуется 66 и 41 проект соответственно.

Лесовосстановление. В 2022 году вступили в силу новые правила лесовосстановления, согласно которым до 1 марта 2025 года на территории Российской Федерации не менее 20% площадей, определенных для лесовосстановления, проводимого на территории субъекта, должно выполняться посадкой сеянцев и (или) саженцев с закрытой корневой системой, с 1 марта 2025 года размер площадей будет составлять не менее 30%.

По состоянию на 9 ноября 2023 года работы по лесовосстановлению были проведены на 1,24 млн га в 28 субъектах.

Помимо этого, в правилах изменилась терминология, были внесены новые обязательства и изменились сроки выполнения обязательных требований. С переменами в законодательстве и экономическом поведении участников отрасли изменились и технологии. Разрабатывается новое оборудование, способное взрастить сеянцы и саженцы за более короткий срок.

Развитие деревянного домостроения. Это одно из ключевых направлений стратегии развития лесного комплекса России до 2030 года. С ноября 2022 года действует госпрограмма по субсидированию производства деревянных домокомплектов стоимостью до 3,5 млн руб. Производители делают скидку 10% при реализации домокомплектов и получают субсидию соответствующего размера от государства.

По итогам 2022 года, число деревянных домов в ИЖС впервые превысило число домов, построенных из других материалов. Наряду с развитием рынка ИЖС правительство намерено стимулировать строительство социальных объектов из древесины.

В октябре 2023 года Правительство РФ поддержало три законопроекта о развитии деревянного домостроения, подготовленных Минстроем РФ. Их принятие позволит защитить граждан от недобросовестных подрядчиков, снизить стоимость ИЖС и нарастить строительство деревянных домов.

Цифровизация. В течение 2024 года все регионы России перейдут на единый государственный лесной реестр (ГЛР). Норма введена Федеральным законом от 24.07.2023 № 343-ФЗ, который вносит поправки в Лесной кодекс. Реестр объединит в одной информационной системе все данные о лесе: качественные и количественные характеристики лесов, сведения о лесничествах, лесные карты, аналитику. В систему будет интегрирован блок о сделках с древесиной, складах и объектах лесопереработки. Такой подход призван обеспечить контроль в лесном комплексе, сделать его более прозрачным и удобным для всех – и для лесопользователей, и для государственных органов. Реестр будет вестись на федеральном уровне Рослесхозом с использованием единой электронной картографической основы Росреестра.

Изменения в лесном законодательстве

С 1 января 2024 года вступили в силу новые ставки платы за использование лесов. Норма закреплена в Постановлении Правительства РФ от 10.04.2023 № 578.

По-новому теперь нужно высчитывать таксу за заготовку древесины. Если ранее расстояние вывозки рассчитывалось от центра лесного квартала до ближайшего пункта погрузки и перевозки древесины ж/д транспортом, водным транспортом или сплавом, то в новой редакции расстояние будет учитываться или до погрузочного пункта, или до ближайшей автомобильной дороги федерального, регионального, межмуниципального или местного значения. Таким образом, меньший коэффициент формирования ставок платы будет у участков, которые находятся дальше от автодорог с твердым покрытием.

Обновлены коэффициенты, корректирующие ставки платы при проведении сплошных рубок. В зависимости от запасов древесины на один гектар будет применяться разный повышающий коэффициент. Так, при ликвидном запасе древесины от 125,1 до 175 кубометров на гектар коэффициент равен 1,1; от 175,1 до 200 кубометров – 1,2; от 200,1 кубометра – 1,3.

Также изменились коэффициенты к ставкам платы за использование лесов для рекреационной деятельности. На коэффициент влияет расстояние леса от ближайшей общедоступной автодороги. То есть чем ближе лес, тем выше коэффициент, применяемый к ставке платы за его использование. С 1 января 2024 года установлены новые правила, по которым определяется общий объем субвенций, предоставляемых субъектам РФ для выполнения ими полномочий в области лесных отношений. Объем финансирования рассчитывается во время подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете. Сколько выделить каждому субъекту РФ, определяет Рослесхоз, учитывая нормативы, объемы мероприятий и необходимость разработки лесных планов. Выделяемые деньги идут на работу по предоставлению лесных участков в аренду, по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, на охрану, защиту и воспроизводство лесов, на проектирование лесных участков, ведение ГЛР и многое другое, что входит в решение лесных вопросов.

С 1 января 2024 года вступили в силу изменения в законодательстве, связанные с использованием лесов на землях сельхозназначения. Если правообладатель такого участка хочет вырубить на нем выросший лес, то он должен произвести отвод и таксацию лесосеки, составить ее таксационное описание и технологическую карту лесосечных работ. Соответствующие лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения отводятся в рубку полностью, если их площадь не превышает максимальных размеров лесосек, определенных в соответствии с правилами заготовки древесины, установленными в Лесном кодексе.

С 1 марта 2024 года вступают в силу изменения в закон «О мелиорации земель». Изменения касаются особенностей осуществления агролесомелиорации и агрофитомелиорации земельных участков. Под указанными терминами понимается улучшение свойств почвы, ее защита от деградации за счет высадки определенных деревьев и кустарников – их высаживают на оврагах, по берегам рек, для защиты полей, по границам пастбищ. Собственники земельных участков, с расположенными на них агролесомелиоративными и агрофитомелиоративными насаждениями, отвечают за их надлежащее состояние. А правила содержания и сохранения этих насаждений устанавливает Минсельхоз России.

С 1 сентября 2024 года Приказ Минприроды России от 27.09.2023 № 627 вносит изменения относительно сроков проверки лесной декларации и сроков проверки поступивших изменений в эту декларацию. Теперь сроки сокращены с 5 до 4 рабочих дней для всех лесных участков и с 9 до 8 рабочих дней для лесов, находящихся на землях обороны и безопасности.

Кроме того, с сентября текущего года лесопользователи будут иметь возможность подписывать декларацию не только с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, но также используя простую электронную подпись.

С 1 сентября 2024 года на землях рекреационного назначения будет разрешено вести хозяйственную деятельность. С этого момента вступает в силу статья 2 Федерального закона от 04.08.2023 № 486-ФЗ. Такие земли используются для осуществления деятельности в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха. И на них допускается создавать объекты, обеспечивающие предоставление рекреационных услуг. Перечень таких объектов устанавливается Распоряжением Правительства РФ. Это могут быть гостиницы высотой до 15 метров, медпункты, причалы, спасательные станции, площадки для отдыха, душевые кабины и туалеты, кафе и экотропы. Но строительство объектов возможно лишь при строгом соблюдении режима охраны и назначения использования земель этой категории.

Законодательные изменения направлены на то, чтобы использование лесов было легко контролируемым и удобным для учета, управления и получения услуг как для государства, так и для лесопользователей.

Государственные меры стимулирования развития отрасли

  • Субсидии в целях снижения затрат на транспортировку продукции до конечного покупателя. В 2023 году мера была распространена на весь код ТН ВЭД 4404 (пиломатериалы), а предельный размер субсидии увеличен с 300 млн руб. до 500 млн руб.
  • Компенсация части затрат (до 80%) на транспортировку продукции через порты на территории Северо-Западного федерального округа.
  • Установка 5-й очереди перевозки грузов, следующих в составе контейнерных поездов, для продукции ЛПК.
  • Определение размера арендной платы за лесные участки, исходя из фактических объемов заготовки древесины для регионов Северо-Западного федерального округа.
  • Расширение числа автомобильных пунктов пропуска для экспорта продукции ЛПК автомобильным транспортом.
  • Субсидии в целях стимулирования спроса на деревянные дома заводского изготовления посредством предоставления скидки физическим лицам на покупку деревянных домокомплектов.
  • Льготные кредиты на приобретение приоритетной для импорта продукции.
  • Льготные кредиты Фонда развития промышленности.
  • Механизм приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области освоения лесов.
  • Предоставление дополнительных кредитов на модернизацию действующих котельных при их переводе на биотопливо, в том числе пеллеты, и строительство новых.

Андрей Кузнецов