• 26 марта 2024 13:16
  • 142
  • Время прочтения: 5 мин

Андрей Крюков: «Массовку» производить легко. Эксклюзив – сложнее, но интереснее

Андрей Крюков: «Массовку» производить легко. Эксклюзив – сложнее, но интереснее
«Мал золотник, да дорог» – это и о можгинском заводе «Свет». Предприятие, на котором работает около 1400 человек, уверенно контролирует от 5 до 6% российского рынка стеклотары и лидирует на нем в производстве эксклюзивной продукции и стеклянных флаконов для парфюмерной и косметической промышленности. Насколько оправдался такой вариант развития предприятия и в каком направлении оно будет двигаться дальше, мы беседуем с генеральным директором АО «Свет» Андреем Крюковым.

«ДК»: Андрей Сергеевич, завод «Свет» – одно из немногих предприятий республики, которое продолжает успешно развивать то производство, под которое было создано почти два столетия назад. В чем секрет долголетия?

А.К.: Не такой уж это секрет. От СССР нам досталось очень неплохое предприятие полного цикла. Здесь были цех нестандартного оборудования, свое литейное производство и бетонный участок. Мы изготавливали формовую оснастку и делали огнеупоры для ремонта печей. Спасибо нашим предшественникам, которые сохранили эту базу и тем самым помогли заводу выжить в «лихие девяностые» и уверенно развиваться в новом веке. Со временем стало понятно, что «держать оборону» и надеяться только на себя уже нет смысла – это экономически нецелесообразно, что специализация – это путь к эффективности и качеству. Поэтому мы отказались от многих вспомогательных подразделений и оставили только критически важные для основного производства. Например, сами ремонтируем всю формооснастку, а при необходимости можем из заготовок полностью ее изготовить. Но мир, как известно, развивается по спирали. И в ближайшее время мы приступим к разработке и производству части необходимого нам оборудования, потому что нынешние логистические цепочки, по которым мы везем оборудование из Китая, стали слишком длинными и сложными. Так что секрет нашего долголетия прост: гибкость, экономическая целесообразность, знание рыночной конъюнктуры и стремление развивать сложные технологические процессы.

«ДК»: Летом прошлого года в интервью нашему журналу вы заявили, что завод «Свет» приступает к замещению зарубежных производителей в части парфюмерно-косметических флаконов. Удалось воплотить задуманное?

А.К.: В полном объеме. Еще раз подтвердилась истина: все, что нас не убивает, делает сильнее. Уход с российского рынка зарубежных производителей открыл дорогу отечественным. Мы были готовы к такому повороту событий, поскольку уже работали в этой нише и производили 5-7 млн стеклянных изделий в год. А сегодня вышли на полную мощность – производим в год 40 млн флаконов под парфюмерную и косметическую продукцию российской компании «Фаберлик» и ведем переговоры с компанией Avon. Но дело не только в объемах. Работа с такими крупными и известными компаниями заставила нас существенно расширить свой ассортимент. А многие его позиции требуют особого подхода. Поэтому мы продолжаем совершенствовать технологии. Это происходит не без труда, но на сегодня у нас получилось все, за что мы взялись. Весь ассортимент тары поступил партнерам, и в нее уже разливается продукция косметических фирм.

«ДК»: Помнится, вы создали под это производство новую линию…

А.К.: Это предмет нашей особой гордости. Проект этой линии и бизнес-план разработали наши специалисты. Они же прорабатывали и варианты различного оборудования. Выбор остановили на китайской компании, оборудование оптимальное по соотношению «цена – качество», и с ними у нас был уже опыт совместной работы по стеклоформующим машинам. А вот по стекловаренной печи это был первый опыт. Но обе стороны отработали проект оперативно и с хорошим качеством. Печь сегодня вырабатывает 30 тонн стекла в сутки.

«ДК»: Выход на проектную мощность такой линии сам по себе событие. Но «Свет» пошел еще дальше…

А.К.: Видите ли, импортозамещение – это не отдельный шаг, а цепочка шагов. Высокое качество продукции, к которому мы стремимся, зависит и от окраски стеклотары. А чтобы получить стекло нужного цвета, необходим красящий пигмент – фритта. Раньше мы получали его из Франции и Италии. Французы отказались сотрудничать с нами сразу после того, как Евросоюз начал вводить санкции против России. А работать с итальянцами было накладно: сложная логистика, сырье отличается от французского, и нам приходилось постоянно разрабатывать новые рецепты. И мы решили производить фритту для окраски стекла своими силами. В течение года сотрудничали с разными специалистами, которые работали в этой области, в том числе и в покраске керамики, нарабатывали рецептуру, проводили опытные изыскания и лабораторные исследования. И сегодня мы можем выпускать стеклянную продукцию любого цвета. Для этого нет необходимости варить цветное стекло в печи – мы варим бесцветное стекло, а окраска происходит в питателе на выходе из печи. Специальное оборудование дозирует краситель, происходит гомогенизация стеклянной тары, и на выходе мы получаем стекло нужного цвета.

«ДК»: Покупное оборудование, особенно высокотехнологичное, требует сервисного обслуживания.

А.К.: И тут есть серьезные подвижки. Недавно завершилась отраслевая выставка «Мир стекла», на которой демонстрируются новинки стеклопродукции, технологий и оборудования для изготовления и обработки стекла. Там мы провели переговоры с нашими партнерами, которые создают в России службу технической поддержки своей продукции. В этой службе будут заняты граждане нашей страны. Оказалось, что именно у нас самый большой опыт работы с их оборудованием, и уже в конце марта группа будущих сотрудников сервисной службы приедет на завод «Свет» на обучение. Так что сотрудничество с нашими китайскими партнерами будет только расширяться. Но попадать в зависимость от них мы не намерены.

«ДК»: Это правильно. Опыт сотрудничества с европейскими и американскими партнерами убедительно доказал, что любовь должна быть взаимной. А следующий наш вопрос – про деньги. Новое оборудование, новые производственные линии, новые технологии – все это требует больших вложений.

А.К.: В проект по производству парфюмерно-косметической тары мы инвестировали 540 млн рублей. В производство фритты – 60 млн, и это не окончательные цифры, необходимые для полного запуска проекта. Инвестиции в проект продолжаются, банки-партнеры нам в этом помогают.

«ДК»: Извините, но почему не в Фонд развития промышленности?

А.К.: Причин, по сути, две. Первая: любой продуманный и проработанный проект должен окупаться в условиях, сложившихся на рынке. Вторая: обратившись в ФРП, мы должны были взять на себя определенные обязательства. А как их брать, когда ситуация на рынке очень нестабильная? Допустим, на момент обращения в ФПР мы выпускали парфюмерную тару. А потом конъюнктура изменилась, и нам надо на этой же линии делать коньячную бутылку. Какой смысл самому себе руки связывать? А банковский кредит оставляет нам пространство для маневра.

«ДК»: Какую помощь оказывает государство при реализации проектов?

А.К.: Мы планируем возместить затраты по созданию объектов инфраструктуры. При реализации проекта по строительству цеха для производства парфюмерных флаконов у нас возник вопрос с электричеством. Мощности подстанции недостаточны для нормального функционирования. Поэтому мы начали строительство газопоршневой электростанции, на эти цели инвестировано 100 млн рублей.

«ДК»: Какие перемены намечены на нынешний год?

А.К.: Наши планы на ближайшее будущее включают несколько важных мероприятий, направленных на совершенствование и расширение производства стеклянной продукции.

Во-первых, осуществим ремонт нашей стекловаренной печи мощностью 240 тонн стекла в сутки. На ней производятся фармацевтические флаконы. Этот ремонт позволит нам увеличить объемы производства данной продукции в 2-2,5 раза.

Во-вторых, предстоит реконструкция печи мощностью 125 тонн стекла в сутки, на которой изготавливаются эксклюзивные бутылки. После реконструкции мощность будет прежняя, однако сама печь будет уменьшена в размере в два раза, что сделает процесс более эффективным.

В сумме, в 2024 году мы планируем инвестировать около 1,5 миллиарда рублей в наше производство. Эти инвестиции направлены на развитие и модернизацию нашей технической базы, чтобы обеспечить нашим клиентам высококачественную стеклянную продукцию и удовлетворить растущий спрос.

«ДК»: Дефицит кадров не помешает вашим планам?

А.К.: Надеюсь, что нет. В принципе, завод укомплектован. Средняя зарплата по предприятию – 65 тысяч рублей, регулярно проходит индексация. Это хороший стимул для привлечения и удержания кадров.

АО «СВЕТ»

Удмуртская Республика, г. Можга, Свердловский бульвар, 39

+7(341-39) 3-30-61

steklo@zavodsvet.ru

zavodsvet.ru

свет.рф

Виктор Чулков

Реклама. ИНН: 1830000094. ERID: 2VtzqxSyVEM.