
Визит заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко на ИРЗ
«ДК»: Александр Владимирович, предлагаем начать с места, которое занимает ИРЗ среди аналогичных предприятий страны.
А.М.: Наша миссия – быть лучшей приборостроительной компанией РФ – не подлежит пересмотру. Как такового рейтинга в отрасли нет, но мы считаемся одним из лидеров среди аналогичных предприятий России.
«ДК»: На чем основано это утверждение?
А.М.: Во-первых, ИРЗ – научно-производственное предприятие полного цикла. Мы реализуем задачи, поставленные заказчиками: от идеи до серийного выпуска готового продукта. Для этого у нас есть собственный институт разработчиков, подготовленный производственный персонал, сильные логистические подразделения, производство печатных плат, механическое и сборочное производство, испытательная база, антенный полигон. Во-вторых, мы обладаем широким спектром современных технологий, которые позволяют нам реализовать проекты в совершенно разных отраслях промышленности: космосе, топливно-энергетическом комплексе, телекоммуникациях, в области навигации и связи, в сфере железных дорог. Обширный опыт работы и комплексный подход к решению поставленных задач позволяют нам оставаться одним из лидеров в отечественном приборостроении.
«ДК»: Не предлагаем огласить весь список ваших заказчиков, но хотелось бы услышать несколько примеров сотрудничества с ведущими предприятиями страны.
А.М.: Список наших партнеров достаточно обширен. В интересах одних мы поставляем готовые приборы и системы; для других – сборочные единицы; третьим – печатные платы с установленными радиоэлементами; четвертым – электронную компонентную базу, прошедшую соответствующие испытания.
В результате ни один космический пуск не обходится без участия оборудования ИРЗ, безопасность движения локомотивов, которые перевозят пассажирские составы, обеспечивается нашим комплексным устройством безопасности «КЛУБ». Нефтедобывающие компании увеличивают дебит и автоматизируют работу скважинного оборудования, применяя наши системы управления и погружную телеметрию.
«ДК»: И это притом что уровень конкуренции в приборостроении очень высок.
А.М.: Да, нам приходится бороться за каждого потребителя. Сильные конкуренты есть во всех сферах, где мы представлены.
«ДК»: В чем ваши конкурентные преимущества?
А.М.: Если коротко, то в накопленном опыте, сильном институте разработчиков и широком спектре компетенций, которые мы постоянно развиваем и стараемся максимально эффективно использовать. Например, опыт, полученный в космическом приборостроении, мы успешно перенесли в сферу нефтедобычи, запустив разработку и производство систем телеметрии для ТЭК. Большое значение имеют и технологии маркетинга – выбор конкурентной политики, цена, технические решения, комплексное предложение продукта. Единой картины по всей гамме изделий нет, в каждом случае свой подход. Но в основе всего – сложные наукоемкие решения, они и дают нам возможность конкурировать.
Визит заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко на ИРЗ
«ДК»: Чтобы производить наукоемкую продукцию, нужен очень сильный инженерный корпус.
А.М.: В свое время на заводе было принято очень правильное решение – закрепить инженеров-конструкторов за товарными направлениями. На базе единого опытно-конструкторского бюро был сформирован институт главных конструкторов по 14 направлениям, каждое из которых имеет команду от 40 до 90 разработчиков.
«ДК»: А как вы подпитываете инженерный корпус молодыми специалистами?
А.М.: В советское время по распределению к нам приезжали работать выпускники технических вузов со всего СССР. С середины 1990-х гг. основным поставщиком инженерных кадров для нас стал приборостроительный факультет ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. Традиционно оттуда мы приглашаем на практику и работу выпускников 3-4-х курсов. В 2018 году создали на ИРЗ Школу космического приборостроения. Это подразделение, которое в ходе производственной практики позволяет понять, на что способен практикант, и подготовить его к специфике и нюансам будущей работы у конкретного главного конструктора направления. Сегодня лучшие студенты, успешно прошедшие через эту систему, стали главными инженерами ряда направлений.
Кроме того, два раза в год мы вместе с руководством приборостроительного факультета по итогам учебного года и производственной практики определяем лучших студентов и выплачиваем стипендию им. В.А. Шутова (генеральный директор ИРЗ с 1978 по 1992 г.).
Но, как и другим приборостроительным компаниям, ИРЗ нельзя замыкаться на одной конструкторской школе. Поэтому мы активно расширяем географию, приглашая на практику молодые кадры из вузов Казани, Самары, Екатеринбурга, Томска и Омска. Наши HR-специалисты на постоянной основе встречаются со студентами и знакомят их с радиозаводом.
«ДК»: Молодежь очень любит разного рода неформальные объединения.
А.М.: И не только молодые специалисты! Мы это понимаем и вместе с профсоюзным комитетом предприятия и службой управления персоналом всячески поддерживаем клубы по интересам, спорт и здоровый образ жизни, развиваем нашу гордость – детский оздоровительный лагерь «Радист». Также у нас есть театральная студия, масса культурных мероприятий и творческих конкурсов. Мы проводим управленческие поединки, мероприятия среди мастеров, различные тренинги для молодых специалистов, в том числе для того, чтобы они быстрее адаптировались. Неформальные встречи часто помогают эффективно решать сложные производственные задачи. Люди должны друг друга видеть, знать, обмениваться мнениями, участвовать в процессе принятия решений.
Всероссийский велокросс памяти И.Н. Валиахметова на призы Ижевского радиозавода
«ДК»: Как на работу завода повлиял вал санкций, которые коллективный Запад опрокинул на нашу страну?
А.М.: Нет смысла скрывать, что введенные санкционные ограничения – это серьезный вызов для большинства предприятий России, и в первую очередь – для приборных производств, использующих в своих изделиях высокотехнологичную импортную элементную базу. По некоторым направлениям был полностью ограничен доступ к ЭРИ, которые мы раньше закупали в Японии, Европе и США.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что мы справились: нашли варианты обеспечения производств комплектующими через Юго-Восточную Азию. Следующая задача – это обеспечение суверенитета Российской Федерации в области радиоэлектроники, то есть максимальное применение отечественных радиоэлементов (конечно, при их наличии).
«ДК»: То есть минувший год оказался тяжелым?
А.М.: Мы для себя определили его как время проверки жизнеспособности группы компаний «ИРЗ». Введенные санкционные ограничения привели к нарушению логистических цепочек поставки, что в совокупности с мировым кризисом полупроводников, возникшим в 2020 году в результате пандемии коронавируса, не только ограничило возможность купить ЭРИ, но и обеспечило кратный рост цен на комплектацию в десятки, а порой и в сотни раз по сравнению с «досанкционным» временем. На пике дефицита, в марте-апреле 2022 года, мы планировали вводить на заводе сокращенный рабочий день, cеквестировать бюджеты, выводить людей в частично оплачиваемые отпуска.
«ДК»: Что спасло?
А.М.: Наша скорость реакции на изменения. Мы занялись переработкой конструкторской документации, построением новых логистических цепочек, выстраиванием других порядков финансовых расчетов и другим. Эти действия позволили нам переломить ситуацию.
«ДК»: И что получили на выходе?
А.М.: В сентябре мы вернулись к исполнению первоначальных бюджетов, а год закончили даже с небольшим перевыполнением плана. Не стоит забывать, что в рамках санкций с российского рынка ушли большие и сильные игроки, среди которых Huawei, Nokia, Ericsson, Motorola, Schlumberger и другие. В итоге образовались большие ниши, которые сегодня требуют заполнения, чем сейчас мы активно занимаемся в рамках замещения импорта.
Результат этого процесса во многом зависит от имеющегося времени, так как наши наукоемкие разработки требуют значительных сроков как на создание опытных образцов, так и на последующее тестирование, доведение их до требуемой функциональности.
«ДК»: В какой стадии находятся такие разработки?
А.М.: В каких-то направлениях мы уже имеем определенный задел, а в каких-то – начинаем с нуля. Например, с 2019 года мы занимаемся разработкой и выводом на телекоммуникационный рынок распределенной антенной системы oDAS «RADIUS». Она позволяет эффективно обеспечить покрытие сотовой связью труднодоступных или малонаселенных территорий, на которые крупные операторы мало заходят с традиционными решениями. Как только в 2022 году иностранные производители базовых станций ушли из России, появились целевые государственные программы по созданию отечественных телекоммуникационных решений. Наш опыт разработки оDAS-системы позволил нам принять участие в данных проектах, а в перспективе – стать серийным производителем приемопередатчиков для отечественных 4G базовых станций разных диапазонов частот.
Аналогичная ситуация с нашими носимыми и возимыми цифровыми радиостанциями DMR. До 2022 года мы поставляли продукцию только в структуры ОАО «РЖД», а другие потребители пользовались доступными американскими Motorola и китайскими Hytera. Изменившаяся конъюнктура рынка привела к росту спроса на чисто отечественные решения в области радиосвязи. Конечно, каждый наш новый потребитель имеет свои требования к работе оборудования: кому-то нужна взрывозащищенная радиостанция, кому-то – особая конфигурация сети радиодоступа и т.д. Мы гибко реагируем на появляющиеся запросы и стараемся оперативно их отработать.
Распределенная антенная система oDAS «RADIUS»
«ДК»: Международные проекты тоже пострадали от санкций?
А.М.: Они не могли не пострадать. Например, всем известная миссия ExoMars. Мы разрабатывали для нее автоматику посадочного модуля, а сегодня иностранная компания-интегратор отказалась продолжать сотрудничество, проект остановлен. До 2022 года мы активно и успешно продвигали свою продукцию и компетенции на внешний рынок. Для этого была разработана целая программа: мы смотрели, что из мировых разработок можем локализовать у себя, и одновременно предлагали пул своей продукции и решений на внешних рынках.
«ДК»: Неужели оборвались все связи?
А.М.: Конечно, нет. Например, в конце 2022 года была отгружена иностранным заказчикам партия из 5 единиц нашего нового серийного изделия – радара 24 ГГц, предназначенного для установки в комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Продолжаем работать на рынках оборудования нефтедобычи в странах Ближнего Востока, продвигаем телекоммуникационное оборудование oDAS африканским потребителям.
«ДК»: Понимаем, что высокая степень неопределенности ограничивает горизонт планирования. Тем не менее…
А.М.: Чтобы стать лучшей приборостроительной компанией России, нам нужно оставаться лидером во всех существующих товарных направлениях и не отказываться ни от одного из них. Чем больше у предприятия точек опоры, тем устойчивее оно в ситуации глобальных экономических изменений.
Так, начиная с 2026 года, а то и раньше, мы должны стать серийным производителем приемопередатчиков (RadioUnit) для LTE базовых станций сотовой связи, причем сразу в нескольких диапазонах частот, и одним из лидеров в сегменте носимых и возимых цифровых радиостанций DMR. Производство оборудования для нефтедобычи было и остается одной из наших основных точек опоры, и здесь наша задача – сохранить ведущие позиции на внутреннем рынке РФ и продолжить наращивать присутствие на внешнем.
Кроме того, мы продолжаем развитие направления приборов для беспилотного и электротранспорта. Для автомобильной промышленности занимаемся замещением радиоэлектронного оборудования. В технологической сфере запланировано открытие центра аддитивных технологий, который позволит новыми способами, с большей эффективностью создавать детали и сборки, требуемые для нашего производства и для решения задач заказчиков.
Подчеркиваю, что все это не благие намерения, – каждый наш проект опирается на реально существующие разработки и потребности.
«ДК»: А что касается участия ИРЗ в отечественной космической программе? Мы слышали, что с ней не все в порядке.
А.М.: По официальным данным, которые недавно привел глава ГК «Роскосмос» Ю.И. Борисов, сегодня российская группировка состоит из 193 космических аппаратов. К 2030 году их должно быть 360, а нужна тысяча. Поэтому, принимая во внимание размер опыта и компетенций специалистов Ижевского радиозавода по реализации проектов в космическом направлении, уверен, что осуществление озвученных планов развития отрасли не обойдется без участия ИРЗ, и мы также гордо продолжим говорить о том, что ни один космический пуск не обходится без участия нашего оборудования.
«ДК»: Удачи вам и всем радиозаводцам!
А.М.: Спасибо. Несмотря на «неюбилейный» формат нашей беседы, я поздравляю всех ветеранов и сотрудников ИРЗ с 65-летием завода и выражаю каждому из них глубокую благодарность за самоотверженный труд. Здоровья, благополучия вам и вашим семьям!
Виктор Чулков
0