Игорь Корепанов:
В Глазове сложилась команда победителей
Сегодня коммунальная сфера Глазова непрерывно совершенствуется. Новости о введенных в строй и модернизированных объектах следуют одна за другой: выполнены капитальные ремонты котла и генератора, реконструирована дымовая труба на ТЭЦ, построена новая ветка водопровода, проложен километр новых труб. Наряду с модернизацией инженерной инфраструктуры в глазовском филиале «Русатом Инфраструктурные решения» активно идет внедрение технологий искусственного интеллекта, совершенствуется организационная структура. О прошедших и ожидаемых переменах в глазовском филиале «РИР», планах и задачах на будущее, секретах успеха «ДК» беседует с директором филиала Игорем Корепановым.

– Игорь Владимирович, недавно стало известно о реорганизации глазовских коммунальных предприятий, входящих в «РИР». Что планируется сделать?

– Принято решение об укрупнении организационной структуры филиала в городе присутствия Глазове. «Русатом Инфраструктурные решения» имеют достаточно богатый опыт выстраивания технологических процессов с внедрением своей организационной и технологической политики. Есть существенные компетенции, накопленные самим филиалом на протяжении многих лет функционирования в городе Глазове и взаимодействия с руководством регионального и городского аппаратов. Оценивая наш потенциал блока управления, управляющей компанией было предложено рассмотреть возможности объединения всех бизнесов, расположенных на территории присутствия город Глазов, в рамках одного филиала.

В результате все процессы, которыми мы занимаемся, – тепло и его транспортировка, водоснабжение и его источники, водоочистка и очистка стоков и др. – будут объединены под единым управлением.

– Каковы задачи объединения?

– Объединение бизнесов решает целый ряд задач. Особо остановлюсь на повышении производительности труда – одной из стратегических задач. Мы много слышим об этом не только на городском и региональном, но и на российском уровне. И решили не теоретизировать, а доказать на практике, что в такой сложной отрасли, как наша, в области жизнеобеспечения городов, муниципальных образований данное направление также возможно к реализации.

Повышение эффективности, управляемости и производительности труда тех людей, которые составляют коллектив филиалов, – одна из задач реорганизации.

– Каким образом достигается ее решение?

– Объединение предприятий позволяет оптимизировать административно-управленческие функции и численность работников. Покажу это на уже реализованном примере. У каждого из коммунальных предприятий есть транспортный участок: трактор, бульдозер, экскаватор, кран, манипулятор и объездная техника. Когда мы три предприятия – Тепловодоканал, Водоканал и Глазовские тепловые сети – объединили в одну компанию Тепловодоканал, у нас три гаража фактически превратились в одно подразделение. Вместо трех начальников транспортного участка – один, вместо трех мастерских по ремонту – единая структура. В результате удельные издержки, расходы на единицу техники существенным образом снизились. А эффективность работы возросла: у нас единая база, единый подход, единая закупочная процедура, унификация по требованиям к ценообразованию, к подрядчикам, предоставляющим нам транспортные и ремонтные услуги. Мы стали одним большим квалифицированным заказчиком.

По большому счету, и проведенная, и планируемая реорганизации – лишь ответ на вызов времени, неизбежная реакция на кадровый голод. Мы, как и другие предприятия, стремимся не просто выжить, но и развиваться в условиях дефицита кадров. Для этого уже сейчас готовимся к прогнозируемому снижению кадрового потенциала. В этих условиях выживут те предприятия, которые заблаговременно решат задачу оптимизации управления и повышения производительности труда.

В общей сложности оптимизация численности работников составила 171 штатную единицу. Это существенно снизило влияние на производственную деятельность кадрового дефицита и повысило производительность труда наличного персонала, обеспечило, в конечном счете, рост вовлеченности и удовлетворенности основного персонала.

– Создание «Цифрового водоканала» также, отчасти, работает в данном направлении. Каковы на данный момент результаты этого пилотного проекта, который реализует глазовский филиал «РИР»?

– «Цифровой водоканал», несомненно, имеет большой потенциал. И мы очень рады, что начали эту работу. Начали ее три года назад с формирования идеологии, с проектирования. К настоящему времени мы прошли основную часть пути, связанную с инвестициями. Но такие продукты не работают только потому, что деньги потрачены. Крайне большое внимание мы уделяем сейчас адаптации этих продуктов на нашу технологическую деятельность. Выработке привычки людей работать не с помощью «молотка и кувалды», а с помощью компьютера. Создана основа, куплено «железо», установлено серверное оборудование, цифровая панель с полевым уровнем управления нашими объектами. На сегодня мы ведем наладку, имеем набираемую статистику, вводим автоматизированную информационно-измерительную систему учета энергоресурсов. Но это только начало, сейчас необходимо научиться в полной мере использовать эти инструменты.

– Помимо «Цифрового водоканала», глазовский филиал «РИР» реализует также проект «Цифровое тепло». В чем его суть?

– Активную работу по «Цифровому теплу» мы начали в этом году, и эта работа будет в ближайшие два года с точки зрения основных капитальных вложений завершена. Суть та же самая, что и в проекте «Цифровое водоснабжение». У нас есть крайне развитая тепловая сеть, схема теплоснабжения города включает в себя несколько периферийных источников. «Цифровое тепло» – это цифровая модель управления районами, управления балансами, потерями, взаимодействием с нашими партнерами на альтернативных источниках. Это возможность положить на расчетную цифровую базу подоснову тех задач и технологических процессов, которые ежедневно решает наш участок по теплоснабжению. Но за этим последует работа по расширению влияния цифровых продуктов на всю сферу деятельности предприятия. Она должна начинаться с генерального директора и заканчиваться каждым работником, вовлеченным в производственную деятельность, включая членов бригады, которые получают сменное задание и работают на том же канале или на колодце или гидранте.

По большому счету, мы в части «цифры» в самом начале пути, который нам предстоит пройти от подписания акта ввода в эксплуатацию до органичного использования этих продуктов в производственном быту. И, конечно, нам интересны наши абоненты, наши потребители, и не только основные, а все. Их тоже важно включить в наши цифровые проекты. Цифровая модель города будет закончена только тогда, когда каждый потребитель зайдет в те схемы и решения, которые мы пытаемся реализовывать на площадке города Глазова.

– Что даст цифровизация потребителям?

– Повышение эффективности нашей работы и, соответственно, качества предоставляемых потребителям услуг. «Большие цифры», которые мы собираемся набрать в статистические ряды, безусловно, помогут нам в формировании как оперативных, так и длинных решений, связанных с планированием, организацией производства и т. д. А эти решения должны привести к большей открытости, и как следствие – к качественному росту удовлетворенности потребителей нашими услугами. Если сейчас мы работаем над устранением «болевых зон» и стремимся соответствовать уровню ожиданий клиентов, то к 2025 году мы планируем работать с предвосхищением ожиданий. И цифровизация – один из важных инструментов достижения этого планового показателя.

– Тот факт, что глазовскому филиалу «РИР» доверена реализация сразу двух значимых пилотных проектов, наверное, свидетельствует о высокой оценке уровня профессионализма коллектива филиала руководством головного офиса?

– Следует сказать, что в «РИР» реализуется значительно число новаторских проектов. И не только в нашем, но и во многих других филиалах. Выбор филиала для реализации того или иного проекта обуславливается имеющимися компетенциями. Конечно, оценивается и кадровый потенциал, и опыт тех людей, которые составляют команду филиала. Разумеется, у нашего филиала есть определенные компетенции, сформирована эффективная и опытная команда, сумевшая заслужить уважение коллег.

Но, говоря о возможностях, которыми располагает глазовский филиал «РИР», нельзя не сказать о том, что они в значительной мере обусловлены тем уровнем партнерства, который сложился на глазовской земле. Его можно назвать беспрецедентным: у нас все работают в связке друг с другом. В Глазове сложился в лучшем смысле этого слова альянс между двумя дивизионами Росатома – ТВЭЛом в лице ЧМЗ и РИРом в лице нашего филиала. ЧМЗ оказывает нам беспрецедентную поддержку. Кроме того, у нас теснейшее взаимодействие с администрацией города и с депутатским корпусом. Достаточно упомянуть, что два года назад, Городская дума и Администрация Глазова пошли на непопулярное, но необходимое решение – повышение коммунальных тарифов, без которого мы не смогли бы провести модернизацию коммунального хозяйства. А если бы мы не сделали это в 2020-21 годах, мы – и сегодня это уже понятно – не сделали бы этого никогда. Глазов успел обновить инженерную инфраструктуру, вышел победителем из сложной ситуации. Потому что все понимали – нельзя ничего получить, не внеся свой вклад в общее дело. Выиграть можно только командой. В Глазове сложилась такая команда – команда победителей.

Андрей Солдаткин

«Русатом Инфраструктурные решения»

г. Глазов, ул. Интернациональная, 2 Телефон +7 (34141) 7-46-45 (для населения) Факс +7 (34141) 9-63-78 https://rosatom-teplo.ru/glazov