• 26 марта 2021 11:23
  • 670
  • Время прочтения: 3 мин

Молочные реки потекут в Азию. В условиях санкций «КОМОС ГРУПП» осваивает новые рынки

Молочные реки потекут в Азию. В условиях санкций «КОМОС ГРУПП» осваивает новые рынки
Макс-2021
В этом году мы будем отмечать семилетие с момента введения продовольственного эмбарго против стран, которые применили и поддержали антироссийские санкции. С одной стороны, можно сказать, что российские сельхозпроизводители от этого выиграли: время показало, что санкции и принятые государством контрмеры не только способствовали притоку инвестиций в отечественный АПК, росту объемов собственного производства, но и привели к сокращению доли импорта и даже позволили нам выйти на внешние рынки. С другой стороны, любые санкции очень сильно влияют на курс национальной валюты, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании себестоимости продукции. О том, как завоевывает позиции на мировом рынке в нынешних условиях крупнейший агрохолдинг Удмуртии ООО «КОМОС ГРУПП», в интервью «Деловому квадрату» рассказал управляющий акционер компании Андрей Шутов.

– Ранее вы говорили, что в качестве экспортных рынков для своего бизнеса «КОМОС ГРУПП» видит, в первую очередь, страны СНГ и, возможно, Вьетнам. Почему выбраны именно эти направления?

– Несмотря на множество ограничений, которые в прошлом году сократили возможности экспорта, Россия впервые стала нетто-экспортером и получила рекордные доходы от поставок – 30,7 млрд долларов. Прошлый год Россия впервые закончила с положительным внешнеторговым сальдо, когда экспорт отечественной продукции АПК превысил импорт аналогичной продукции. Текущая ситуация открывает для нас новые возможности. Действительно, в ближайшие 5-10 лет мы рассматриваем в качестве экспортных рынков страны СНГ, так как они традиционно являются основными покупателями российской молочной продукции.

В первую очередь, это связано с тем, что наши культуры потребления имеют много общего, а также с тем, что, попадая в благоприятный потребительский климат, наша продукция получает в этих странах положительные отзывы. Азиатские страны обладают огромным экспортным потенциалом: из 30 крупнейших городов мира 21 расположен в странах Азии! В последние несколько лет они переживали мощный экономический подъем, что привело к значительному повышению уровня жизни населения, а следовательно, к количеству людей со средним и высоким доходом.

Что касается стран Ближнего Востока, то их выбор также в той или иной мере обусловлен географическими особенностями: численность населения этих стран за последние 20 лет увеличилась почти на 50%, в то время как большая часть территории считается малопригодной для сельскохозяйственной деятельности. Таким образом, эти страны сильно зависят от импорта продовольствия.

– Китай, который борется с США за лидерство в мировой экономике, сегодня является весьма перспективным рынком сбыта продовольствия. Чем, на ваш взгляд, должны обладать российские производители, чтобы завоевать этот рынок?

– Китай – самый большой и в то же время самый капризный из всех мировых рынков. Он развивается чрезвычайно быстро, причем это касается почти всех бизнес-направлений. Несмотря на это, Китай нуждается в дополнительном продовольствии. Но чтобы зайти и тем более чтобы укрепиться хотя бы на небольшой доле этого рынка, недостаточно просто захотеть – необходимо обладать уверенностью в сделанном выборе, чтобы шаг за шагом завоевывать полку с молочной продукцией. Китайцы известны особыми предпочтениями в том, что касается еды; они избалованы, любят все необычное, им сложно угодить. Любой продукт необходимо готовить к продаже в китайских магазинах, и готовить очень тщательно. Наш путь на рынок Китая был нелегок: китайцы очень щепетильно относятся к завязыванию личных контактов, к деловым отношениям, и следует быть готовым к тому, что заключение контракта может растянуться не на дни, а на месяцы.

– Насколько перспективным для «КОМОС ГРУПП» может стать выход на зарубежные и, в частности, внутрикитайские маркетплейсы?

– Запуск онлайн-продаж через зарубежные маркетплейсы является необходимым этапом развития на любом рынке. Такая форма взаимодействия с потребителем становится все более популярной за счет того, что позволяет за незначительный период времени охватить достаточно широкую аудиторию потребителей. Также огромным преимуществом маркетплейсов является возможность представить большое количество наименований товара, сократить складские расходы и фонд оплаты труда, снизить издержки, уйти от необходимости закупок, формирования заказа, так как все это уже является ответственностью владельца маркетплейса. Что касается представленности в маркетплейсах молочной продукции, то этот процесс осложняется ветеринарным надзором, который осуществляется с обеих сторон и требует особого подхода в организации логистики. Тем не менее сейчас мы прорабатываем варианты сотрудничества с китайским гигантом Alibaba Group, запуск которого возможен уже в 2022 году.

Дмитрий Чернов