Первая новинка — бесик. Это колыбель для младенца, в конструкции которой учтены все тонкости кочевого быта. По сути своей — кроватка-качалка, которую ставят на пол. Такие поставляют в Казахстан.
В больших семьях скотоводов-кочевников руки матери всегда на вес золота. А бесик можно качать ногой, и руки освобождаются для других дел, которых в многодетных семьях всегда хватает. Важная особенность — кроватка должна быть компактной и легко разбираться, чтобы можно было быстро и без лишних усилий переместиться с одного места стоянки на другое. В Можге делают именно такие.
В наше время это, конечно, уже не столь актуально, как в прежние годы. Но традиции складывались веками, и то, что они сохраняются, — это правильно. «Красная звезда», например, отгрузила в Казахстан 40 деревянных каркасов для юрт диаметром 6 метров. То есть продукт востребован, и качественные элементы интерьера для него — тоже.
В продолжение традиций можгинское предприятие предложило еще один вариант — тот же бесик, но адаптированный к современным реалиям. Качалка ставится на основание с колесными опорами и превращается в детскую кроватку, приспособленную к условиям городских квартир. Опять же, качалку легко снять и пользоваться ею так, как это делали предки.
Само собой, все сделано из натуральной древесины — мебельного щита из массива, облицованного шпоном.
Второй новый продукт — наборы для математических классов в школах. Это стенды с большими линейками, треугольниками, циркулем и указкой — всем, что нужно для объяснения материала с помощью обычной школьной доски и мела. Во многих школах для таких целей используют, в основном, импортные наборы из дешевой пластмассы. А здесь — настоящая древесина. Экологично и практично. Сами стенды — компактные, с удобными креплениями для инструментов.
Хотя, казалось бы, кому нужны деревянные линейки в эпоху интерактивных экранов? Но они по-прежнему востребованы, и это немалый рынок
— в стране реализуется программа капремонта школ, оснащаются учебные заведения в четырех новых регионах. И каждой школе, как выяснилось, нужен такой набор, а то и не один. Потому что все удобно, понятно, наглядно и не требует дополнительных усилий и дорогого высокотехнологичного оборудования. Наборы поступают в розницу, их можно свободно купить в специализированных магазинах.
Экспорт составляет ощутимую долю в оборотах предприятия.
— В 2021 году мы реализовали крупный инвестпроект: производство детских и подростковых кроватей длительного использования. В том году мы произвели товарной продукции на 531 миллион рублей. И рассчитывали, что в 2022 году увеличим объемы в 1,7 раза. Эти планы были подтверждены реальными контрактами. Вышли на 52% экспорта. Основные партнеры — в Германии и Соединенных Штатах Америки. Но в феврале 2022 года пришлось внести серьезные коррективы, — рассказал Рашит Абашев.
В 2022 году объем производства на «Красной звезде» снизился на 25%, в 2023-м — на 37%. Остановить спад удалось в 2024 году, когда было произведено продукции на 365 миллионов рублей. А за первое полугодие 2025 года товарной продукции выпустили уже на 197 миллионов. Сейчас 54% от общего объема производства составляет гособоронзаказ.
— Мы тоже, как можем, участвуем в специальной военной операции. Отправили туда уже пять машин с различными технологическими материалами. Работаем с нашим Удмуртским полком, довозим все до каждого батальона, — отметил руководитель предприятия.
Экспортное направление при этом не заморожено. Его развитие поддерживается за счет контактов с новыми партнерами из стран БРИКС и Средней Азии, с которыми можно рассчитываться в национальных валютах.
В 2024 году начались поставки в Турцию, которая до сих пор восстанавливается после крупного землетрясения в юго-восточных регионах, произошедшего три года назад. В основном туда идет шпон для производства ламинированных плит. Но поставки пока не так стабильны из-за высокой инфляции и жесткой политики турецкого центробанка, который довел ключевую ставку до 47%. Местная валюта с начала года выросла с 32 до 40 лир за доллар. Возможно, к концу года ситуация станет более благоприятной, ставку зафиксируют на более низком уровне, и спрос пойдет вверх. По крайней мере, на это рассчитывают турецкие партнеры, которые намерены продолжать сотрудничество.
Новые виды продукции и партнерство с новыми заказчиками позволяют сохранять кадровый потенциал предприятия. Сейчас здесь работают 235 человек со средней зарплатой в 54 тысячи рублей.
Специалистов, конечно, не хватает, как и везде. Но для деревообрабатывающей промышленности, по опыту Рашита Абашева, это совершенно привычная ситуация.
— Я уже 50 лет в лесной отрасли только официально. А в целом — 54 года. И вот за все эти десятилетия я не вспомню ни одного года, когда кадровый вопрос не вызывал напряжения.
Чтобы решить этот вопрос, мало подать объявление о приеме на работу и ждать, когда соберется очередь у отдела кадров. Специалистов нужно готовить самим.
Практику работы со школами, создания мастерских, взаимодействия с предприятиями, которая была отлажена в 1980-е годы, нужно восстанавливать. У нас есть музей, а предприятие ведет свою историю с 1927 года, и нам есть что показать тем же школьникам. Мы принимаем их на работу с 14 лет. Рабочий день для них, как и положено, короткий, но они уже начинают приобщаться к производству, понимать взрослую жизнь.
Надо работать с поколениями. И кадры надо готовить. Надо пропагандировать, приучать людей к труду и вкладывать в это средства. А не ждать, когда приедут мигранты. Ничего плохого про них не скажу, но наша миграционная политика далека от идеальной. А мы должны сохранять свою культуру, свои традиции.
Как бы мы ни относились к советской системе, но тогда все было выстроено так, что люди, которые шли получать профтехобразование, обеспечивались спецодеждой и обувью, условиями для питания и проживания. Они получали специальность и навыки и оставались в этой же среде. И дальше — все возможности для роста: техникум, по желанию — институт. Лучшие становились руководителями. Мы сами все это прошли. Поэтому среднее звено, рабочий класс нужно развивать и учить. И вкладывать в это должны и предприниматели, и государство в рамках совместных образовательных проектов.
До 25 лет мы должны их учить и кормить, а там они уже будут сами двигаться. Со временем появятся опыт и мудрость, а вместе с ними и связь поколений. И это должно быть целенаправленной политикой, а не разовыми активностями.
На «Красной Звезде» налажен полный цикл производства — от лесопосадок до товарной продукции. Основное сырье — лиственные породы: береза, осина, липа. Технологически они больше подходят для производства детской мебели.
Это ценное сырье, и восстановлением таких лесов нужно целенаправленно заниматься. Но в Удмуртии традиционно уделяли больше внимания хвойным деревьям, которые отнесли к целевым породам. Лиственные в эту категорию не попали. Однобокость такого подхода продемонстрировала засуха 2010 года. Хвойные леса, которые высаживались в 1950-60-х годах как монокультуры, серьезно пострадали, множество деревьев погибло. А вот на юге республики, где преобладают хвойно-широколиственные смешанные леса, деревья выжили — лиственные прикрыли своими кронами хвойные и спасли их от ожогов.
— Мы вышли с предложением отнести березу к целевым породам и приступить к восстановлению березовых насаждений. Чтобы доказать необходимость этого, мы проделали большую научную работу, разработали проект положения с соблюдением регламентов ведения лесного хозяйства и вышли с соответствующим предложением. Минприроды республики его поддержало, и в 2017 году береза вошла как целевая порода в основной план по лесовосстановлению. В целом процесс занял около 12 лет, но привел к положительному результату. Поэтому можно сказать, что мы заняли свое место в лесной истории республики, — резюмировал Рашит Абашев.
Сергей Савинов
Реклама. АО "МДП "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА". ИНН: 1830000383. Erid: 2Vtzqw9NpHG