– Владимир Валентинович, изучение «истории вопроса» свидетельствует, что к решению заняться ремонтом сельскохозяйственной техники вы пришли не сразу.
– Судьба распорядилась так, что в 1997 году я закончил карьеру хоккеиста и пошел работать автослесарем. В 2000-м занялся предпринимательской деятельностью – торговлей и закупкой мяса. Ездил по деревням и видел, как погибают крепкие бывшие советские колхозы и совхозы, как сдают в металлолом оборудование токарных и кузнечных мастерских. И работать в них уже было некому, и само оборудование устарело. В итоге старое разрушили, а новое не создали. Обидно – ведь наши отцы и деды поднимали все это десятилетиями, да еще и после Великой Отечественной войны. Но тогда я еще не задумывался о том, что когда-нибудь займусь ремонтом техники для селян.
В 2004 году открыл автомойку (пока набирал штат, сам мыл машины), в 2005-м – шиномонтажную мастерскую, а еще через год наладил ремонт легковых автомобилей. Так и сформировалась компания «АвтоШИК», полноценное автосервисное предприятие. Время шло, я понимал, что стоять на месте нельзя, и принял решение построить собственное помещение под автомастерскую, где все услуги находились бы на одной площадке. Начали строительство в апреле 2008-го, а первые автомобили приняли на ремонт в новом здании
4 ноября 2009 года. Но случившийся в это время кризис внес серьезные коррективы в наши планы. В отстроенном здании нужно было быстро начинать деятельность, чтобы окупить затраты на строительство, встал вопрос о приобретении оборудования. Банки тогда почти не давали кредитов. На помощь пришла компания «Уралбизнеслизинг». За что ей огромное спасибо. Вот с такими сложностями и начали свой авторемонтный бизнес.
– Ваши планы оправдались?
– Сегодня автомойка на два бокса работает круглосуточно, мелкосрочный ремонт легковых автомобилей мы производим в две смены, с 8 утра до 12 ночи. Поначалу вторая смена часто простаивала, но потом сработало «сарафанное радио», и многие стали приезжать к нам не с утра, а ближе к вечеру. Удобно же: после работы оставил машину, а утром забрал уже исправленную. Многие организации ремонтируются у нас, и их такой режим тоже устраивает – днем автомобиль работает, а ночью ремонтируется. Правда, с организациями мы работаем только по договорам, в тендерах не участвуем – по ним нельзя заработать и невозможно получить качественный результат. Но Глазов не Ижевск, тем более не Казань или Москва. Здесь и деловая активность намного ниже, и спрос ограничен, и покупательские возможности населения. Наши мощности задействованы максимум на 50 процентов.
– Поэтому вы и решили заняться ремонтом сельхозтехники?
– Не только поэтому. В 2012 году мы приобрели еще два здания общей площадью 1500 квадратных метров, которые до этого простаивали шесть лет. Это позволило нам открыть в декабре этого же года цех кузовного ремонта легковых автомобилей с профессиональной покрасочной камерой. В 2014-м организовали моторный цех, где производим шлифовку коленвалов, разборку и сборку двигателей автомобилей и тракторов, ремонт топливной аппаратуры и токарно-расточные работы. В 2016 году открыли еще два новых участка – сварочный и капремонта сельхозтехники.
Ремонтируем трактора Т-150, ЗИЛы и КамАЗы еще советского времени, произведенные в 80-90-х годах. Расчет у нас был простой: капитальный ремонт такой техники обходится заказчику раза в два дешевле, чем покупка новой. То есть за те же деньги хозяйство может капитально отремонтировать уже две единицы, которые сделают работы в два раза больше, чем одна новая единица. И когда новая тебе не по карману (а таких СПК и фермеров у нас на севере Удмуртии очень много), ремонт становится единственным выходом из положения, потому что без техники ни о каком росте объемов производства молока (мы же на него ставку сделали) речи быть не может. Ремонт – это повышение эффективности техники, а значит, и всего сельхозпроизводства. Потребность в такой услуге очень большая – техники 80-90-х годов производства еще очень много. К сожалению, в Удмуртии отменили субсидии на эти виды работ. В других регионах капремонт и производство сельхозтехники субсидируется государством. В той же Башкирии субсидии составляют 60% от затрат на ремонт и производство. Крупные хозяйства без субсидий на ремонт еще могут обойтись, а мелким очень трудно. Тут мы одни из немногих их помощников.
– В чем выражается ваша помощь?
– Сегодня мы готовы разобрать до винтика любой Т-150, ЗИЛ и КамАЗ. Все промыть, почистить, отпескоструить, отдефектовать, произвести восстановительные и ремонтные работы. Если узел можно восстановить – восстанавливаем. Запчасти приобретаем у производителей и только оригинальные. Это касается двигателя, трансмиссии, коробки передач, несущей рамы. У нас есть пескоструйка, покраска, обратная сборка, сварка. Капитально ремонтируем кабины и кузова КамАЗов и ЗИЛов, изготовляем борта, надрамники. Словом, полный спектр работ – от разборки до полной сборки.
– Вряд ли сегодня можно найти оригинальные запчасти для советского ЗИЛа.
– Что касается ЗИЛов, то мы покупаем старые автомобили и восстанавливаем их. В первую очередь, у ЗИЛов переоборудуем бензиновый двигатель на дизельный, т.к. в эксплуатации дизель намного экономичнее и привлекательнее для наших клиентов.
– Вы изучаете их мнения и потребности?
– Конечно. Постоянно ездим по хозяйствам, общаемся. Недавно были в хозяйстве, для которого в прошлом году ремонтировали трактор, поговорили с директором, с механизатором, который на этом тракторе работает. Он сказал, что на старом тракторе уставал больше, чем на отремонтированном нами. Есть такое трудновыговариваемое слово – клиентоориентированный бизнес. Я бы назвал наш бизнес иначе: клиентозависимый. Между качеством нашей работы и притоком заказчиков прямая зависимость. Дурная слава бежит намного быстрее доброй, а восстанавливать утраченное доверие очень трудно. Его лучше не терять, а укреплять.
– И как широко распространилось доверие к вам?
– Практически почти на весь северный куст. Мы работаем с хозяйствами Ярского, Юкаменского, Балезинского, Красногорского, Глазовского и даже Игринского района. Бывает, что приезжают к нам из Кезского района. Самое главное, что мы находимся буквально в шаговой доступности для заказчика. Свои услуги никому не навязываем, золотых гор не обещаем, просто занимаемся любимым делом.
– Если говорить о развитии, то на что вы будете делать ставку – на ремонт сельхозтехники или на сервис легковых автомобилей?
– Чтобы бизнес находился в стабильном состоянии, нужно поддерживать оба направления. Если говорить о сервисе для легкового автомобильного транспорта, то здесь все упирается в ограниченность рынка. Ни сам город, ни деловая активность в нем не растут, количество автомобилей если и увеличивается, то очень медленно. Мне кажется, что общее мнение глазовчан такое – городу нужен прорыв. Посмотрите, как изменились настроения в Глазове после того, как в прошлом году отремонтировали почти все дороги. А то ведь было так, что к нам на мойку мало кто ездил – смысла не было, улица Сибирская была, как после хорошей бомбежки. Может быть, статус ТОСЭР даст свой эффект.
А что касается сельхозтехники, то здесь нужны решения на уровне республики.
Будут субсидии на капитальный ремонт и производство оборудования для сельхозтоваропроизводителей – и наш бизнес будет развиваться. Наш сельхозтоваропроизводитель пока не настолько богат, чтобы менять ремонтопригодную технику на новую. Мне нравится, как работает новый глава республики – без лишних обещаний, но зато если берется, то доводит дело до конца. Надеюсь, что он обратит внимание и на проблемы с капремонтом.
– Учитывая все эти обстоятельства, не можем не спросить: не жалеете о том, что работаете в такой сложной нише?
– Ни разу не пожалел. Благодарность клиентов дорогого стоит. Занимаясь капитальным ремонтом сельхозтехники, мы чувствует свою причастность к той большой работе, которой занята сегодня вся республика. Для меня и моих сотрудников это очень важно.
Автор: Виктор Чулков