Виктор Лашкарев: Стремимся развиваться и двигаться вперед
Помоги детям!
Экономика Удмуртии в уходящем году продолжала развиваться, несмотря на сложности, вызванные мировой пандемией коронавируса. Особенно это касается промышленных индексов, которые продемонстрировали устойчивый рост. Объем инвестиций в основной капитал Удмуртской Республики только за 9 месяцев составил 72 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах с учетом инфляции на 6,6 миллиарда рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. На состоявшемся в середине года в Нижнем Новгороде Федеральном форуме Удмуртия заняла первое место в номинации «Лучший региональный центр компетенций» в рамках реализации нацпроекта «Производительность труда». О том, как удалось достичь таких заметных успехов, в интервью «Деловому квадрату» рассказал министр промышленности и торговли Удмуртской Республики Виктор Лашкарев.

Задача быть лучшими

– Виктор Александрович, 2021 год был во всех смыслах особенным и непростым. С какими итогами заканчивает его промышленность республики?

– Год действительно выдался непростым, но в то же время весьма интересным. Пандемия создала нам условия, в которых, видимо, придется и дальше жить и работать. Но если говорить о предварительных экономических итогах, то результат получился как минимум неплохой. Выросли индексы производства, темпы развития промышленности. Несмотря на то, что ограничения ОПЭК по объему добычи нефти отразились на производственных показателях удмуртских нефтяных компаний, мы прогнозируем сохранение объема добычи нефти в Удмуртии на уровне 10 миллионов тонн. Добывающие предприятия, таким образом, сохраняют свои позиции. Обрабатывающая промышленность в целом, по предварительным данным, показывает рост на 109 процентов. Есть предпосылки, что окончательный итог будет даже выше этого уровня. В отдельных подотраслях, таких как автомобилестроение, химическая промышленность, производство электроники, деревообработка, наблюдается даже двукратный рост.

Отдельно я хотел бы отметить успешную работу всей команды республиканского Минпромторга по обеспечению удмуртских учреждений здравоохранения кислородом. Для некоторых других регионов нашей страны это стало большой проблемой. У нас в республике потребление кислорода в этом году резко выросло – с 1,5 до 40 тонн в сутки. Нам удалось с этим справиться, в том числе за счет организации производства на четырех местных предприятиях, которые раньше не располагали технологией производства жидкого кислорода для медицинских целей. Это Воткинский завод, «Мечелэнерго», участок «Газпромтрансгаза» в Воткинском районе, а также 29-й арсенал РВСН, который также организовал поставки. Все коллеги оперативно пошли нам навстречу, и снабжение кислородом ковидных клиник удалось организовать без сбоев. Мы, в принципе, не допустили даже намека на дефицит кислорода в Удмуртской Республике, прошли сложный период с честью. Есть задел и на будущее. Приступили к реализации совместного инвестиционного проекта с одной из удмуртских компаний по строительству завода для производства жидкого кислорода на территории республики. Его планируемая мощность – около 10 тонн в сутки. Через год он должен быть введен в эксплуатацию.

– В последние годы Удмуртия показывает один из лучших в стране результатов по реализации нацпроекта «Производительность труда». Его основная цель – рост производительности труда до пяти процентов в год к 2024 году на средних и крупных предприятиях. Насколько близки мы сегодня к достижению этой цели?

– К этому показателю мы скорее не близки, а уже далеки от него. Есть официальное заключение Министерства экономического развития РФ о том, что за два года реализации данного нацпроекта производительность в Удмуртии на предприятиях, участвующих в нацпроекте, растет в среднем на 15 процентов в год. До 2024 года еще далеко, но уже сегодня выполнение плановых показателей не вызывает у нас никакого беспокойства.

Мы с самого начала поставили себе задачу быть лучшими, и делаем все для этого. Теперь перед нами стоит другая цель, также заложенная в нацпроекте и подтвержденная указами Президента РФ: мы хотим, чтобы в Удмуртии повышение производительности труда стало базовой идеологией для всех без исключения предприятий и организаций во всех представленных у нас отраслях. Вплоть до того, что сейчас в проект «Производительность труда» вовлекаются даже представители органов региональной власти. Вводный курс обучения по данному направлению уже проходят около 700 чиновников разного уровня. Предприятия, которые по тем или иным финансовым или производственным показателям не подходят под критерии национального проекта для крупного бизнеса, сами готовы оплачивать обучение своих работников в региональном центре компетенций Удмуртии, который создан специально для реализации нацпроекта и успешно работает. Так что нужные показатели у нас будут, только останавливаться на них мы не намерены.

Мы видим, что двигаемся в правильном направлении к глобальной цели – качественному, планомерному повышению производительности труда. Благодаря этой оценке идея популяризации бережливого производства приобретает совершенно иной уровень, мы еще больше мотивированы, стремимся развиваться и двигаться вперед, помогая большему количеству предприятий повысить производительность труда.

– Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, в 2021 году ряд отраслей сохранил и улучшил свои экономические показатели. Среди них – производство одежды, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и др. Ожидается ли в 2022 году дальнейший рост в этих отраслях? Какое внимание уделяется им со стороны министерства?

– На первый взгляд, это действительно выглядит, как парадокс. Но обусловлено это успешной деятельностью как самих промышленных предприятий, так и органов власти республики. Нелишним будет напомнить, что во время весеннего локдауна Удмуртия стала одним из первых регионов России, которые вышли из режима ограничений. Если бы наши крупнейшие производственные предприятия продолжали простаивать, это принесло бы много проблем экономике. Но наши предприятия, выполняющие гособоронзаказ или работающие по непрерывному производственному циклу, не останавливались. И речь не только о них. И экономический блок республиканского правительства, и лично Глава Удмуртии много сделали для того, чтобы не допустить длительного простоя компаний малого и среднего бизнеса.

Есть и еще одно объяснение роста производственных показателей в период пандемии. Сейчас мы уже в прошедшем времени вспоминаем ситуацию 2020 года, когда в стране внезапно был введен масочный режим, и немедленно возник страшный дефицит этих самых медицинских масок. Доходило до того, что спекулянты продавали одноразовые маски по 15 рублей за штуку при ее себестоимости в 68 копеек. И Удмуртия стала первым в России регионом, организовавшим у себя на месте производство этих масок в достаточном количестве, чтобы обеспечить ими все население региона. Сейчас одноразовые маски в рознице стоят меньше рубля.

То же самое с производством кислорода, о котором мы уже говорили. А аппараты искусственной вентиляции легких?! Помните, какой ажиотажный был на них спрос всего год-полтора назад? Тогда мы сумели, во-первых, очень быстро организовать производство аппаратов ИВЛ, поддержав производителя за счет целевого льготного займа Фонда развития промышленности. Во-вторых, оказали административную помощь в получении регистрационного удостоверения медицинского изделия, чтобы наши аппараты ИВЛ могли использоваться в клиниках. В результате Удмуртия оснастила столь необходимым на тот момент оборудованием не только собственные госпитали, но и стационары в соседних субъектах федерации.

Зеленый свет внутренним инвестициям

– Министерство промышленности и торговли реализует широкий круг мер, направленных на привлечение инвестиций. Как результат, в республике сегодня осуществляется целый ряд крупных инвестиционных проектов. Какие из них вы бы выделили особо? Как идет ход их реализации?

– Прежде всего я хотел бы отметить так называемых внутренних инвесторов. Конечно, мы всегда рады приходу инвесторов извне, но при этом не надо забывать и о тех, кто инвестирует в нашу экономику, находясь здесь, внутри Удмуртской Республики. При этом для стимулирования инвестиций мы создаем промышленные, или, как их еще называют, – индустриальные парки. Правительством Удмуртии разработана нормативная база, регламентирующая их деятельность. В результате только в промышленном парке «Синергия» создано около семи тысяч новых рабочих мест. На этой площадке никогда не было занято столько людей, даже в советские времена, когда она была заводом. То же самое происходит с индустриальным парком «Нобель» на территории бывшего металлургического завода «Ижмаша». А рабочие места – это не только экономический, но и социальный показатель, влияющий на уровень жизни в республике в целом.

Еще одна категория крупных внутренних инвесторов – предприятия деревообработки. Пользуясь мерами государственной поддержки, наши крупнейшие компании данной отрасли не только вкладывают в расширение и развитие производства большое количество собственных средств, но и получают дешевые займы из республиканского Фонда развития промышленности. Это единственная в стране подобная структура, которая позволяет поддерживать местных производителей, не рискуя бюджетными средствами. Для реализации новых промышленных проектов Фонд развития промышленности предоставляет целевые займы по ставке 1 и 3 процента годовых сроком до семи лет в объеме от 5 миллионов до двух миллиардов рублей.

Капитализация фонда растет. За прошлый год она увеличилась на 300 миллионов рублей и достигла полумиллиарда, что дает нам новые возможности для движения вперед. На сегодня льготные займы получили 23 удмуртских предприятия.

– Помимо займов из Фонда развития промышленности, Минпромторг УР осуществляет широкий круг мер по поддержке производственных предприятий. Это и бюджетные субсидии, и льготные займы, и специальные инвестиционные контракты, и многое другое. Какие меры поддержки наиболее востребованы предприятиями? Планируется ли их расширение в 2021 году?

– Сейчас меры поддержки на региональном уровне максимальны настолько, насколько это возможно в соответствии с действующим законодательством. Это субсидии на лизинговые платежи по приобретению оборудования; компенсация до половины затрат на приобретение оборудования; возмещение расходов на подключение к энергоносителям новых производственных площадей.

В нынешнем году такие субсидии у нас получили 30 предприятий на общую сумму 85 миллионов рублей. А общая сумма финансовой помощи предприятиям, прошедшая через Минпромторг в нынешнем году, уже достигла 490 миллионов рублей, что является рекордным показателем. Еще один вид поддержки инноваций – субсидирование до 40 процентов затрат на НИОКР. Мы понимаем, что деньгами рисковать нельзя, поэтому данная компенсация производится только после начала производства новых разработок. Это стимулирует наши промышленные компании к поиску новых направлений в своей деятельности и расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Огромный вклад в поддержку предпринимательства вносит наша программа по развитию использования газомоторного топлива для автомобилей. Это выгодно для бизнеса, поскольку газ обходится в два с половиной раза дешевле жидкого топлива. Для этого мы активно строим газозаправочные станции. Сегодня в Удмуртии функционируют 13 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, в следующем году запланировано строительство и ввод в эксплуатацию еще трех АГНКС в Можге, Алнашском и Малопургинском районах. К 2024 году их будет 25. Предпринимателям выделяем субсидии на переоборудование транспортных средств. Программа позволила собственникам автотранспортных средств сэкономить порядка 43 миллионов рублей на услугах по переоборудованию. В результате в этом году в республике перешли на газ уже 330 автомобилей. Через год их будет 660. На метан почти полностью переведены пассажирские перевозки. В этом же направлении двигаются и предприятия, занятые транспортировкой грузов. На газ переводят свой транспорт даже такие работающие в Удмуртии предприятия, как «Роснефть» и «Руснефть». Работа в этом направлении также будет продолжена в 2022 году.

Точки роста – маркетинг и сбыт

– Президент России Владимир Путин продолжает курс на диверсификацию оборонных предприятий. Наращивание объемов производства гражданской продукции, импортозамещение и выход на зарубежные рынки являются сегодня приоритетом. Насколько высоки сейчас темпы диверсификации ОПК в республике и какие резервы для ее развития вы видите?

– Действительно, перед нами стоит серьезная задача добиться диверсификации оборонных предприятий к 2025 году на уровне 30 процентов, а к 2030 году – на 50 процентов от общего объема производства. Мы к этому стремимся и этот год закончим на уровне 27 процентов, то есть идем даже с некоторым опережением графика. Показатель 2021 года мы перевыполнили с большим запасом. Здесь тоже виден наш стиль работы – быть далеко впереди других регионов страны. Помимо позиции на вершине национального рейтинга, такие показатели дают нам и некоторый запас прочности на случай какого-либо форс-мажора.

В программе диверсификации участвуют все наши предприятия оборонной промышленности. Со своей стороны Минпромторг республики оказывает им всяческое содействие в разработке и внедрении в производство новой гражданской продукции. По каждому предприятию оборонной отрасли подписана соответствующая дорожная карта. Это документ, утвержденный владельцем или руководителем предприятия с одной стороны и главой республики – с другой. В карте прописаны все конкретные действия по программе диверсификации производства с точными сроками по каждому пункту. В качестве примера могу привести самую сложную для нас дорожную карту, которая согласована с Воткинским заводом. Помимо прочего, она предусматривает проект строительства в Кезском районе озонаторных установок для очистки питьевой воды. Теперь мы хотим включить этот проект не только в программу диверсификации, но и в программу «Чистая вода» нацпроекта «Экология». Это позволит получить дополнительное финансирование и найти других покупателей такого оборудования.

– Какие инструменты государственного протекционизма и финансовой поддержки диверсификации ОПК уже действуют и планируются к запуску в Удмуртии?

– Знаете, я бы даже не ставил этот вопрос как исключительно диверсификационный. Дело в том, что если предприятие расширяет свое производство, начинает выпускать гражданскую продукцию, то оно выходит на рынок наравне со всеми остальными. Зачем в таком случае нужна какая-то отдельная программа поддержки или протекционизма?! Здесь уже действуют законы конкуренции, где предложение регулируется спросом. Приведу такой пример: одно из крупных удмуртских предприятий наладило выпуск лифтов, которые в стране считаются одними из лучших. Это действительно отличный продукт. Но стоит он около двух миллионов рублей, и не всегда потребитель, готов к таким тратам, особенно если речь идет о домах, построенных минимум четверть века назад. Любому продукту, чтобы завоевать рынок, требуется время. И здесь мы говорим о том, что новую гражданскую продукцию мало просто изготовить и отгрузить на склад. Надо найти целевую нишу на рынке, определить потенциальных покупателей и наладить работу с ними. Это азы маркетинга. Эту науку наши предприятия сейчас осваивают. Здесь наша точка роста. Направление, в котором предстоит работать.

Дмитрий Чернов