• 24 декабря 2021 20:02
  • 471
  • Время прочтения: 5 мин

«Зеленый» регион – Удмуртия. ООО «Спецавтохозяйство» подводит итоги 2021 года

«Зеленый» регион – Удмуртия. ООО «Спецавтохозяйство» подводит итоги 2021 года
Одним из лидеров уходящего года по праву является региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Удмуртии ООО «Спецавтохозяйство». И это не только мнение редакции «Делового квадрата», но и объективная оценка результатов, которые достигнуты в нашем регионе в короткие сроки. Сбор, сортировка отходов, информационно-просветительская работа – это опыт, который охотно перенимают соседи. О том, чего удалось добиться и о планах на будущее, в интервью нашему журналу рассказал руководитель регоператора – компании «Спецавтохозяйство» Иван Маринин.

– Уже несколько лет в Удмуртии, как и по всей стране, продолжается так называемая «мусорная реформа», изменившая весь принцип работы с твердыми коммунальными отходами. Каковы первые итоги этой реформы на территории республики?

– На сегодня Удмуртия точно не входит в список регионов, где реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами отстает или пробуксовывает. Более того, по некоторым направлениям мы находимся в числе лидеров. Главный критерий здесь – это тематика обращений граждан. Раньше были возмущения по поводу оплаты коммунальной услуги, теперь они интересуются раздельным сбором отходов и перерабатывающими предприятиями. Мы видим, что появилось понимание целей и задач мусорной реформы, а еще чувствуем поддержку.

Второй конкретный и универсальный критерий не только эффективности нашей работы, но и доверия к реформе – это собираемость платы. У нас показатель собираемости составляет более 97 процентов даже в два последних пандемийных года. Люди видят, что наши услуги важны и они оказываются качественно. По юридическим лицам уровень собираемости платежей колеблется в пределах 94-95 процентов, и здесь редкие неплатежи происходят вследствие непростого экономического положения отдельных предприятий.

Сейчас услуга цивилизованного вывоза отходов охватывает всю территорию республики, белых пятен на карте Удмуртии для нас нет. Растет количество контейнерных площадок – за три года почти вдвое. Если на начальном этапе реформы насчитывалось около 16 тысяч мест накопления бытовых отходов – в большинстве сел и деревень их не было в принципе, то на сегодня мы располагаем почти 25 тысячами.

– Одной из основных задач вашего предприятия является достижение полной сортировки всего мусора. Насколько сейчас «Спецавтохозяйство» справляется с этим? И как это влияет на окружающую среду?

– Еще один повод с уверенностью говорить об Удмуртии как о «зеленом» регионе заключается в том, что, кроме сбора отходов, мы активно занимаемся их сортировкой. В Удмуртии пять специализированных полигонов – неподалеку от Ижевска, Можги, Увы, Якшур-Бодьи. Откуда и на какой полигон должен ехать мусор, определено в территориальной схеме обращения с отходами. Сейчас на четырех из пяти полигонов все приезжающие отходы сначала проходят сортировку. Самый мощный и оснащенный сортировочный комплекс расположен в 30 километрах от Ижевска. Там даже отбирают специальными барабанными сепараторами органические отходы. Пока мощностей для сортировки нет только в южных районах Удмуртии, но мы уже подготовили техзадание по строительству сортировочного комплекса в Можге, который планируется ввести в следующем году. После этого на территории республики все отходы будут «фильтроваться», те, которые подлежат переработке, мы будем возвращать в производство.

Помогают в сборе «полезных» отходов баки для раздельного сбора. На сегодня в республике их больше 1100 штук, и мы продолжаем установку. В них также попадает и обычный мусор – по ошибке или незнанию, но КПД у них все же выше, чем у контейнеров для смешанных отходов.

Еще одна из задач – вообще не допускать того, чтобы в мусорные контейнеры попадали отходы, которые могут быть вторично переработаны. Эффективнее их собирать отдельно и сразу передавать переработчикам. На это способны пункты приема вторсырья.

– ООО «Спецавтохозяйство» 1 марта этого года открыло в Ижевске первый пункт покупки вторсырья «Экодом». Каковы итоги работы пункта? Насколько он оправдал ваши ожидания?

– Приведу такой пример. Наш первый «Экодом» на улице Молодежной почти за 10 месяцев работы зафиксировал 60 тысяч посещений. Начинали мы с восьми позиций, а теперь принимаем 20 видов вторсырья. Средняя сумма выплаты каждому посетителю составляет 81 рубль. Но некоторые, к примеру, юрлица – кафе, рестораны, сдают вторсырье и на две тысячи рублей за один визит. Очень много приходит школьников, для которых это также способ доступного им заработка. Мы в детстве тоже сдавали вторсырье, помните? С другой стороны, я лично видел, как к нашему «Экодому» подъехала девушка на автомобиле и оставила рассортированный мусор, отказавшись от выплаты. Осознание того, что она сделала доброе дело, видимо, было для нее важнее денег.

Теперь можно с уверенностью сказать, что итоги работы первого «Экодома» даже превзошли наши ожидания. Сегодня мы убедились, что раздельный сбор мусора выгоден не только нам как региональному оператору по обращению с отходами, но и перерабатывающим предприятиям, и – главное – гражданам, которые стали понимать смысл сортировки мусора. Мы смогли сформировать у людей понимание того, что разделять свои домашние отходы – это модно, красиво и классно! Теперь наша мечта заключается в том, чтобы для каждого жителя республики посещение «Экодома» стало таким же обычным делом, как и поход за продуктами в супермаркет.

В конце декабря мы откроем второй пункт покупки вторсырья, на улице Холмогорова. В январе – на Камбарской. Хотим, чтобы свой «Экодом» появился как минимум в каждом районе города. А в дальнейшем мы надеемся разместить «Экодома» во всех без исключения муниципальных образованиях Удмуртии. Например, в Вавоже мы еще в прошлом году открыли пункт под названием «Экопост». Это аналог «Экодома» с поправкой на сельскую специфику – принимают не только классическое вторсырье, но также и шины, и ветки – их измельчают там же в полезную мульчу. Комбинированный формат «Экодом» + «Экопост» уже достраиваем в Ленинском районе Ижевска – в самом большом частном секторе города он очень выручит жителей.

– Получается ли у самого предприятия зарабатывать на собранном вторсырье? Насколько доходным может быть этот бизнес?

– «Спецавтохозяйство» строит пункты на свои деньги, без инвесторов, пока об окупаемости проекта речь не идет. Но результаты, что называется, «дороже денег»: только в одном «Экодоме» с марта по середину декабря мы собрали 430 тонн чистейшего вторсырья, которое было переработано предприятиями Удмуртской Республики. Стекло мы отправляем на можгинский завод «Свет». ООО «Ижевская бумажная компания» выпускает продукцию из макулатуры. ООО «Локопласт» изготавливает из ПЭТбутылок заборы и штакетники. К сожалению, у нас нет заводов по переработке коробок тетрапака. По всей стране таких предприятий всего пять. Поэтому эти отходы мы накапливаем у себя на складе и большими партиями отправляем в Нижний Новгород.

Для производств в первую очередь важен объем. Нет смысла разворачивать технологическую линию по переработке вторсырья, если она не будет загружена работой. Поэтому мы и стремимся расширять сеть наших «Экодомов» и «Экопостов», чтобы решить две основные задачи: удобство и близость пунктов приема для всех желающих разделять, развитие перерабатывающих предприятий, и лучше всего внутри региона. В настоящее время мы подготовили инвестиционную программу по строительству пунктов на территории Удмуртии. Очень ждем, когда она будет утверждена правительством республики.

– Во время пандемии коронавируса люди стали потреблять значительно больше продуктов в упаковке. Количество отходов резко возросло. Было ли ваше предприятие готово к этому?

– Сейчас действительно характер потребления сильно изменился. Огромное количество продовольственных товаров продается в различной упаковке. В последнее время из-за сложной эпидемиологической ситуации резко увеличился объем онлайн-заказов продуктов с доставкой на дом. Плюс больше стало продаваться товаров длительного хранения. Упаковки в результате действительно стало значительно больше. Это и картон, и бумага, и пластик, и тетрапак, и многое другое. Именно из-за этого тоннаж собираемых «Спецавтохозяйством» отходов стабильно растет. В 2020 году он увеличился на 12 процентов, а в нынешнем – еще на 6 процентов. Плюс из-за различных ограничений значительно меньше людей стали выезжать на отдых за пределы Удмуртии. Но мы справляемся с вывозом возросшего количества отходов. Не в последнюю очередь – благодаря именно внедрению раздельного сбора мусора. Мы уверены, что сортировка отходов – это билет в завтрашний день, как с точки зрения экологии, так и с экономических позиций.

Справка:

Сейчас в Удмуртии установлено больше 1100 контейнеров для раздельного сбора вторсырья. 879 из них – в столице республики и ее пригороде. За ними всегда приезжает отдельный мусоровоз и увозит на мусоросортировочный комплекс.

За прошедшие три года реформы совместно с правительством региона, Минприроды и местными властями в республике было убрано больше 250 несанкционированных свалок. В этом году ликвидирована 51 свалка, 22 из них – за счет правительственных субсидий. 2021-й стал рекордным по тоннажу вывезенного экологического ущерба – больше 10 тысяч тонн уехало на легальные полигоны.

Объем собираемых отходов вырос почти вдвое – со 180 тысяч тонн в 2018 году до прихода регионального оператора до 330 тысяч тонн в 2020 году. Эта разница раньше оказывалась в лесах и оврагах из-за отсутствия цивилизованной и контролируемой системы вывоза отходов.

Дмитрий Чернов