• 18 июня 2019 08:43
  • 5 069
  • Время прочтения: 11 мин

Михаил Тумин: В нацпроектах могут участвовать все предприниматели

Михаил Тумин: В нацпроектах могут участвовать все предприниматели
В Удмуртии реализуются все пять федеральных проектов, вошедших в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». О целях и задачах этой работы рассказывает министр экономики Удмуртской Республики Михаил Тумин.

– Михаил Иванович, на федеральном уровне куратором нацпроекта по МСП назначен первый заместитель Председателя Правительства РФ – министр финансов РФ А.Г. Силуанов, руководителем – министр экономического развития М.С. Орешкин, администратором – его заместитель В.А. Живулин. Кто являются первыми лицами нацпроекта на региональном уровне, в Удмуртии? Как между ними распределены обязанности и зоны ответственности?

– В национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» входят пять федеральных проектов:

  • «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;
  • «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;
  • «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  • «Популяризация предпринимательства»;
  • «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

На уровне республики реализуются пять одноименных региональных проектов. За первые четыре ответственность возложена на Министерство экономики УР, за пятый – на Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР.

Соответственно, руководителями проектов назначены министр экономики М.И. Тумин и министр сельского хозяйства и продовольствия
О.В. Абрамова.

Куратором всех проектов в сфере малого и среднего предпринимательства является первый заместитель Председателя Правительства УР А.А. Свинин.

Региональные составляющие проектов утверждаются координационным комитетом, председателем которого является Глава Удмуртии А.В. Бречалов.

Соглашениями, в соответствии с которыми республике предоставляется финансовая поддержка, установлены целевые показатели, которые в настоящее время декомпозируются на муниципальные образования. Часть показателей закреплена за организациями, входящими в нашу инфраструктуру поддержки МСП.

1/2
2/2

– В опубликованных Правительством РФ материалах по национальным проектам в разделе, посвященном целевым показателям и задачам нацпроекта по МСП, три пункта: увеличение численности занятых; увеличение доли МСП в ВВП; увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта. Какие базовые и целевые значения по этим пунктам для Удмуртской Республики?

– Единственный декомпозированный по регионам целевой показатель – это численность занятых в сфере МСП, поскольку он включен в перечень показателей оценки эффективности деятельности глав регионов. Остальные два не рассчитываются органами статистики в разрезе регионов, поэтому мы ориентируемся на значения в национальном проекте. В настоящее время разрабатывается методика их расчета, после ее утверждения плановые значения показателей поступят в регионы.

– Расскажите подробнее о каждом проекте: цели, задачи, запланированные мероприятия.

– Из проектов, которые курирует Минэкономики УР, самый большой – «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». Этот проект включает в себя большую часть ранее существовавших мер поддержки МСП, но переработанных и актуализированных. Проект самый крупный еще и по объемам финансирования – в Удмуртии на него выделяется более 634 млн рублей, в том числе 566,8 млн рублей за счет федеральной субсидии. Основной задачей является развитие региональной инфраструктуры поддержки МСП, ребрендинг этих организаций и переосмысление их функционала в соответствии с запросами бизнес-сообщества. В рамках федерального проекта «Мой бизнес» разрозненные организации поддержки МСП должны объединиться в логичную систему и начать работать по принципу «одного окна», чтобы предпринимателю не нужно было искать, кому задать интересующий вопрос, где записаться на тематический образовательный семинар, с кем проконсультироваться по вопросам экспорта своей продукции или разработки бизнес-плана. Вводится единая телефонная горячая линия, единый сайт, единый фронт-офис. Уже привычные меры поддержки бизнеса дополняются образовательными интенсивами: бизнес- и экспортными акселераторами. В целях обеспечения малого бизнеса современными производственными площадями государство поддерживает частные инициативы по развитию промышленных парков – бизнес сам просчитывает, будут ли востребованы новые площади, берет на себя риски и обязательства по достижению показателей, а мы ему помогаем и в последующем контролируем выполнение обязательств.

Федеральный и региональный проекты «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» объединяют в себе общесистемные меры, в основном нормативного характера, которые направлены на улучшение условий ведения бизнеса. Такие, например, как утверждение базовых правил и принципов организации нестационарной и мобильной торговли; упрощение налоговой отчетности; законодательное закрепление определения «Социальное предпринимательство»; улучшение условий ведения предпринимательской деятельности для МСП, развивающих внутренний туризм; обеспечение благоприятных условий работы для самозанятых граждан и т.д.

Проекты «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам» направлены, в первую очередь, на обеспечение снижения кредитной нагрузки на малый бизнес через введение льготных и пониженных банковских ставок, в том числе за счет бюджетного субсидирования банкам недополученных доходов от введения льготных кредитных ставок. На региональном уровне проект предусматривает пополнение региональных фондов поддержки предпринимательства, предоставляющих микрозаймы субъектам МСП.

Ожидается, что со второй половины 2019 года Минэкономразвития России утвердит новые правила работы фондов, в соответствии с которыми ставки по микрозаймам для ряда целевых групп предпринимателей будут дополнительно снижены. Также в рамках проекта осуществляется докапитализация региональных гарантийных организаций, предоставляющих кредитные гарантии предпринимателям при получении ими кредитов в банках при недостаточности их собственного обеспечения.

Реализация мероприятий федерального и регионального проектов «Популяризация предпринимательства» направлена на вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи, женщин, безработных, инвалидов, людей предпенсионного возраста, а также на формирование начальных предпринимательских компетенций среди школьников и студентов. Сумма финансирования этого проекта составляет около 10 млн рублей.

– Каков общий бюджет проектов, из каких источников идет финансирование?

– Мы работаем в плотном взаимодействии с Минэкономразвития России и активно привлекаем федеральное финансирование. На 2019 год республике уже утверждена федеральная субсидия на общую сумму 513,5 млн рублей. Решается вопрос о выделении дополнительных средств в количестве 211 млн рублей. Из средств регионального бюджета Министерству экономики УР на реализацию проектов в этом году доведено 77,1 млн рублей. Помимо этого, планируется привлечь внебюджетное финансирование от участников проектов на сумму не менее 161,6 млн рублей. В части доведения бюджетных средств исполнителям мероприятий мы укладываемся в график. По состоянию на конец мая доведено 56% от плановых сумм. Общий же бюджет наших четырех проектов на 2019 год с учетом дополнительной федеральной субсидии составляет почти 1 млрд рублей.

Средства будут распределены следующим образом. Из 513,5 млн рублей, которые нам утвердило Минэкономразвития РФ, 298 млн мы направляем на поддержку частных промпарков в Ижевске и Воткинске, 69 млн – на пополнение гарантийного фонда и фонда поддержки предпринимательства с целью реализации программы для субъектов МСП в моногородах. Остальное – на другие мероприятия в рамках региональных проектов.

Средства по дополнительной заявке, в случае ее утверждения, будут направлены на докапитализацию фонда поддержки предпринимательства и на увеличение финансирования по проекту создания промышленного парка в Воткинске.

– Что дадут инвестиции в развитие промпарков? Насколько успешна работа республики на этом направлении?

– В 2018 году мы подготовили три заявки в Минэкономразвития. Два частных промпарка были поддержаны. Много это или мало? По всей России поддержано всего восемь заявок. То есть это очень хороший результат.

Проект в Ижевске – это строительство следующей очереди промышленного парка «Металлургический» на Воткинском шоссе. К концу года здесь появится
10 тыс. кв. м современных энергоэффективных производственных площадей для новых резидентов. Площадка в Воткинске – это реновация объектов бывшего Воткинского завода газовой аппаратуры.

Развивая это направление, мы получаем необходимый инструментарий для того, чтобы создавать подобные производственные площадки в моногородах республики. С учетом того, что Сарапул и Глазов обладают статусом ТОСЭР, субъекты МСП могут получить здесь дополнительные преимущества.

– По данным Удмуртстата, наиболее привлекательной сферой деятельности для малого бизнеса в Удмуртии является торговля – это 36% малых предприятий. Строительство – 14% предприятий, обрабатывающие производства – 11%, операции с недвижимым имуществом – 6%. Чем занимаются остальные 33%? Чем обусловлено такое распределение по сферам деятельности? Возможен ли рост малого бизнеса в сфере производства?

– Кроме торговли и строительства, существенная доля малого и микробизнеса традиционно занята в сфере услуг населению – это общепит, парикмахерские, салоны красоты, различные ремонтные мастерские, услуги по ремонту жилья, сдаче в аренду жилых и нежилых помещений, различного оборудования, транспортные услуги и т.д. Малый бизнес занимается всем, что приносит хоть какую-то прибыль, позволяет самореализоваться, заниматься тем делом, которое нравится, устраивает конкретного предпринимателя. Торговля и услуги – традиционно самые большие сектора для малого бизнеса. И это характерно для всех экономик мира, поскольку вхождение в них требует наименьших затрат и позволяет получать доход уже на начальном этапе ведения бизнеса. Если же говорить о производстве, то здесь нужно вложиться в производственные площади, станки, оборудование, подсоединиться к транспортной, энергетической инфраструктуре или арендовать уже готовую площадку с оборудованием, но никто не гарантирует, что риски будут оправданы и бизнес окажется успешным. Кроме того, себестоимость производства мелкосерийной продукции, единичных изделий всегда выше, чем массовое поточное производство на крупных предприятиях, поэтому в сфере производства малый бизнес занимает достаточно узкие ниши с ограниченным рынком сбыта.

– Чем государство может простимулировать развитие производственного сектора в малом бизнесе? Субсидиями?

– Попытки государства искусственно увеличить долю производственного малого бизнеса через субсидирование чаще всего малоэффективны. Нужно помогать выходить на новые рынки сбыта, расширять существующие, чем, собственно, мы и стараемся заниматься, консультируя и обучая предпринимателей, организуя для них бизнес-миссии в другие регионы и страны, помогая им участвовать в выставках, в том числе международных. Для повышения конкурентоспособности продукции важно, чтобы бизнес привлекал дешевые финансовые ресурсы, поэтому при поддержке государства банки в рамках специальных программ для малого бизнеса предоставляют кредиты на льготных условиях, фонды поддержки предпринимательства предоставляют займы на еще более выгодных условиях. Стоимость аренды или покупки площадей для производственных малых компаний должна снижаться, для этого мы поддерживаем частных инвесторов, готовых строить новые и реконструировать существующие производственные площади, что будет способствовать насыщению рынка и снижению стоимости площадей в последующем. Стоит отметить, что в нашей республике есть тенденция к росту производственного сектора в малом бизнесе. Бизнес видит новые ниши, новые возможности и начинает диверсифицировать свою деятельность.

– Удмуртия вошла в десятку регионов с наиболее благоприятными условиями для бизнеса и невысоким уровнем административного давления. Чем обусловлены эти позиции?

– Мы не являемся уникальным исключением с какими-то лучшими практиками, нововведениями. Надзорные каникулы, то есть системные государственные программы, направленные на снижение административных барьеров, снижение нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов, переориентацию их работы на риск-ориентированные модели, действуют по всей стране уже несколько лет, и это приносит заметные плоды. Поток обращений о давлении на бизнес уменьшился в разы. Для успешности реализации этих программ на уровне региона важна совместная работа региональных, федеральных и муниципальных органов власти. Все госструктуры, независимо от уровня подчиненности, должны говорить на одном языке, действовать как одна сплоченная команда. Удмуртия относится к числу регионов, где этого удалось добиться. И я очень рад, что у нашей команды получается хорошо делать свою работу.

– 2020 год, согласно календарю событий национального проекта, будет объявлен Годом предпринимательства? Как к нему готовится республика? Что планируется интересного и полезного для бизнеса?

– Конкретные планы будут разрабатываться во второй половине 2019 года. У нас есть несколько идей по поводу того, как можно снизить ставки по налогообложению и при этом не потерять в доходной части бюджета. Сейчас вопрос прорабатывается, и думаю, что к осени мы выйдем на публичное обсуждение этих предложений. Из серьезных нововведений нас ждет включение в пилотный проект по внедрению в республике так называемого «закона о самозанятых».

Одно из главных направлений, которому будет уделяться особое внимание, – это популяризация предпринимательской деятельности. Нужно рассказывать, что бизнес – это хорошо, что это такая же сфера деятельности, как государственная служба и работа по найму, которая приносит пользу обществу. Предпринимательство – это неотъемлемая часть современного общества, и если мы хотим стать страной с развитой экономикой, мы должны уважительно относиться к человеку своего дела.

– Каков механизм вхождения предпринимателей в число участников национального проекта? По каким критериям идет отбор?

– Национальные проекты – это не какая-то закрытая для бизнеса программа, а просто новая парадигма, призванная поменять подходы в управлении государством. Поэтому говорить, что кто-то из предпринимателей сможет в нем участвовать, а кто-то нет – абсолютно неверно. Участвуют все. Самое главное – желание самого предпринимателя. Очень простой пример – акселераторы, запущенные в рамках национального проекта, оператором которых является Корпорация развития Удмуртской Республики. Принцип отбора: публикуется сообщение, предприниматель смотрит, подходит ли он под определенные критерии, и заявляется. Если говорить про другие формы поддержки – микрофинансирование или гарантийную поддержку – то там требования к бизнесу не меняются. Главное, чтобы предприниматель был резидентом Удмуртской Республики. Мы не ставим никаких стен и преград. Любой желающий, который чувствует в себе силу, уверенность, может воспользоваться любыми мерами поддержки, которые действуют на территории республики.

Для получения поддержки в рамках нацпроекта предпринимателю достаточно обратиться в Корпорацию развития Удмуртской Республики, которая в настоящее время является единой точкой входа для бизнеса. Удобнее всего это сделать через сайт madeinudmurtia.ru, на котором размещена информация обо всех существующих в республике мерах поддержки бизнеса.

Автор: Сергей Савинов