• 29 апреля 2019 13:45
  • 327

Татьяна Боталова: "Каждая женщина делает вид, что она сильная"

Татьяна Боталова:
Для Татьяны Боталовой назначение в январе 2012 года ректором Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики по многим причинам можно считать закономерным в профессиональной карьере. Из 32 лет рабочего стажа 18 связаны с системой образования: студентка Пермского государственного университета, учитель иностранного языка, старшая пионервожатая, заведующая отделом учащейся молодежи Глазовского горкома ВЛКСМ, завуч и директор средней школы №14 города Глазова, заведующая гороно… Плюс 14 лет управленческой деятельности в органах муниципальной власти, на телевидении, в вузе. Опыт огромный, а при нем – колоссальная энергетика и позитивный настрой на работу. Вот и в нашем интервью с Татьяной Боталовой, состоявшемся в канун ее юбилея, вопросы образования неминуемо вышли на первый план.

«ДК»: Татьяна Павловна, насколько остро в современном обществе стоят вопросы повышения квалификации педагогических работников? И какова роль института в их решении?

Т.Б.: Необходимость повышения профессионального уровня актуальна сегодня абсолютно во всех сферах жизнедеятельности. Если хочешь быть востребованным, успешным, эффективным, то нужно постоянно учиться, самообразовываться, развиваться. На учителя в этом смысле возложена особая миссия: не просто сформировать в ученике стремление стать хорошим специалистом, чтобы потом всю жизнь обеспечивать себя и свою семью, а заложить в нем потребность постоянного самосовершенствования в условиях быстро меняющегося мира. Ученика, простите за тавтологию, нужно научить учиться, чтобы он мог себя организовать, умел добывать информацию и пользоваться ею. На это направлена модернизация системы образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты. Меняться должны и сами педагоги, большинство из которых – люди старой формации, проработавшие в отрасли по 20-30 лет. Поэтому главная задача нашего института – помочь учителю стать другим: не только по-другому учить, а по-другому воспринимать свою роль и реализовывать ее на практике. Для этого система дополнительного образования тоже должна перестроиться, чтобы с максимальной эффективностью трансформировать профессиональные навыки и компетенции педагогических работников в соответствии с новыми требованиями.

«ДК»: Какое количество слушателей проходит обучение в институте? Какие образовательные услуги наиболее востребованы?

Т.Б.: Ежегодно в нашем учреждении повышают квалификацию около 19 тысяч педагогических работников, из них порядка 9 тысяч – в рамках государственного заказа. Мы активно сотрудничаем с соседними регионами, в том числе с Пермским краем, Кировской областью, Татарстаном и даже Ханты-Мансийским автономным округом. Сегодня институт – это полноценное межрегиональное учебное заведение, занимающееся повышением квалификации и переобучением специалистов дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного, начального и среднего профессионального образования, а также послевузовским образованием, научно-методической и научно-исследовательской деятельностью.

Наиболее востребованы сегодня практико-ориентированные формы повышения квалификации – овладение новым знанием и новыми педагогическими технологиями на практике. Деятельности можно научить только в деятельности! Поэтому педагоги все чаще выбирают стажировки, тренинги, проектирование как эффективный способ собственного профессионального роста. Наша задача – предложить учителю многообразие тем и форм обучения для выбора наиболее интересных и эффективных. А для этого самим преподавателям и сотрудникам института необходимо постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Сегодня, например, важно, чтобы все мы хорошо владели информационно-коммуникационными технологиями – дистанционная форма обучения становится одной из самых востребованных. И мы все учимся быть уверенными пользователями ПК.

И еще одно очень важное направление, касающееся непрерывного профессионального развития педагога, – работа по индивидуальным образовательным программам, когда в процессе обучения восполняются существующие у конкретного преподавателя или руководителя школы профессиональные дефициты. Уже в этом году мы предложим желающим по-новому организовать собственное профессиональное развитие.

«ДК»: Институт вы возглавляете чуть более года. Какое впечатление за это время у вас сложилось о коллективе учреждения?

Т.Б.: Здесь сформирован очень сильный кадровый состав сотрудников, ряд преподавателей института не просто имеют солидный опыт, но и пользуются большим авторитетом среди педагогических работников Удмуртии и других регионов. Немало тех, кто работает по-настоящему увлеченно, с большим вдохновением, кто постоянно развивается и самообразовывается. Это хорошо, что такие люди есть, и их становится все больше, ведь в сильной команде ты сам становишься сильнее.

«ДК»: У вас ведь тоже немалый педагогический стаж. Что для вас было самым сложным и самым приятным в работе учителя?

Т.Б.: Не поверите, но мой учительский дебют состоялся в первом классе, когда классный руководитель поручила мне провести урок в ее отсутствие. Ощущения были не самые радужные, но я не заплакала, не растерялась, правда, в дальнейшем выборе профессии слегка засомневалась, хотя с самого детства мечтала быть именно «учительницей». А вот обретение настоящего учительского опыта началось в Шумковской средней школе, куда я поехала по распределению после окончания факультета романо-германской филологии Пермского госуниверситета. Английский язык, надо сказать, не был самым любимым предметом у сельских ребят, тем более до этого мои старшеклассники поголовно учили немецкий. Но я героически старалась их мотивировать, придумывала всякие аргументы, вроде того, что «вот придет в вашу деревню новый импортный трактор, а там инструкция на английском языке. Кому его дадут? Конечно, тому, кто знает язык!». Ребята, которые были на голову выше, на меня смотрели, как на сумасшедшую, и пыхтели над учебниками. Потом, когда я уже уехала из Шумково и жила в Глазове, мы долго переписывались, и они мне пеняли, что, мол, обещанных вами тракторов, Татьяна Павловна, до сих пор нет… Такие забавные истории из школьной жизни и письма от бывших учеников – самое приятное и дорогое для каждого учителя. А самым сложным было выстраивание отношений с педагогами моей собственной школы, куда в 32 года я пришла работать директором. Долго не могла преодолеть психологический дискомфорт, но потом все настроилось, и сегодня я могу сказать, что тот опыт совместной работы был для меня бесценным.

«ДК»: Сегодня существуют различные точки зрения относительно степени участия учителя в воспитании и формировании личности и характера ученика. На ваш взгляд, каким должен быть этот вклад?

Т.Б.: Все очень индивидуально. Иногда лучше, чтобы учитель вообще не участвовал в судьбе ученика, хотя он в любом случае передает ему часть своего мировоззрения и своей энергии. Учитель должен понимать, что каждый человек уникален, его нельзя уместить в единый стандарт. Поэтому главная роль учителя состоит не в том, чтобы отдать часть себя, а чтобы разглядеть в человеке его особенности, склонности, талант и задать правильный вектор развития. Учитель в современном мире – это тьютор (наставник, посредник, друг). Если мы сможем построить отношения между учителем и учеником в таком формате, это будет здорово.

«ДК»: Татьяна Павловна, а кого вы считает своим Учителем или примером по жизни?

Т.Б.: Жизнь – это бесконечный процесс обучения, и на разных его этапах нам встречаются люди, которых мы в той или иной мере можем считать своим учителями. Для меня примером в хорошем человеческом плане является Александр Александрович Волков. Глядя на него, я всегда думаю, какая мотивация движет этим человеком, чтобы столько себя вкладывать в дело, которым он занимается. Он обладает невероятной работоспособностью, целеустремленностью и убежденностью в правильности принятого решения. Не во всех руководящих работниках это развито. Я, например, могу опустить руки, позволить себя переубедить, словом, проявить некоторую слабость. В таких случаях всегда вспоминаю совет Александра Александровича: собака лает – караван идет, его способность достойно противостоять трудностям, спокойно и уверенно решать проблемы. Это очень цельная натура, достойная быть примером для любого.

«ДК»: Вы сильная женщина?

Т.Б.: Каждая женщина делает вид, что она сильная. Поверьте, большой опыт руководящей и организаторской работы отнюдь не является подтверждением силы характера. Женщина всегда остается женщиной. Но только с самыми близкими людьми она может позволить себе быть такой, какая она есть. Все мы ищем сильного мужского плеча, потому что нам нужны поддержка и понимание. Моя сила не в том, что я все выдержу и вытерплю – такая современная амазонка. Дело в другом. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Отсюда появляется энергия, энергия дает силы, а силы и энергия вместе дают результат, а если есть результат, то появляются новая энергия и новые силы, для того чтобы идти дальше. Такой своеобразный вечный двигатель. Правда, чтобы его запустить, нужно найти дело по душе.

«ДК»: Каков главный Урок в вашей жизни?

Т.Б.: Когда-то мне было интересно внешнее понимание ситуации, а сейчас в силу духовного созревания для меня очень важна внутренняя гармония. Я стараюсь во всем идти от собственных внутренних потребностей и от внутренних потребностей моих родных и близких. Сегодня я через себя познаю и оцениваю окружающий мир и обретаю его в новом восприятии. Это даже не Урок, а обретенная ценность. Я смотрю на свою внучку и радуюсь тому, что, например, сегодня главным событием дня для нее стала не «пятерка» в школе, а удивительной красоты закат, который она наблюдает. И это для нее ценность! Наверное, если бы люди как можно раньше научились понимать себя, этот мир стал бы добрее и красивее.

«ДК»: Спасибо вам за интервью. Примите искренние поздравления с юбилеем от журнала «Деловой квадрат» и пожелания здоровья, благополучия!

Автор:

Ольга Яковлева

-------------------------------------------------------------
Реклама

Если ваши волосы потеряли силу и блеск им можно помочь. Кератиновое восстановление в Тюмени поможет вернуть вашим волосам здоровье и блеск. Ножницы оставьте на потом.