• 17 апреля 2020 17:36
  • 2 980
  • Время прочтения: 3 мин

Кризис и карантин не помешают запуску «президентского завтрака»

Кризис и карантин не помешают запуску «президентского завтрака» Фото: yandex.net
Специалисты АНО «Институт отраслевого питания» и АНО «За школьное питание» готовы помочь региональным и муниципальным властям по всей России в организации мероприятий и создании документов, необходимых для старта проекта «президентского завтрака» уже 1 сентября 2020 года.

По словам вице-президента Института отраслевого питания Сергея Углова, согласно требованиям принятого закона, для того, чтобы получить федеральное финансирование и начать кормить горячим бесплатным завтраком всех учеников младших классов в регионе, регион (муниципалитет) должны выполнить ряд требований.

-Пока многие регионы не понимают, что нужно делать, как правильно рассчитать стоимость этого питания, на что и как могут быть потрачены федеральные средства, которые будут под жестким контролем и ОНФ, и Счетной палаты, и прокуратуры. А значит велик риск, что старт проекта «президентского завтрака» у них может быть сорван», - говорит эксперт.

Он рассказал, что АНО «Институт отраслевого питания» и АНО «За школьное питание» обратились ко всем региональным (муниципальным властям) в стране с предложением оказать методическую и прикладную помощь в разработке нормативной базы, которой сейчас остро не хватает.

По предварительным оценкам и результатам опроса, проведенного до введения карантина и дистанционного обучения в школах, к внедрению закона о бесплатном школьном питании для учеников 1-4 классов были готовы 56 регионов. Повторный опрос показал снижение этого показателя, на 2.04.20 к старту проекта выявили готовность 52 региона. Запрос был отправлен в 84 субъекта из 85, ответы получены из 68 регионов.

Кроме того, как показывают результаты того же опроса:

- В 19 субъектах РФ отсутствует методика расчета стоимости горячего завтрака, 25 регионов не ответили на этот вопрос.

- Необходимость софинансировании проекта из федерального бюджета выявилась у 12 регионов России.

- Стопроцентную готовность инфраструктуры школьных столовых к переходу на бесплатное качественное горячее питание подтвердили лишь 30 субъектов, еще 11 регионов выявили готовность пищеблоков на 95-99%. Не предоставили данной информации 23 субъекта.

- Норм расчетов нет, либо нет ответа на данный вопрос (на основании чего можно судить, что норм расчетов нет) – 54 субъекта.

По словам руководителя Института отраслевого питания Владимира Чернигова, «мы прекрасно отдаем себе отчет, как сейчас перегружены задачами и Роспотребнадзор, и Министерства просвещения на местах. И эпидемия, и карантин, и необходимость оперативной организации удаленного обучения дали серьезную нагрузку на их специалистов. Нами уже разработан полный пакет документов, необходимых для функционирования системы школьного питания на федеральном уровне. Теперь мы готовы помочь с подготовкой и в регионах.

Как рассказывает Сергей Углов, основным условием выделения федеральных средств на запуск проекта является наличие в регионе региональной (муниципальной) программы по созданию полноценной рабочей системы школьного питания в каждом регионе. Что в нее должно входить? Прежде всего, нормы питания – сколько и каких продуктов должно быть в тарелке у младшеклассника на завтрак. Кроме этого, нужны так называемые нормы замены – можно ли заменить мясо на курицу, сливочное масло на молоко, как часто и в каких пропорциях? Ведь в разных регионах разные пищевые предпочтения, разные цены на продукты, создать единое меню на все регионы невозможно, нужно дать организаторам питания больше простора для деятельности. Следующий важный пункт – нормы оборудования кухонь и пищеблоков. В законодательстве указано, что с 1 сентября должны кормить все школы, которые готовы к этому. Но что считать готовностью? А значит нужно точное описание – какое именно оборудование должно стоять в школах. До 1 сентября 2020 года это оборудование должно просто обеспечивать возможность кормить горячими завтраками, значит быть как минимум исправным и безопасным, а до 1 сентября 2023 года – обеспечивать возможность готовить здоровую пищу.

«Когда будут разработаны все эти нормы, появится возможность оценить финансовые потребности каждого региона для запуска проекта и до 2023 года, опираясь на научные расчеты, а не на предположения. В нынешней сложной экономической ситуации это крайне важно», - говорит Углов.

Помимо этого, эксперты Института отраслевого питания намерены предложить регионам проекты более широкого привлечения к сфере школьного питания местных сельхозпроизводителей.

Руководитель Института отраслевого питания Владимир Чернигов подчеркивает: «Мы открыты к сотрудничеству со всеми регионами страны. Но возможности нашего Института ограничены, и чтобы обеспечить качество проработки, мы будем сотрудничать только с теми региональными властями, которые обратятся к нам в первую очередь. Такие разработки - это дорога с двусторонним движением, и только благодаря усилиям неравнодушных и ответственных специалистов на местах проект «президентского завтрака» будет запущен максимально эффективно и уже в этом году».