• 23 июня 2020 11:06
  • 334
  • Время прочтения: 2 мин

Врач – профессия круглосуточная

Врач – профессия круглосуточная
Сегодня мы еще далеки от того, чтобы в полной мере оценить масштаб и последствия пандемии коронавируса COVID-19, с которой столкнулся весь мир. Пока самой обсуждаемой остается проблема, связанная с тем, насколько адекватно реагируют на ситуацию органы власти, системы здравоохранения и подготовки медицинских кадров. Не претендуя на полноту освещения этой темы, надеемся, что наша беседа с ректором Ижевской государственной медицинской академии Алексеем Шкляевым поможет нашим читателям снять хотя бы часть возникших вопросов.

– Уважаемый Алексей Евгеньевич, оцените, пожалуйста, ситуацию с CoViD-19 в Удмуртии.

– В республике, как и во многих регионах России, эпидемиологическая ситуация серьезная и пока не стабилизировалась полностью. Республиканские власти мобилизовали систему здравоохранения: к борьбе с коронавирусной инфекцией привлечено необходимое количество врачей, среднего и младшего медицинского персонала, с запасом перепрофилирован коечный фонд (с учетом динамики заболеваемости очевидно, что запас коек может понадобиться). При Правительстве Удмуртии действует оперативный штаб по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в работе которого участвует и руководство ИГМА.

– А как используется потенциал профильных учебных заведений?

– Учредителем ИГМА является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Именно оно сегодня определяет формы участия студентов-медиков в борьбе с пандемией коронавируса. Так, приказом Минздрава России был изменен порядок допуска студентов к медицинской деятельности, медицинским вузам было дано право выводить студентов на практическую подготовку с учетом потребностей регионального здравоохранения, также был издан приказ об обязательной практической подготовке обучающихся старше 3-го курса с 1 мая 2020 года. Сегодня наши клинические ординаторы работают врачами-стажерами с тем же функционалом, что и сертифицированные врачи, но под присмотром заведующих отделениями; студенты старших курсов трудятся на должностях средних медработников, а младших – санитарами. На базе ИГМА создан ресурсный центр, оказывающий консультативную помощь врачам ковид-центров. Это серьезное подспорье для медицинских организаций Удмуртии, позволяющее временно закрыть имеющийся кадровый дефицит. Активно привлекая ресурсы академии, мы ориентируемся на решения оперативного штаба при правительстве республики, запросы конкретных больниц.

– Студенты, которых вы направляете на работу или практику, юридически защищены?

– Разумеется. Все клинические ординаторы и студенты, прежде чем приступить к практической деятельности в ковид-центрах, проходят обучение по 36-часовой программе на базе академии, подписывают добровольное информированное согласие на работу, заключают трудовой договор. Практическая подготовка в больницах, деятельность которых не связана с коронавирусной инфекцией, осуществляется в соответствии с основными образовательными программами под контролем руководителей практики, с обязательным прохождением медицинских осмотров и обеспечением средствами индивидуальной защиты.

– Студенты-медики могут помочь не только в больницах.

– И помогают. В нашей стране существует Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», региональное отделение которого есть и в Удмуртии. Более 100 наших волонтеров – студентов с 1-го по 6-й курс – работают на «горячей линии» Минздрава и Государственного Совета республики, участвуют в доставке продуктов людям, находящимся на самоизоляции. Подчеркиваю, все происходит в добровольном режиме. Врач, по словам академика Н.Н. Бурденко, – это профессия круглосуточная. И форс-мажорные обстоятельства дают нашим студентам возможность убедиться в справедливости этих слов, помогают утвердиться в профессии, подтвердить правильность своего выбора.

– Коронавирус повлиял и на учебный процесс?

– Да, мы сейчас работаем в дистанционном режиме: весь образовательный процесс переведен на электронно-образовательную платформу. Тем не менее основная образовательная программа на каждом факультете осваивается, все учебные планы реализуются, ни один экзамен не отменен. Конечно, медицинское сообщество не приветствует полный дистант. Он не дает возможности развить коммуникативные компетенции, столь необходимые для общения с пациентами и коллегами, не позволяет совершенствовать мануальные навыки. Невозможно, используя только дистанционные технологии, воспитать врача-хирурга, если он не участвует в реальных операциях, в работе с роботами-симуляторами. Поэтому полного перехода на дистанционное обучение в медицинском образовании в мирное время точно не будет.

– Мы беседуем в канун Дня медицинского работника. Ваши пожелания коллегам.

– Уважаемые коллеги! В преддверии нашего общего праздника желаю вам крепкого здоровья, взаимной поддержки, адекватного отношения со стороны общества и органов власти, а также чувства удовлетворенности результатами своего труда. У нас с вами самая благородная профессия. Когда наши пациенты выздоравливают, когда наше общество справляется с эпидемиями, мы видим, что не зря учились, не зря работали, и с еще большим вдохновением продолжим двигаться по пути профессионального роста.

Виктор Чулков