• 12 декабря 2019 14:11
  • 1 773
  • Время прочтения: 10 мин

Светлана Болотникова: Первые шаги сделаны, и они обнадеживают

Светлана Болотникова: Первые шаги сделаны, 
и они обнадеживают
Нацпроекты в ближайшие шесть лет должны обеспечить выполнение целей майских указов президента Владимира Путина по 12 направлениям, среди которых образование является одним из важнейших как ресурс социально-экономического развития и формирования кадрового потенциала субъектов Российской Федерации. С 1 января 2019 года все программы введены в режим исполнения, датой их завершения назначено 31 декабря 2024 года. По мнению Светланы Болотниковой, министра образования и науки УР, нацпроект «Образование» должен обернуться для нашего региона полной перезагрузкой системы. Сегодня мы поговорим о стартовых позициях, с которых начинала республика, и о том, что удалось сделать за минувшие 10 месяцев.

– Светлана Михайловна, во время нашей прошлой встречи вы cказали, что нацпроект «Образование» станет настоящей перезагрузкой для системы, поэтому республика сконцентрирует свои усилия на четырех основных направлениях. Однако со временем их количество было расширено до восьми. Какие направления были добавлены, чем они интересны?

– Удмуртия изначально вошла в Национальный проект «Образование» по восьми направлениям. Четыре из них – «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» и «Учитель будущего» – в начале года мы обозначили для себя как приоритетные, поскольку каждое из них отвечает за фундаментальные векторы развития – модернизацию инфраструктуры, обновление и разработку новых образовательных программ, повышение квалификации педагогов, как по предметным областям, так и по софт-компетенциям, а также формирование образовательных сообществ. Соответственно, когда говорилось о том, что перечисленные проекты станут приоритетными, имелся в виду акцент на инфраструктурные и содержательные блоки, при этом подчеркивалось, что по остальным направлениям – «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Социальные лифты для каждого» и «Социальная активность» – также будет вестись активная работа.

Например, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» осуществляется консультирование родителей детей от 0 до 18 лет по вопросам психологии, педагогики, по подготовке к усыновлению и всему, что может волновать и молодых, и опытных родителей. Консультационные центры, развернутые по всей республике, работают бесплатно.

Еще один проект, «Цифровая образовательная среда», в нашей республике начнет осуществляться с 2020 года. Это тоже масштабный проект, в рамках которого в Удмуртской Республике до 2022 года будут открыты 4 центра цифрового образования детей «IT-куб», где будет доступно образование не менее чем по шести направлениям – программирование на Python, основы программирования на Java, мобильная разработка, системное администрирование, цифровая гигиена и работа с большими данными, базовые навыки программирования.

– С момента старта нацпроекта истекло уже 10 месяцев, какие принципиальные изменения произошли за это время, и как это повлияло на его реализацию?

– В июле 2019 года были объявлены конкурсные процедуры на получение федеральной субсидии сразу на три года по 9 направлениям: создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей (Точки роста), расположенных в сельской местности или малых городах; оснащение коррекционных школ оборудованием для трудовых мастерских в целях реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям); создание мобильного технопарка «Кванториум»; создание центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы при вузе; создание детских технопарков «Кванториум» в моногородах; создание центров цифрового образования «IT-куб»; внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях; создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов и создание Центра опережающей профессиональной подготовки, который будет координировать развитие и использование ресурсов региона в целях опережающей профессиональной подготовки, в том числе по стандартам «Ворлдскиллс».

Удмуртская Республика участвовала во всех 9 конкурсах и выиграла субсидии по всем. Таким образом, в Удмуртию на их реализацию в ближайшие три года должно прийти из федерального бюджета порядка 1,5 миллиарда рублей.

– Современное среднее профессиональное образование невозможно представить без высокотехнологических мастерских для подготовки специалистов-практиков. Весной Удмуртия подала заявку и успешно прошла несколько этапов конкурса на финансирование данного направления. Что удалось сделать к середине осени?

– Мы видим, как растет спрос работодателей на специалистов-практиков. Мастерские при учреждениях среднего профессионального образования как раз позволяют нам выпускать таких специалистов.

Конкурсная комиссия Министерства просвещения Российской Федерации определила список победителей, которым в 2019 году будут предоставлены гранты из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы». Всего ко второму этапу экспертизы были допущены более половины из нескольких сотен поданных заявок. Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Экономико-технологический колледж» вошло в число победителей конкурса по направлению «Искусство, дизайн и сфера услуг». Размер гранта, который будет выделен учреждению со стороны Российской Федерации, составил 5 миллионов 960 тысяч рублей. К концу 2019 года мастерская по этому профилю будет подготовлена и запущена в работу, а в мае следующего года здесь уже начнут принимать первые демонстрационные экзамены.

На 2020 год от Удмуртии подано 18 таких заявок по различным компетенциям – от искусства и дизайна до машиностроения и сельского хозяйства, причем 15 из них уже прошли первый этап экспертизы.

Все мастерские оборудуются по инфраструктурному листу Wordskills, и на их базе происходит не только образовательный процесс, но и сдача демонстрационного экзамена.

Поскольку подобные мастерские оборудуются дорогостоящей техникой, перед ними ставится задача максимально эффективной профориентации школьников. На базе мастерских проходит последний этап еще одного проекта – «Билет в будущее», когда учащиеся проходят профессиональное тестирование в школе, и по его результатам определяется направление, по которому им предпочтительнее развиваться дальше. Одна из целей – популяризация дальнейшего обучения в СПО, поскольку это существенно повышает шанс на последующее успешное трудоустройство.

Более того, в рамках инфраструктурных листов Wordskills мастерские могут быть оснащены уникальной техникой, которой вообще нет в республике! Такой подход выгоден как СПО, так и будущему работодателю, по договоренности с которым это оборудование может быть им использовано во внеурочное время – для нужд предприятия.

– Ранняя профориентация в системе дополнительного образования тесно перекликается с целевым обучением. Насколько оправдано и успешно продвигается подобное сотрудничество школ, СПО и вузов с промышленными предприятиями?

– Почти 4 тысячи детей обучаются сейчас по данным направлениям в специализированных инженерных, медицинских и им подобных классах. Буквально на днях мы дали старт обучению детей в агроклассах. Все, что связано с получившими широкую известность образовательными инициативами таких инновационно мыслящих предприятий, как «Купол», «Роснефть», Воткинский завод, ЧМЗ, СЭГЗ и других, прекрасно вписывается в нацпроект «Образование» по федеральному проекту «Успех каждого ребенка», где ранняя профориентация и профилизация являются одними из основных направлений реализации.

В этот же проект заходят онлайн-уроки «Проектория», поскольку это профориентационная платформа. Сюда же относится программа «Билет в будущее» – она тоже связана с профориентацией. И вообще, когда в рамках нацпроекта говорится про дополнительное образование, должно быть четкое понимание, что сегодня одна из его основных задач – формирование кадрового потенциала для развития территории. Оно должно учитывать региональную и муниципальную специфику. Если сейчас у нас более 40 процентов – программы художественной направленности, около 20 процентов – спорт, всего 11 процентов – техническая и еще меньше – естественнонаучная направленность, то эта структура не совсем полно отвечает решению современных задач. Замечательно, что дети занимаются музыкой и рисованием. Но кроме этих навыков, ребенок должен иметь возможность получать и проф-ориентационную подготовку. В качестве примера можно привести Сарапул. На сегодня этот моногород получил статус Территории опережающего социально-экономического развития, и кванты, разрабатываемые для местного «Кванториума», который появится здесь в ближайшем будущем, будут работать на диверсификацию городской экономики. Таких же принципов мы придерживаемся при определении перечня квантумов и для других моногородов – Воткинска и Глазова.

Еще одна важная составляющая – Центр одаренных детей. Одна из его важнейших задач – дать возможность в рамках индивидуальной образовательной траектории раскрыть талант ребенка. Ребенок должен понимать перспективы развития в республике, что мы должны сделать, чтобы ребенок, отучившись в лучших вузах страны, вернулся домой? Эта проблема актуальна для всех регионов, во всем мире. Китай, Сингапур, Япония для ее решения разрабатывают многоцелевые программы на уровне государства. Поэтому в рамках создания концепции Центра одаренных детей перед нами также поставлена задача – решить, чем будем мотивировать детей. Какие условия нужно создать, чтобы ребенок вернулся и использовал свой потенциал и талант на благо родного края.

– Большое внимание в нацпроекте «Образование» уделено коррекционным школам, чем это объясняется?

– Коррекционные школы входят в федеральный проект «Современная школа». Мы выиграли субсидию на обновление классов технологии в двенадцати таких учреждениях. В целом федеральные власти взяли на себя обязательства дооснастить требуемым оборудованием все коррекционные школы РФ к 2030 году. Понятно, что и в этой сфере у нас есть свои передовики, которые сами активно участвуют в грантах и получают по этой линии оборудование.

На 2020 год уже утверждены две коррекционные школы. И это принципиально важно, поскольку у них был всего один шанс попытаться зайти в проект и получить государственную поддержку. Объясняется это тем, что, в отличие от общеобразовательных, конкурс на субсидии для коррекционных школ проводится один раз за все время реализации нацпроекта. Список школ, выигравших конкурсы на субсидии, есть в открытом доступе на сайте Министерства просвещения УР. Но если вдруг необходимо будет что-то поменять, у нас все-таки есть возможность внести корректировку в этот перечень.

Коррекционные школы получат также дополнительное оборудование для классов логопеда, дефектолога и, если это необходимо, сенсорную комнату. Хотя в большинстве случаев подобные комнаты, особенно если школы специализируются на опорно-двигательных нарушениях, мы стараемся открывать по умолчанию. Кроме того, на совещаниях с директорами коррекционных школ мы активно настраивали их на то, что оборудование для классов технологии должно подбираться с максимальным заделом на будущее. Чтобы ребенок с ОВЗ мог получить там профессию в рамках школы, и профессия эта должна быть востребованной в рамках муниципалитета, в котором он проживает. Так, например, токарное оборудование у нас запросила сарапульская школа для слабослышащих. Местные предприятия испытывают недостаток токарей, им такие специальности нужны. Иными словами, несложно убедиться, что все подходят к делу очень обдуманно, никто огульно не заказывает оборудование для классов технологий из принципа «лишь бы было». Например, среди уже оформленных запросов можно назвать обувные мастерские, классы лозоплетения, гончарные мастерские. Какой из них поддержать, зависит от муниципалитета, в котором расположена коррекционная школа. Если власти считают, что ребенок с ОВЗ, получив предлагаемую там специальность, в будущем сможет трудоустроиться, то выбор, поддерживать или нет, очевиден.

– Сегодня все сферы деятельности человека движутся к индивидуализации, образование также не исключение. Может тонкая настройка под конкретного ребенка и его потребности стереть грань между обычными детьми и теми, кто имеет ограничения по здоровью?

– В идеале – да. И федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацеливает нас на это. Забота о качественном образовании для детей с ОВЗ красной нитью идет через весь нацпроект «Образование». Это и создание особых условий, и индивидуальный подход. Если изучить цели проекта «Успех каждого ребенка», то к 2024 году 70 процентов детей с ОВЗ должны быть охвачены услугами дополнительного образования, в том числе в дистанционной форме. Задача профориентации и социализации детей разных типов и разных нозологий с каждым днем становится все актуальнее. Поэтому инклюзивное образование, о котором мы все чаще говорим в последнее время, когда дети с ОВЗ занимаются вместе с обычными детьми, действительно помогает стирать конфликтные грани различий и облегчает восприятие того, что объединяет и помогает успешнее осваивать востребованные компетенции, повышая шанс на дальнейшее трудоустройство.

Подводя итог, скажу со всей ответственностью: наше образование развивается. В рамках нацпроекта «Образование» этот процесс происходит быстрее и будет только ускоряться. Первые шаги уже сделаны по всем направлениям, и результаты обнадеживают.

Дан старт проекту «Точка роста»

Центры «Точка роста» создаются в рамках региональной составляющей национального проекта «Образование», инициированного Владимиром Путиным. Согласно этому нацпроекту, Россия должна к 2024 году войти в десятку стран по качеству общего образования. Пока мы на 34‑м месте. Чтобы справиться с такой амбициозной задачей, надо как минимум сделать сопоставимыми по материально-технической базе, содержанию программ и методам обучения школы в маленьких селах и крупных городах.

Справка
Россия должна к 2024 году войти в десятку стран по качеству общего образования. Пока мы на 34‑м месте.

16 октября в Региональном центре информатизации состоялся старт проекта «Точка роста» в формате клубной встречи – обсуждался опыт его внедрения в России. Коллеги могли задать вопросы по изменению содержания образовательных программ, подготовке кадров, ремонту и брендированию помещений центров, по поставкам оборудования. Во время практикума директора школ освоили инструменты для разработки стратегического документа – программы развития образовательной организации.

1 сентября 2020 года в сельских школах Удмуртии, а также в городах Можга и Камбарка откроется 42 центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Цель «Точек роста» – обеспечить школьникам, живущим в сельской местности, возможность получать качественное современное образование. Всего в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Удмуртии за ближайшие три года откроется 157 «Точек роста».

Образовательные центры «Точка роста» будут аккумулировать в себе современное оборудование, квалифицированные кадры, возможности разработки и распространения новых подходов и технологий в преподавании учебных предметов гуманитарного цикла, «Технология», «ОБЖ», «Информатика» и «Музыка». Работа центров «Точка роста» не станет замыкаться только на тех населенных пунктах, где они будут открыты. Предполагается, что для эффективного использования вновь созданной образовательной инфраструктуры будет обеспечено сетевое взаимодействие.

В Удмуртии открыли агроклассы

В Удмуртии запустили первые агроклассы в рамках образовательного проекта «Кадры для АПК – со школьной скамьи», который инициировал региональный Минсельхоз. Также проект получил поддержку руководства республики. В торжественном мероприятии, которое прошло в школе № 83 Ижевска, участвовали Светлана Болотникова, министр образования и науки, и Ольга Абрамова, министр сельского хозяйства и продовольствия.

Благодаря национальному проекту «Образование» в Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, Удмуртском государственном университете и Центре одаренных детей появится уникальное оборудование. Дети на практике смогут изучать окружающий мир.

Проект «Агрокласс» направлен на формирование у молодого поколения интереса к аграрной отрасли, воспитание новых кадров, повышение престижа сельско-

хозяйственных профессий. В этом году проект развернется в четырех учебных заведениях республики – ижевской гимназии № 83, Республиканском лицее-интернате Завьяловского района, Сигаевской и Кигбаевской сельских школах Сарапульского района.

Справка
Проект «Агрокласс» направлен на формирование у молодежи интереса к АПК, повышение престижа сельскохозяйственных профессий.

Программа обучения направлена на углубленное изучение профильных агропредметов. Так, городские школьники будут изучать сити-фермерство, сельскохозяйственные биотехнологии, тепличное производство, ветеринарию, садоводство, эксплуатацию сельхозмашин. Сельским агроклассникам будут преподавать введение в аграрные профессии, животноводство, растениеводство, механизацию сельского хозяйства, сельский быт выдающихся людей села. В роли учителей будут выступать специалисты-практики из различных областей АПК. Ребят также ждут стажировки, лагерная смена, проектная деятельность, агрохакатон.

Первое практическое занятие уже прошло на производственных площадках сельхозпредприятия «Мир» Воткинского района, завода по переработке молока «МИЛКОМ», тепличного комбината «Завьяловский» и Ижевского ипподрома.

Автор: Владислав Артемьев.