Галина Мерзлякова: В вузах формируется будущее республики
Российский инвестиционный форум в Сочи
Если присмотреться к развернувшимся в стране политическим, социально-экономическим и подобным им дискуссиям, то обнаружится, что все они вращаются вокруг «образа будущего» государства и общества, в котором мы живем. Кризис смыслов и пути выхода из него – актуальнейшая тема для любого переходного периода в истории каждой страны. Другое дело, что нам приходится привыкать к мировой практике, когда «образ будущего» формируют рвущиеся вперед высокотехнологичные и наукоемкие сферы производства, нацеленные на то, чтобы занять в этом будущем доминирующее положение. И ставку они делают не на идеологию, как это было еще вчера, а на наиболее эффективные модели подготовки кадров. Сегодня такой подход поддерживает высшее политические руководство страны, а Президент России В.В. Путин на церемонии закрытия 45-го Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills в Казани прямо заявил, что «так мы вместе сможем ответить на вызовы наступающей технологической эпохи, обеспечить устойчивое развитие, сформировать условия для повышения благосостояния людей». О том, как отвечает на «вызовы наступающей технологической эпохи» ведущий вуз республики Удмуртский государственный университет, мы беседуем с его ректором Галиной Мерзляковой.

– Галина Витальевна, УдГУ всегда был и остается основной кузницей кадров для республики. Как выглядит этот тезис в цифрах и фактах?

– За 47 лет своей работы бывший педагогический институт успешно трансформировался в многопрофильный университет, который сегодня реализует более 250 образовательных программ по 29 укрупненным группам подготовки. Это 152 программы бакалавриата и специалитета, 80 программ магистратуры, 50 программ подготовки аспирантов и 13 программ среднего профессионального образования. Если посмотреть на эти цифры под иным углом зрения, то окажется, что УдГУ готовит кадры для основных отраслей народного хозяйства республики, которые обеспечивают более 60% ВВП Удмуртии. То есть, сохранив и укрепив традиционно доминирующее положение в подготовке специалистов для социальной и гуманитарной сфер, мы последовательно наращиваем свое «кадровое влияние» в инженерном деле, технологиях и технических науках.

УдГУ готовит кадры для основных отраслей народного хозяйства республики, которые обеспечивают более 60% ВВП Удмуртии.

– За счет чего произошла кадровая экспансия УдГУ в промышленное производство?

– Прежде всего, за счет успехов в математике, которая, как известно, является языком цифровой экономики. Сегодня мы в рамках предметного рейтинга по математике занимаем среди российских вузов 27-е место. Учитывая высочайший уровень развития математики в России, это очень достойное место. УдГУ – первый и единственный вуз республики в международном рейтинге научных организаций SCImago Institutions Rankings (среди вузов России мы занимаем в нем очень высокое – 12-е – место). Сильная математическая школа позволила нам войти в состав консорциума НЦК в области робототехники и мехатроники Иннополис (его индустриальными партнерами являются предприятия и организации из Франции, Китая, Дании, Швеции, Германии и Норвегии), сотрудничать с ГК «Роскосмос» и ГК «Росатом». Наш университет сегодня является центром «новой индустриализации» региона, потому что обеспечивает результаты фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня в математике, цифровом моделировании, технологиях аддитивного производства (3D печать), робототехнике, биотехнологиях и экологии. На их основе строится наше сотрудничество с АО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «Элеконд», ПАО «КамАЗ», АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», АО «Концерн «Калашников», ПАО «Ижсталь», ОДК «Авиадвигатель» и рядом других крупных промышленных предприятий республики и других регионов страны. Не сомневаюсь, что такое сотрудничество работает на повышение конкурентоспособности этих предприятий.

– Выпускники каких направлений в математике и естественных науках пользуются самым высоким спросом?

– Это выпускники, обладающие современными компетенциями в прикладной математике и информатике, математике и компьютерных науках, фундаментальной информатике и информационных технологиях и т.д. То есть специалисты, способные участвовать (и успешно участвующие!) в проектах по цифровому моделированию изделий и технологических процессов. А это передовая линия четвертой промышленной революции.

Сегодня мы в рамках предметного рейтинга по математике занимаем среди российских вузов 27-е место. Учитывая высочайший уровень развития математики в России, это очень достойное место.

– Для этого нужно очень хорошо знать, какие именно специалисты нужны на конкретном производстве.

– Разумеется. Договоры на подготовку специалистов у нас заключены с 70 предприятиями. А число предприятий, которые являются базами практик для наших студентов, перевалило за 700. И директор каждого из институтов, входящих в структуру университета, выстраивает отношения с работодателями: они участвуют в экспертизе наших образовательных программ, в формировании образа специалиста, который им нужен, в подготовке и проведении государственных экзаменов и защите выпускных квалификационных работ. Одновременно мы последовательно внедряем практикоориентированные формы обучения, ищем наиболее эффективные формы присутствия наших студентов на предприятиях, поощряем тематику выпускных работ, связанную с практической деятельностью работодателей. В центре нашего внимания и профессиональные конкурсы, которые дают возможность проверить правильность выбранных направлений и принципов обучения и одновременно заявить о своих достижениях. Поэтому, в частности, УдГУ в 2016 г. стал ассоциированным партнером Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», мы ведем работу по 7 компетенциям WorldSkills, в том числе по самым «продвинутым» – «Сетевое и системное администрирование», «Web-дизайн и разработка» и «Инженерный дизайн CAD». В первой из этих компетенций наш студент Леонид Шмаков стал чемпионом мира, а УдГУ – официальной площадкой для подготовки сборной России в этой компетенции.

– Думаем, что у Леонида нет проблем с трудоустройством. А как себя чувствуют на рынке труда менее именитые выпускники УдГУ?

– В целом совсем неплохо. Сегодня трудоустраиваются 85% наших выпускников, 69% из них – в Удмуртии, в том числе на промышленные и оборонные предприятия. Еще 3% от ежегодного выпуска работают в статусе ИП. Есть примеры и 100-процентного трудоустройства. Это, прежде всего, специалисты, которых мы готовим в Институте нефти и газа им. М.С. Гуцериева. Удмуртнефть-классы позволяют институту отобрать наиболее мотивированных студентов. А корпоративные стипендии лучшим студентам, экскурсии на производство, производственные практики, наставничество, участие в совместных мероприятиях с молодыми специалистами нефтяных компаний, совместные программы дополнительного образования окончательно определяют выбор выпускников института. Еще один пример 100-процентного трудоустройства демонстрирует наш Институт права, социального управления и безопасности, который выстроил эффективное взаимодействие с силовыми структурами. Высокий уровень трудоустройства у выпускников, которых мы готовим для социальной сферы, культуры и искусства (78% работников здесь выпускники УдГУ). И я постоянно подчеркиваю, что только УдГУ готовит для республики национальные кадры.

Есть примеры и 100% трудоустройства. Это, прежде всего, специалисты, которых мы готовим в Институте нефти и газа имени М.С. Гуцериева.

– Но образовательная миграция из республики продолжается. И считается, что основная причина миграции – низкое качество высшего образования.

– Это явление, характерное для большинства городов и регионов России. Недавно в соцсетях я встретила дискуссию на тему «Почему молодежь уезжает из Екатеринбурга?». Думаю, что причина образовательной миграции не только и не столько в качестве нашего высшего образования. В Москву и другие крупные города ребят увлекали, увлекают и всегда будут увлекать большие перспективы, желание попробовать себя в большом деле, начать самостоятельную жизнь. Наконец, более высокие уровень и качество жизни. Поэтому, если мы хотим удержать хотя бы часть талантливых школьников, нужно создать в республике систему их поддержки и поощрения и снимать все преграды, мешающие молодым реализовать себя. А это комплексная задача, в решении которой должны принимать участие и школа, и вузы, и правительство республики.

– У университета есть реальные резервы для повышения качества выпускников?

– Разумеется. Национальные проекты «Наука» и «Образование» открывают перед нами огромные возможности в этой области. Во-первых, в 2020 г. мы будем участвовать в конкурсе опорных (ведущих) университетов. Во-вторых, уже независимо от итогов конкурса, мы будем продолжать выстраивать сетевое взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными вузами. В марте 2019 г. мы сделали в этом направлении очень важный шаг – глава республики А.В. Бречалов подписал Меморандум о создании консорциума «Вернадский», в котором, кроме УдГУ, участвуют вузы еще 8 регионов России. В этом году в рамках национального проекта «Образование» на базе УдГУ будет создан Центр научной коллаборации. Республика выиграла грант на его создание, который поможет нам и дальше укреплять связи с нашими индустриальными партнерами. Это существенно усилит наш потенциал.

– В предыдущем интервью вы высказались за создание республиканского научно-образовательного центра, который мог бы стать еще одним «инкубатором» для выращивания ценнейших специалистов.

– На создание таких центров федеральное министерство ориентировало вузы еще 7 лет назад. В УдГУ они до сих пор работают. А сейчас мы проговариваем с нашими партнерами перспективу создания НОЦ по проблемам развития нефтегазового комплекса и планируем создать НОЦ по развитию аддитивных технологий (здесь тоже есть заинтересованные партнеры). Но региональный НОЦ, нацеленный на создание и внедрение новых технологий и патентов, на коммерциализацию научных разработок, связь с индустриальными партнерами – это отдельная тема.

– Чего не хватает, чтобы сдвинуть дело с места?

– Не хватает взаимодействия с индустриальными партнерами. Потенциал наших вузов недостаточно востребован. Эффективная интеграция в региональную экономику — это то, над чем мы должны сегодня работать. Это залог нашего общего развития. Мы должны работать не сами по себе, а с республикой и для республики.

Автор: Виктор Чулков