• 19 июня 2019 14:40
  • 174 341
  • Время прочтения: 10 мин

Качество пространства – качество образования

Качество пространства – качество образования
Дискуссия о том, какой должна стать современная российская школа, затрагивает интересы каждого. Потому что она не о прошлом и не о настоящем, а о будущем. Ижевск тоже включился в обсуждение этих вопросов, причем не в качестве догоняющего, а на правах полноценного лидера. Именно в Ижевске появился первый в России проект создания сетевой школы для старшеклассников. Если он будет реализован, город станет центром компетенций в этой сфере. В конце мая в столице Удмуртии прошел международный семинар, на котором рассматривался один из важнейших аспектов – влияние образовательных пространств и дизайна образовательной среды на результаты обучения.

Сын ошибок трудных

Перед Россией поставлена задача обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественного образования и войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Это одна из главных целей национального проекта «Образование». И она должна быть достигнута к концу 2024 года. Этого не добиться без современной инфраструктуры, которую нужно создавать, учитывая предыдущий опыт.

Ирина Крохина заместитель министра образования и науки УР
Цитата
Больше 10 лет назад, когда запускалась программа «Современная школа России» и пошло федеральное финансирование, мы, к сожалению, неправильно распорядились средствами. Мы выяснили, что большая часть денег была потрачена на оборудование, и это было сделано безграмотно. Кроме того, единицы школ направили средства на повышение квалификации педагогов. Сегодня мы снова стоим на старте, и чтобы не допустить тех же самых ошибок, нужно подойти комплексно. Мы входим в процессы глобализации, и нам надо смотреть, как выстраиваются системы образования в мире. Поколение Z, наши новые ребята, уже в цифровизации. У них новые задачи, новые интересы, новое мышление. Но они приходят в старую инфраструктуру. Наша задача – определить, как приблизить ее к мышлению современных детей и в то же время сохранить то, чем всегда была сильна российская школа, – фундаментальность образования. Очень важно найти эти точки соприкосновения – если мы упустим фундаментальность и академичность, то у нас и качество образования провалится, мы уйдем в мифологическое мировоззрение.

Успеваемость и функциональность

Над концепцией образовательного учреждения, отвечающего новым требованиям, работает редакционная группа федерального проекта «Современная школа», крупнейшего в рамках нацпроекта «Образование» – его бюджет составляет 295 млрд рублей, это почти 38% от общего объема финансирования. Руководит редакционной группой директор Психологического института РАО Павел Сергоманов. И он считает одним из наиболее интересных кейсов идею, которая сегодня прорабатывается в Ижевске, – создать отдельную сетевую старшую школу для учеников 10-11-х классов.

– Если строить школу, ориентируясь на возраст, то возникает много новых возможностей. Психологам известно, что когда дети могут делать выбор, переходить со ступени на ступень, обсуждать эту ситуацию в семье, их адаптационные ресурсы резко возрастают. Нам очень важно учитывать эти возрастно-психологические основания при работе над концепцией школы. Если говорить о старшеклассниках, то ведущей деятельностью для них, на мой взгляд, является жизненное планирование. В этом возрасте впервые происходит концентрация на жизненных задачах, идет координация между замыслами, целями, ресурсами и условиями, в которых оказался ребенок. И если в школе нет ситуации выбора, например, предмета, то сам сюжет с построением жизненного плана будет не обеспечен. Не тренируя ребенка осуществлением планирования, мы упускаем возможности для развития личности.

Ижевск показывает пример проектирования в контексте города. Понятно, что здесь возникает вопрос по логистике: как обеспечить коммуникацию педагогов, детей, как составить расписание и просто доехать до места. Но сама по себе ситуация необходимости составлять планы на день в условиях рассредоточенности ресурсов является в этом возрасте специфической. Дети, которые получили такой опыт, будут серьезно отличаться от тех, что находились в более компактном пространстве.

Следующие аспекты, связанные с формированием образовательной среды, касаются успеваемости. Проводилось исследование, как школы регулируют условия, в том числе психологические, физиологические, материальные, чтобы сохранять и развивать здоровье детей. Это простые вещи – вентилирование, освещение, возможность для движения, активности, психологический климат и т.д. – всего 13 позиций. Выяснилось, что психофизиологические причины дают почти 20-процентный вклад в успеваемость.

Исследования, проведенные в 2015 году, показали, что треть 15-летних детей не обладают функциональной грамотностью, то есть не умеют применять знания, которые им дают на уроках. Это одна из базовых проблем школы. Знания крепкие, а как только их нужно применить, дети теряются. Здесь может помочь персонификация обучения – доказано, что при этом рост успеваемости доходит до 40%. Но педагог не может 35 детей одновременно учить в разном темпе. Поэтому персонификация обучения в рамках традиционной школы имеет свои пределы.

Работая в Министерстве образования и науки РФ (до 2016 года), я занимался разработкой критериев для изменения типовых проектов школ. Должен признать, что у нас пока нет сильного решения. Но сама тема новой концепции школы появилась. Есть функциональные требования, которые предполагают необходимость определиться с тем, что должно «уметь» здание и помещение, какие функции педагогической и учебной деятельности они должны обеспечить. Исследования разных подходов к дизайну образовательных пространств показывают, что чем более они приспособлены для выбора формы занятий, тем лучше академическая успеваемость. Это значит, что обсуждение дизайна и проектно-сметной документации должно идти от психолого-педагогических требований.

Открыты для знаний

Алистер Блайт из Университета Вестминстера (Лондон) занимается вопросами эффективности использования образовательного пространства более 10 лет. Наработанная им практика свидетельствует, что это напрямую влияет на мотивацию обучающихся и на то, как они воспринимают материал.

– Причины, которые вызвали необходимость задуматься об изменении образовательного пространства, связаны с тем, что образование играет ключевую роль в воспитании здорового общества. Мы требуем от учеников того спектра знаний, способностей, навыков, которые потребуют руководители компаний от молодых специалистов. И это не только технические навыки. Они должны уметь решать задачи, адаптироваться, уметь работать в команде, обладать лидерскими способностями. Изменения нужны, чтобы мотивировать учеников не только работать в команде, но и приобретать навыки работать самостоятельно, независимо от сверстников. Они должны знать и понимать свою роль в обществе.

В традиционной модели образовательной среды в центре внимания учитель, самому ученику внимания уделяется меньше. Что касается инновационной образовательной среды, здесь ученик может сам выбирать, что он хочет изучать, и учитель обращает больше внимания на индивидуальную работу ученика. Должна быть гибкость в составлении расписания, надо создавать систему, где уроков меньше, но они более продолжительны. Главное – это качество времени, а не его количество.

Что касается преподавателей, то им необходимо обмениваться опытом, работать в группах, внедрять разнообразные методические приемы, чтобы вместе развиваться в профессиональном плане.

Если вы меняете методику в педагогическом плане, то вам придется делать изменения и в пространственных вопросах. Стандартная модель организации учебного пространства – это когда преподаватель стоит перед классом и обращается ко всему классу. Но его можно преобразовать – в том же самом классе организовать несколько подгрупп, чтобы они изучали предмет и материал различными способами. Немного реорганизовав пространство, можно построить учебный процесс по-другому, чтобы мотивировать студентов не только изучать материал в группах, но и учиться друг у друга, а также изучать материал независимо от своих сверстников. Студенты могут работать над совместными проектами в режиме онлайн – технологии помогают продвигаться и развиваться более интенсивно.

Какие существуют тенденции в проектировании образовательной среды? Во-первых, открытое пространство. Например, в огромном помещении три преподавателя, и каждый работает над своим проектом, но никто друг другу не мешает. Если мы хотим развивать навыки индивидуально, это не значит, что мы должны посадить ребенка в отдельную комнату. Он может работать и в открытом пространстве, но самостоятельно.

Во-вторых, взаимосвязанное пространство. Это закрытые комнаты, классы, но с прозрачными стенами и перегородками, за счет чего дети могут наблюдать друг за другом. Самое интересное, что в различных зонах дети занимаются совершенно разными делами. Но если потребуется, могут открыть двери и присоединиться к другой группе учеников. Даже коридор здесь становится не переходом между классами, а частью образовательного пространства.

Пространство должно быть достаточно «гибким», чтобы допускать изменения. Для этого мебель должна перемещаться из одной точки в другую. Поставьте столы и стулья на колесики, и можете организовывать учебный процесс, как хотите. Смысл такой организации учебного пространства в том, чтобы трансформировать его легко и быстро, не затрачивая лишнего времени.

Страна качественных людей

В России, как и во всем мире, проводится целый ряд исследований, которые доказывают, что качество образования зависит от организации образовательного пространства. Например, результаты пилотного исследования образовательной среды в школах, которое прошло параллельно с Международным мониторинговым исследованием качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS), показывают, что статистическая разница между типами преподавания и результативностью школьников наблюдается только при работе в малых группах и коллективном обучении. В российской же школе больше распространено традиционное фронтальное обучение (когда учитель стоит перед классом). А те методы, которые могут использоваться для повышения результативности, не используются.

Выявлена статистическая связь и между результативностью и индексом восприятия среды – если ученику нравится в школе, если ему комфортно учиться, если он чувствует себя в безопасности, то и качество образования выше. К вопросу результативности в образовании относится и противодействие буллингу (по-русски – травле). Когда детей третируют, когда они чувствуют, что их обижают, это напрямую отражается на результате.

В прошлом году Всемирный банк запустил проект «Индекс человеческого капитала». Числовой показатель индекса – это оценка производительности труда будущего работника в сравнении с эталоном полного образования и полноценного здоровья. Составляется он по трем показателям: выживаемость, школа, здоровье. То есть ИЧК дает представление о том, насколько эффективно та или иная страна инвестирует в человеческий капитал.

– Исследования Всемирного банка показывают, что образовательная среда оказывает большое влияние на обучение, – отмечает Тигран Шмис, руководитель проектов в области образования Всемирного банка. – В России – высокий индекс человеческого капитала, он сопоставим с показателями ведущих стран. То есть в России живут люди с высоким потенциалом. Но чего нам не хватает? По итогам исследований, которые выявляют уровень развития социально-эмоциональных навыков, – таких как способность управлять взаимоотношениями с другими людьми, контролировать свои эмоции и поведение, эмпатию, что необычайно важно для современного молодого человека, мы уже несколько отстаем. Решить вопрос можно в том числе благодаря изменению традиционного школьного образования и среды.

Идеология новых образовательных пространств – это поддержка развития через среду, она предоставляет ребенку свободу выбора, помогает стимулировать его двигательную, творческую, интеллектуальную активность. И позволяет самим детям чувствовать свое влияние на среду, которая их окружает. По данным нашего исследования, применение учителями таких подходов в образовании, как коллективное обучение или организация групповой работы учащихся, значительно повышает результаты обучения по данным теста TIMSS. Такая организация обучения требует обновления школьных пространств и расширения методов обучения, поскольку подобные методы используются очень редко.

От теории к практике

Пытаться решить задачи формирования современной образовательной среды можно и в рамках обычной школы. Вопрос лишь в том, сколько это будет стоить, как много времени на это потребуется и насколько адекватным получится результат. Новые вызовы требуют нетрадиционных подходов. И нацпроект «Образование» открывает для этого океан возможностей.

– В Ижевске нужно решать ситуацию с перегруженностью школ. Она достаточно сложная – к 2025 году, чтобы уйти от второй смены, необходимо построить минимум 10 новых школ. Если мы подойдем к этому традиционным образом, то точно не успеем, – говорит директор ижевского Гуманитарного лицея Михаил Черемных. – Но можно подойти к задаче нестандартно и построить не типовые общеобразовательные школы, а одну старшую школу. Это соответствует мировой практике, в которой начальная, подростковая и старшая школы отделены друг от друга. И это обоснованно, поскольку организация образовательного процесса для старшеклассников сильно отличается от того, как это делается для первоклассников. Коридоры, классы, парты, учитель у доски – очень хорошая система для обучения в начальной школе, но уже на подростках она проваливается. А для старшеклассника все должно быть построено совсем на других принципах: на персонализации образования, на индивидуальных программах, на вхождении во взрослую среду. Это уже не столько уроки, сколько лекции, семинары, индивидуальные консультации.

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, которые в обязательном порядке вводятся с 1 сентября 2020 года во всех школах страны, предусматривается, что образовательное пространство для старшеклассника – это не пространство классов и коридоров. Скорее, оно напоминает коворкинг. Мы бы назвали это «центром управления полетами», где есть диспетчеризация, мозговой центр, а образовательные маршруты могут выдвигаться далеко за его пределы. И мы понимаем, что если внесем новое содержание образования в старую конструкцию, то получим большую конфликтную ситуацию.

Если строить не 10 обычных школ, а одну школу для всех старшеклассников города, состоящую из пяти корпусов на разных площадках, то мы, с одной стороны, решим проблему перегруженности в два раза быстрее и дешевле, а с другой – сможем качественно изменить систему образования. Застройщики, кстати, заинтересованы в партнерстве и готовы взять на себя часть расходов. В проект можно включить и неиспользуемые сегодня исторические здания, заводские корпуса. Такая практика тоже достаточно распространена в мире. У каждого из корпусов может быть своя специализация: корпус для универсальных и индивидуальных образовательных маршрутов, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и социально-экономический. Старшеклассники с помощью тьюторов, с помощью правильной диспетчеризации могут перемещаться, использовать ресурсы разных корпусов в зависимости от выбранной специализации, и в то же время каждый из них получит универсальные компетенции.

Кроме того, когда образовательные ресурсы распределены, старшеклассники получают практику сетевого взаимодействия. Важно не замыкать старшую школу на себе, чтобы старшеклассник перемещался по городу и понимал, что отвечает за определенную часть его территории, которая становится для него «зоной пионерского действия». Так мы решаем еще одну задачу – преобразование города.

Сегодня разрабатывается дорожная карта проекта «Городская сетевая старшая школа», в которой учитываются вопросы подготовки к новой системе, кадрового, информационно-технологического и материально-технического обеспечения. Фактически проект должен выйти на полную мощность к 1 сентября 2024 года, когда в 10-й класс пойдут те, кто сегодня закончил начальную школу. Поэтому принимать принципиальное решение о реализации проекта, который может сделать Ижевск первым в стране, нужно уже сейчас.

Автор: Сергей Савинов

------------------------------------

Реклама

Вы студент? Впереди сессия? Вашему вниманию недорогая курсовая срочно. Гарантируем высокое качество курсовой по доступной стоимости.