• 24 марта 2021 16:16
  • 603
  • Время прочтения: 5 мин

Обучение c монитора: сможет ли цифра заменить аудиторную модель

Обучение c монитора: сможет ли цифра заменить аудиторную модель
Одно из значений monitor означает наставник. И именно в такой роли экран ПК или смартфона выступает, когда речь заходит об EdTech-секторе. Активное внедрение цифровых технологий и переход с аудиторной модели на дистанционный формат стали главными трендами развития образования в XXI веке.

Онлайн-обучение – одно из самых динамичных направлений. Всего за 18 лет сектор EdTech прошел пусть от инициативы отдельных институтов до сотен независимых платформ с общемировым охватом.

Неожиданный толчок для ускоренного развития сектора EdTech оказали 2020 год и covid-19. Пандемия способствовала кратному увеличению прибылей российских компаний, специализирующихся на онлайн-обучении. Муниципальным образовательным учреждениям также пришлось на короткое время полностью перейти в online, что наглядно продемонстрировало как минусы, так и преимущества дистанционного формата.

Российский и мировой рынок EdTech в цифрах

По состоянию на начало 2019 г., объем мирового рынка онлайн-образования превысил 50 млрд долл. США. При этом его можно сегментировать на несколько географических зон. Самым крупным игроком остаются Соединенные Штаты, на их долю приходится 53% мирового рынка онлайн-образования. На втором месте находятся страны Азии, на долю которых в совокупности приходится 22% мирового рынка. Третьим крупным игроком является Европейский союз (16%). На долю всех остальных стран мира, включая Россию, приходится всего лишь 9%.

По итогам 2020 года суммарный объем российского рынка EdTech оценивается в 55-60 млрд рублей, по данным Forbes. И в то же время сектор онлайн-образования России представляется одним из наиболее перспективных с точки зрения динамики дальнейшего развития. Так, по данным исследования, проведенного аналитиками IT-холдинга TalentTech, рост оборота российского рынка онлайн-образования в ближайшие годы оценивается на уровне 12-15% (без учета феномена пандемии), что сопоставимо с лидером по развитию цифровых технологий Китаем и превосходит общемировые показатели – 10-12%.

Согласно выводам аналитиков «Яндекс. Кассы» и «Нетологии», на основе данных о платежах россиян на образовательных онлайн-площадках и социологических опросов: средний чек россиян за онлайн-обучение в Интернете каждый год увеличивался более чем на 20%, а оборот рынка онлайн-образования – более чем на 60%.

Наибольшей популярностью из всех образовательных платформ в России пользуются языковые курсы – 69% от общего оборота рынка. На втором месте школы развития лидерских качеств и личностного роста, они занимают 10%. На профессиональное обучение приходится только 8%. Курсы по психологии и смежным дисциплинам – 6%. Площадки, предлагающие помощь репетиторов, занимают 3% оборота рынка. На фитнес- и бьютитренинги приходится 2%. Оставшиеся 2% занимают площадки, посвященные рукоделию и другим хобби.

Одной из проблем сектора EdTech в России является отказ от равного отношения к дистанционному и традиционному форматам образования. Неравенство зафиксировано как на правовом уровне, так и в общественном восприятии. Исключением являются курсы по определенным, прежде всего «сетевым» специальностям, таким как Frontend-разработка и веб-дизайн, а также уроки иностранного языка.

Другим препятствием остается недостаточный уровень внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс самими учреждениями. Что обусловлено проблемами развития цифровой инфраструктуры, наличия соответствующего оборудования и скорости соединения. А также необходимостью подготовки преподавательских кадров новой формации, которые хорошо ориентируются и могут эффективно работать в цифровой среде.

Что показала пандемия?

Некоторые итоги вынужденного перехода на дистанционный формат обучения в России были подведены в исследовании группы сервисов «Актион Образование». В опросе участвовали более 3 тыс. человек – около 1,6 тыс. директоров школ и их заместителей и 1,4 тыс. родителей из 65 российских регионов.

Мнения разделились. Более половины родителей (53%) заявили о беспрецедентном отставании учеников по образовательной программе. А 47% опрошенных директоров заявили, что в этом году отставание школьников минимальное, а каждый пятый (22%) утверждает, что его ученики вообще не отстают от программы. При этом среди участвовавших в исследовании родителей с минимальным снижением образовательных результатов у детей согласились лишь 29%.

На вопрос, в чем причина отставания школьников, директора и родители также ответили по-разному. Около 40% респондентов среди руководителей учебных учреждений заявили, что небольшое снижение результатов происходит после летних каникул ежегодно. С этим согласны лишь 11% опрошенных родителей. Большинство из респондентов, 54%, считают, что причиной отставания их детей могло стать дистанционное обучение весной, которое спровоцировало провал в знаниях. В частности, каждый пятый родитель среди проблем назвал неготовность учителей проводить занятие на удаленке (20%).

Но если для системы традиционного школьного образования вынужденный уход на удаленку создал ряд проблем, то коммерческие компании, представленные на рынке России и специализирующиеся на сфере EdTech, по итогам года продемонстрировали ощутимый рост выручки:

• 289% – онлайн-университет digitalпрофессий Skillbox. Компания работает по направлениям: маркетинг, дизайн, программирование и управление;

• 72% – цифровая платформа GetCourse, продюсирование онлайншкол по рисованию, фитнесу, обучению бьюти-профессиям;

• 58% – российская медиакомпания «Актион-МЦФЭР». Специализируется на выпуске электронных профессиональных изданий, справочных систем, онлайн-сервисов и курсов;

• 50% – образовательный портал GeekBrains в сфере обучения digital-профессиям;

• 29% – российская онлайн-школа английского языка Skyeng.

В целом 2020 год для российской EdTech-индустрии был отмечен ростом на 30-35% в сравнении с «доковидным» периодом. В 2021 году аналитики также прогнозируют высокие темпы роста – на уровне 20-25%.

Тренды и перспективы отрасли

Сегодня перспективы дистанционного образования активно обсуждаются как на федеральном, так и региональном уровне. Хотя его оценка неоднозначна: «Конечно, онлайн-система, такой формат, никогда не заменит прямого личного контакта между студентом (учащимся) и преподавателем. Во всяком случае, этого еще очень долго не произойдет», – отметил Президент РФ Владимир Путин.

Согласно прогнозам исследователей, дистанционная форма обучения в следующие годы будет продолжать набирать обороты. Уже к 2021 году рыночная доля онлайн-образования в России должна составить 2,6%. При этом соотношение доли в обороте рынка различных направлений также должно измениться: на первый план выйдут курсы среднего профессионального обучения (10,9%), иностранные языки (10,7%) и дополнительного школьного образования (6,8%).

Среди преимуществ онлайн-формата пользователи чаще всего отмечают: гибкий график учебы, возможность работать в разном темпе, комфортные условия обучения, в том числе для людей с ограниченными возможностями, развитие самостоятельности.

Что касается цифровых трендов, то будущее за геймификацией, технологиями виртуальной и дополненной реальности. Среди примеров совместный проект Исторического музея Чикаго и Чикагского института – приложение, позволяющее увидеть, как много лет назад выглядело место, где находится пользователь. Или трехмерная среда для изучения анатомии от Университета Кейс Вестерн Резерв и Кливлендской клиники.

Подобные проекты планируется внедрять и в России в рамках нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика». Уже к 2024 году в российских школах должны заработать порядка 16 тыс. VR-классов. Одним из первых в России экспериментов, доказавших эффективность внедрения VR в обучение, стал проект Центра НТИ совместно с Modum Lab и STEM Games, проведенный еще в 2019 году.

«Мы готовили к ОГЭ по физике школьников из Москвы и Владивостока при помощи VR и сравнили результаты их и тех сверстников из параллели, кто готовился к экзамену традиционными методами, – поделился итогами эксперимента президент Modum Lab Дмитрий Кириллов. – Итоговые результаты тех, кто занимался с помощью VR, оказались в среднем на 13% выше».

Еще одна интересная тенденция: исследования показывают, что все больше людей не спешат заканчивать обучение по получении диплома, становясь «вечными студентами». Концепция непрерывного образования сегодня популярнее, чем когда-либо. При этом 40% россиян, согласно исследованию «Нетологии», уже сегодня готовы обучаться в онлайн-формате. Все это способствует дальнейшему росту сферы EdTech России.

Дмитрий Горбунов