• 28 декабря 2020 12:41
  • 1 272
  • Время прочтения: 8 мин

Наталья Сударикова: Готовим кадры для будущего

Наталья Сударикова: Готовим кадры для будущего
Тезис о том, что современная Россия является частью глобального мира, не требует доказательств. Другое дело, что далеко не все сегменты нашей экономики и социальные старты готовы одинаково активно осваивать, применять, а в идеале и создавать практики мирового уровня. Исправляется эта ситуация разными путями, в том числе и «достраиванием» региональной системы образования. Именно этим сегодня и занимаются сотрудники республиканского Института развития образования (ИРО). Наполняя новым содержанием и меняя формы работы по повышению квалификации и переподготовке педагогов дошкольного, общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, институт активно включился в реализацию национального проекта «Образование» и сосредоточился на научно-методическом и организационном сопровождении инновационных процессов.

Анализируя предельно насыщенный разговор с ректором ИРО Натальей Судариковой, первым проректором института – проректором по научной и инновационной работе Еленой Блиновой и проректором по учебной и организационно-методической работе Людмилой Мустаевой, мы поняли, что, во-первых, нам не охватить всех направлений работы института и придется «резать по живому» рассказ о них, и во-вторых – что перед нами настолько сплоченная команда единомышленников, что их рассказ слился в коллективный монолог, который мы не стали делить «по ролям».

«ДК»: Зайдем с козырей: далеко ли нашей системе образования до мировых стандартов?

ИРО: Ей еще только предстоит выйти на этот уровень. Пока задача стоит так: войти в десятку лучших стран по уровню общего образования. Ее решение – процесс многовекторный, и от нас здесь зависит далеко не все.

«ДК»: Тогда так: а что зависит от вас?

ИРО: Правильная расстановка акцентов при выборе путей, на которых мы помогаем педагогу максимально соответствовать принятым в стране профессиональным стандартам, определение и реализация наиболее перспективных и продуктивных методов и направлений повышения квалификации и переподготовки учителей. И, естественно, участие в реализации тех позиций национального проекта «Образование», которые работают на то, чтобы в обозримом будущем система образования республики полностью соответствовала лучшим российским образцам.

«ДК»: Давайте развернем эти позиции.

ИРО: В ходе повышения квалификации институт формирует у педагогов компетенции в области современных образовательных и цифровых технологий, организации проектной и исследовательской деятельности, воспитания и социализации обучающихся, инклюзивного образования и т.д. Происходит это и на краткосрочных курсах, и в форме пролонгированного обучения по индивидуальным образовательным программам, когда педагог с помощью тьютора составляет и реализует собственный образовательный маршрут. Двигаясь по нему, он обучается и создает собственные методические продукты, апробирует их, делится своим опытом с коллегами. Такая форма повышения квалификации наиболее продуктивная, и именно ее мы видим в основе работы по реализации федерального проекта «Учитель будущего».

Еще одна форма – сетевые инновационные проекты. Они объединяют педагогов нескольких образовательных организаций, занятых поиском способов решения той или иной актуальной педагогической проблемы. Они вместе проходят обучение на курсах повышения квалификации по проблематике проекта, а потом в ходе сетевого взаимодействия включаются в разработку методических решений, их апробацию, взаимную экспертизу и внедрение в практику.

В ряду актуальных остается и помощь школам с низкими результатами обучения. Это направление работы является одним из ключевых в государственной программе РФ «Развитие образования». Региональный комплексный проект включает 6 подпроектов: мы работаем со школьными командами педагогов и управленцев обычных и малокомплектных школ, учителями начальной школы, русского языка, математики, географии, обществознания. Выявляя проблемы и дефициты школ и отдельных педагогов, вместе с ними составляем и внедряем программы перехода школ в эффективный режим работы, индивидуальные программы профессионального развития педагогов и модели обучения детей, испытывающих трудности в обучении. Этот проект мы реализуем с 2016 г. по сей день. В 2017-2019 годах по итогам конкурсного отбора субъектов РФ он был поддержан федеральными субсидиями. За это время в нем приняли участие 536 учителей и 126 управленцев из 332 школ. В первый год работы положительную динамику результатов обучения показали 56% школ, в 2019 году – 82%. Наша модель работы со школами с низкими результатами в прошлом году признана одной из лучших в РФ.

1/2
Людмила Мустаева
2/2
Елена Блинова

«ДК»: В современной школе обучение вышло на первый план, а воспитание как-то сникло.

ИРО: И это неправильно. Поэтому Президент РФ инициировал соответствующие поправки в Закон «Об образовании», и уже с 2021 года все школы должны разработать программы воспитания учащихся, соответствующие обновленным требованиям ФГОС. Наш институт принимал участие в апробации федеральной примерной программы воспитания, этой теме был посвящен один из 4 треков традиционной августовской конференции работников образования, и в течение всего 2021 года мы будем учить педагогические коллективы школ писать новые воспитательные программы.

«ДК»: До сих пор мы говорили об учителях. Но результаты их работы во многом зависят и от родителей.

ИРО: Спасибо, что подняли эту тему. Обращаемся к вашим читателям: на выигранные нами гранты по федеральному проекту «Поддержка семей, имеющих детей» в институте работает консультационный центр для родителей «ПРОдетей». В нем и на 38 его площадках в республике наши специалисты оказывают родителям методическую и психолого-педагогическую консультационную поддержку по разным аспектам воспитания и развития детей. Помощь бесплатная! Приходите – не пожалеете!

«ДК»: Национальный проект «Образование» предъявляет высокие требования и к профессиональным образовательным организациям. Это тоже ваше «поле»?

ИРО: Наше в том смысле, что ИРО занимается организационно-методическим сопровождением ряда проектов в этой сфере. У всех на слуху федеральный проект «Молодые профессионалы». Его реализацией в республике занимается одно из подразделений нашего института – Региональный координационный центр движения «Ворлдскиллс Россия» в УР. Под его эгидой проводится два ежегодных региональных чемпионата Ворлдскиллс (ВС). Первый – по мировым стандартам подготовки специалистов для студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций (ПОО), включая юниорскую «ветку» ВС – для школьников, второй – «Навыки мудрых» – для профессионалов 50+ по разным специальностям и компетенциям. Сейчас работаем над тем, чтобы «привить» в республике и «Бэбискиллс» – чемпионат для дошкольников!

На нас лежит и организация «демонстрационного экзамена» по стандартам ВС. Он предусматривает моделирование реальных производственных условий, в которых выпускник демонстрирует свои умения и навыки. С этого года такая форма итоговой аттестации выпускников ПОО стала основной.

«ДК»: Стандарты и методики ВС начинают проникать и в сферу дополнительного образования.

ИРО: Да, и мы активно этому содействуем. Наш координационный центр является главным организатором федерального проекта «Билет в будущее», который ведется по линии движения ВС. «Билет в будущее» – это новые формы ранней профориентации школьников с 6-го по 11-й класс. Это не беседы о профессиях, не экскурсии на предприятия, а практические занятия, которые проводят наставники – мастера производственного обучения ПОО и педагоги учреждений дополнительного образования. Дети реально пробуют себя в профессии: кладут кирпич, варят суп и жарят котлеты, работают с деревом и металлом, осваивают компьютерные программы и т.д.

«ДК»: Что такое «организационно-методическое сопровождение» этих проектов?

ИРО: Мы отвечаем за разработку моделей, схем, алгоритмов их организации и проведения, готовим площадки и экспертов, которые имеют право оценивать компетенции во время чемпионатов и демонстрационного экзамена.

«ДК»: Готовите в смысле – учите?

ИРО: Нет. В смысле – организуем их работу. А учатся они в Академии «Ворлдскиллс Россия». Сегодня в нашем распоряжении 136 экспертов с правом проведения регионального чемпионата ВС и 519 экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена.

«ДК»: Как вас на все это хватает?

ИРО: А это еще далеко не все, чем занят институт. У нас есть своя аспирантура (одна из 4-х, созданных при ИРО в регионах РФ), и ежегодно 2-3 ее выпускника успешно защищают кандидатские диссертации. А «дело чести» института – реализация в УР проекта «Учитель будущего». Он предусматривает создание такого структурного подразделения института, как Центр непрерывного повышения профессионального мастерства. Основной принцип работы с педагогами, которые будут сюда приходить, – индивидуализация. У каждого педагога будет свой образовательный маршрут, нацеленный на ликвидацию выявленных у него профессиональных дефицитов.

С созданием этого центра мы связываем свои планы на ближайшие годы, поскольку он будет нацелен на существенное обновление механизмов профессионального развития педагогов. Наша задача – помочь учителю стать таким специалистом, который соответствует ожиданиям современных детей, их родителей, общества в целом и готов ответить на вызовы завтрашнего дня. И мы ее обязательно решим!

Не сомневаемся, что так и будет. И, пользуясь случаем, поздравляем Наталью Алексеевну Сударикову с присвоением звания «Почетный гражданин Наталья Сударикова Удмуртской Республики».

Виктор Чулков