• 15 марта 2019 04:00
  • 211

Ряженье, гадания и запрет на посещение бани: как проходили святки у удмуртов

Ряженье, гадания и запрет на посещение бани: как проходили святки у удмуртов Фото: vk.com/ludorvay
Обрядовый цикл удмуртов был тесно связан с календарными сроками проведения полевых работ и представлениями о кругообороте солнца. Так, новолетие приходилось не на 1 января, а на начало сельскохозяйственных работ. Если говорить о зимнем цикле календарной обрядности, его начало совпадало со временем зимнего солнцестояния – по-удмуртски «вожодыр» (букв.: время духов-вожо). Позднее, под влиянием христианства, обрядовые праздники приурочивались к церковным, и название вожодыр стало использоваться для именования святок – периода от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Крещения. С переходом на григорианский календарь в 1918 году празднование Рождества, как и начало святок у удмуртов, перенесли на 7 января.

Кто такие «вожо»?

Согласно поверьям удмуртов, вожо – это злые духи, которые ходят по земле, пугая людей и распространяя болезни и невзгоды. Их появление связывалось с периодом солнцестояния (летом – «инвожо дыр», зимой – «вожо дыр»), когда день и ночь будто вступают в борьбу между собой. Считалось, что «зимние» вожо приходят к людям по воде и таким же образом уходят.  Отсюда и появились поверья, связанные с обращением с водой: во время святок нельзя «осквернять» воду (мыть полы, стирать), желательно не ходить в баню, особенно по вечерам. 

Справка
Слово «вожо» в удмуртском фольклоре имеет значения: 1. Духи, появляющиеся в периоды зимнего и летнего солнцеворота; 2. Святочные ряженые; 3. Духи любого переходного состояния природы или человека.

Вожо олицетворяли души умерших предков. В период зимнего солнцеворота проводился обряд поминовения умерших (в разных деревнях – до Рождества, в ночь с 13 на 14 января или 19 января). В вожодыр важно было не допустить смешения миров и их обитателей – с этой целью соблюдались специальные запреты-обереги. Например, люди старались не ходить по улице в одиночку, избегали прохода через мост, около заброшенных домов, бань. Если человеку все же приходилось проходить по этим местам, то он должен был произнести: «Остэ, Инмаре» («Господи, Боже»). У северных удмуртов первый день вожодыр сопровождался приготовлением супа и каши с бараниной. Перед трапезой читали молитву, прося духов-вожо не пугать людей, не причинять вреда, а также помочь вырастить богатый урожай.  Характерными элементами вожодыр были ряженье (пӧртмаськон, вожояськон), гадания (тунатскон) и святочные игры. 

Страшные, но желанные гости 

С 7 января у удмуртов начиналось ряженье, которое продолжалось до 19 января. Тот, кто участвовал в ряженье, должен был делать это 3 раза. Считалось, что ряженые отпугивают банных духов (мунчокузё), изгоняют беды, приносят удачу, способствуют рождению детей, хорошему урожаю, увеличению поголовья скота. Поэтому, как правило, ряженых радушно встречали в каждом доме (семьи с маленькими детьми их не пускали, опасаясь, что «вожо» могут напугать ребенка).  Переодеваясь в ряженых, люди стремились быть неузнанными: накрывались пологом, измазывали лицо сажей, надевали вывороченные шубы, разные валенки; нередко женщины надевали мужскую одежду, мужчины – женскую. Ряженые обвешивались бубенцами и вениками, на спину подвешивали пестери, в руки брали палку или кочергу.  Участники обряда начинали обход с ближайшего дома и двигались по деревне сверху вниз, по течению реки. По улице проходили со страшными криками, ударяли палками по углам домов, стучали в окна и двери. Ряженые продолжали свои шумные действа и войдя в дом: стучали палками об пол, прыгали, разламывали и разбрасывали веники. Чтобы хозяева их не узнали, гости говорили и пели измененными голосами, издавали неестественные звуки или не разговаривали вовсе.  Каждый ряженый, вошедший в дом, получал что-либо съестное. В некоторых деревнях существовала традиция отдавать мучное изделие (хлеб, перепечи), которое затем скармливалось скоту, чтобы он был здоровым и плодовитым. 

С.В. Старудобцева «Русская хороводная традиция Камско-вятского междуречья»
Цитата
— Тут и вожо-баба, и пляшут, угошшают эти, хозяева: кто-то пивом напоит даже и самогоном. Конфеты там. И потом уж уходят, добра желают. Этому хозяину уже добра желают: “Ну, штобы вам жить богато, штобы урожай был хороший, и всё, и штобы дома было всё хорошо!”. А если кто не встречают дак —ой, обругают-уйдут: “Штобы у вас ничего не было!”

Круги на дороге, кости в подоле

В святки проводились гадания. Обычно этим занималась молодежь, пытаясь таким образом узнать о своем будущем: бедность или богатство ждут впереди, ожидается ли свадьба в ближайший год и т.д.  Ближе к полуночи в доме собиралось несколько человек (гадать в одиночку было не принято). Выходили на улицу и начинали гадать.  Распространенным было «слушание вожо»:- Шли на перекресток дорог, где очерчивали круг ножом или кочергой, ложились на землю и слушали: послышится стук – не к добру, топот коня – к добру, звон колокольчиков – к свадьбе или к армии, глухие удары – к смерти. Прежде чем выйти из круга, стреляли из ружья, иначе «нечистая сила поймает». 
- Вставали под окнами и прислушивались к разговорам в доме. Все услышанное проецировалось на будущую жизнь: «Если говорят про посуду, шеборчат там — всё это значит —замуж выйдешь. А можот чё-то ругаюца — к плохому. Или может про покойника говорят —к покойнику». В отдельных районах «слушаться» ходили с костями в подоле или обрубленной бараньей головой; Существовало множество других способов гаданий в вожодыр. Исследователи Т.Г. Перевозчикова-Владыкина и В.Е. Владыкинперечисляют такие:- перекидывали через ворота валенки: в какую сторону носком упадет, в ту сторону и замуж выйдешь;- сворачивали кольцом лямку фартука и перебрасывали через ворота: сколько колец не развернулось, столько лет девушка не выйдет замуж;- просеивали золу, ставили на нее стакан с водой. Бросали в воду кольцо и смотрели в зеркало: кого увидишь, за того и замуж пойдешь. Подобные действия (без золы) проделывались и в подполье: под стакан подкладывали зеркало, покажется мужчина – к свадьбе, гроб – к смерти;- вставали в нескольких шагах от забора, закрывали глаза и с раскинутыми руками шли к нему. Каждую охваченную доску забора считали по порядку: «мешок-короб». Если счет кончался на слове мешок, верили, что будут жить в бедности, если на слове короб – в достатке;- брали 4 стакана, в один наливали обыкновенную воду, в другой – подсоленную, в третий – сладкую, в четвертый – клали кольцо. Закрыв глаза, выбирали стакан: попадет с обычной водой – никаких изменений, с соленой – к горю, со сладкой – к добру, с кольцом к свадьбе;- шли к реке, набирали в рот воды. Вернувшись, опрыскивали постель и ложились спать: что приснится, то и сбудется;- заходили в хлев и ловили овец, куриц. По масти овцы или окрасу оперения курицы определяли цвет волос будущего мужа или жены;- заносили домой полено: если гладкое – жених красивый будет, сучковатое – невзрачный;- ставили на печь стакан с водой. Если за ночь вода испарится, муж будет пьяницей, не испарится – за непьющего выйдешь;- раскрывали большие и маленькие ворота. Одному из гадающих надевали на голову лукошко или ведро, кружили на месте и пускали к воротам; пройдет через большие ворота – девушка со свадьбой выйдет замуж, через маленькие – ребенка до замужества родит, не пройдет – вообще замуж не выйдет. Помимо гаданий, молодежь проводила святочные игры. Для этого подыскивался дом (старый нежилой либо новый, еще не заселенный), где вечером собирались и рассказывали сказки, разгадывали загадки, разыгрывали комические сценки, пели, плясали.

Вожо келян (проводы вожо)

Вожодыр и ряженье заканчивались 19 января, на Крещение (Йӧ вылэ султон – букв.: вставание на лед). Накануне в домах наводили чистоту, мыли полы, готовились принимать гостей.  В последний день святок следовало быть особенно внимательными и осторожными: не разрешалось с утра носить воду, вообще запрещалась всякая работа; «курег гинэ но сюдыны уг яра» (даже куриц кормить нельзя). С утра ходили к реке, топором делали прорубь. Считалось, что в этот день вся нечисть уходит под воду. По завершении официальной обрядовой части население деревни гуляло, переходя из дома в дом. Между угощениями время проводили в разговорах о хозяйстве, семейных делах, пели песни. Обряд «вожокелян», смешавшийся с церковными традициями, этнограф Л.С. Христолюбова описывает так:

«Для проводов вожо собирались в новом доме, в нем топили печь, молодежь готовила еду и приглашала жителей деревни. Ночью отправлялись в баню и со словами «кошкы татысь, кошкы» («уходи отсюда») выгоняли «вумурта» - водяного (по поверьям, в открытых водоемах он жил лишь летом, а на зиму «переезжал» в баню). Проснувшись рано утром, старшие затапливали баню, а молодежь с топорами ходила к реке и рубила лед, прося вожо уходить. Вернувшись, ходили в баню и посещали церковь. Из церкви народ вместе с батюшкой вновь шел к реке».

После 19 января ряженых в дом больше не пускали. 

Источники: Христолюбова Л.С. «Калык сямъёсты чакласа». Ижевск,1995.Стародубцева С.В. «Русская хороводная традиция Камско-Вятского междуречья». Ижевск, 2001.Владыкин В.Е., Виноградов С.Н. «Удмуртская вера: древние молитвы-заклинания, статьи». Ижевск, 2010.

-----------------------------------------------------------------------
Реклама

Выбор постельного белья - важный и ответственный шаг. Ведь белье создает уют и комфорт в вашем доме. Постельное белье Beverly Hills Polo Club в магазине issi - это высокое качество, отличая цена. К тому же очень много расцветок.