• 17 сентября 2019 13:30
  • 2 939
  • Время прочтения: 5 мин

День в истории: при советских вузах созданы рабочие факультеты (рабфаки)

День в истории: при советских вузах созданы рабочие факультеты (рабфаки) Фото: рабфак, 1920-е гг.
17 сентября 1920 года принят декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах». Декрет предполагал создание промежуточной ступени между средним и высшим образованием, благодаря которой доступ к высшему образованию бы беспрецедентно расширен.

Разваленная «вышка»

В 1918 году, еще до массового исхода «старой интеллигенции» из Советской России, вышел ленинский указ «О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства». На практике указ позволял отказать в получении высшего образования на основании классового происхождения. Это перевернуло ситуацию в образовании с ног на голову – если до революции получить «вышку» выходцу из бедноты было весьма проблематично (хотя и возможно), то с приходом Советской власти такие проблемы появились у «противоположной» части общества. Впрочем, новое правительство к этому и стремилось – классовая борьба не могла не затронуть столь важную сферу, формирующую будущее, как образование.

Если с начальным и средним образованием до революции все действительно было грустно, то о высшем образовании такого не скажешь. Косвенно это подтверждает как огромное количество открытий, изобретений и достижений российской науки в первые два десятилетия XX столетия, так и то, что именно студенты стояли во главе многих протестов последних двух десятилетий царской России. Высшее образование в своем старом, «европейском» значении – это выстраиваемая веками сложная система, обрастающая традициями и имеющая долгую историю борьбы за автономию от государства и/или от церкви. Со временем вузы Европы и России превратились в самодостаточные сообщества, представляющие собой образованный, организованный, либеральный и жаждущий перемен авангард общества в целом. Однако путь к этому был долгим и сложным. В отличие от низших ступеней (исторически как массовое явление появлявшихся в европейской истории всегда позже), высшее образование невозможно выстроить с нуля за короткий срок.

Большевикам же пришлось заниматься строительством практически с нуля. Преподаватели старых вузов, «не освоившие» марксистское учение, выгонялись с работы или даже ссылались вместе с нелояльными Советской власти студентами. Прибавим к этом массовую иммиграцию, смертность во время Первой мировой и Гражданской войн и послевоенный упадок – и получим сильное падение уровня высшего образования, а, следовательно, и нехватку квалифицированных кадров для нужд молодой советской экономики.

Тем не менее, даже в условиях Гражданской войны 1918—1919 гг. большевиками было создано 33 научно-исследовательских института, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе, Государственный оптический институт (ГОИ), Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. Проблему кадров это не решало, но закладывало фундамент для будущей, чисто советской «вышки».

1/1
"Философский пароход" с интеллигенцией, выдворенной из страны, 1922 г.

Рабфаки

Итак, стране нужна была новая интеллигенция – старая за некоторыми исключениями или не подходила идеологически, или не соответствовала по классовому статусу, или просто покинула страну. Проблема была в том, что «набирать» новых студентов было неоткуда – большинство населения было безграмотно, а среди грамотных огромное количество умели только читать и/или писать. И как-то строить советскую интеллигенцию в итоге все-таки нужно было на этом «плюс-минус образованном» материале.

Для этого и созданы были рабочие факультеты. Они учреждались при вузах и за короткий срок готовили рабочих и крестьян с минимальным уровнем среднего образования к поступлению на «вышку». На рабфак без вступительных испытаний принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом. Обучение приравнивалось к работе на производстве. Слушатели обеспечивались государственными стипендиями. На дневных рабфаках учились три года, на вечерних — четыре. Строго говоря, рабфак нельзя назвать ни частью системы среднего образования, ни частью системы образования высшего – это, по сути, вынужденная переходная ступень.

Немалая часть студентов, несмотря на все усилия власти, на оконченном рабфаке и останавливалась – работать можно было и с таким образованием, а программу высшего образования осилить были способны, к сожалению, не все – даже после обучения на рабфаке. Но часть все же двигалась дальше, пополняя ряды новой советской интеллигенции.

По мере выправления ситуации уже во второй половине 1930-х годов рабфаки свое значение утратили и были упразднены. В 1970-х слово «рабфак» вернулось в лексикон советского человека, обозначая подготовительные курсы для подготовки к поступлению в вуз сельской и рабочей молодежи. Старый термин «рабфаки» при этом в официальных актах не использовался, но в неофициальной речи, а позже в вузовских документах и в СМИ, он обрел вторую жизнь.