• 19 июля 2019 10:55
  • 363
  • Время прочтения: 2 мин

День в истории: создание чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности в СССР

День в истории: создание чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности в СССР
19 июля 1920 года Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). Задачей комиссии было исполнение декрета о ликвидации безграмотности, принятого в 1919 году. Руководил делами комиссии нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский.

Так ли всё было плохо с грамотностью?

Невозможно сказать достоверно и точно, сколько людей, умеющих читать и писать, проживало на территории страны на момент начала ликбеза.

Всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала 21,1% населения, умеющего читать и писать, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. Эти цифры были с удовольствием подхвачены официальной советской статистикой и легли в основу идеологического мифа о повальной дореволюционной безграмотности, именно они смотрят на нас со страниц школьных учебников и на них до сих пор принято опираться, когда мы говорим о грамотности в России начала XX века. Проблема в том, что данная перепись была единственной в истории Российской империи, и между 1897 и 1926 годами (первая советская перепись, 56,6% грамотных) мы просто не имеем адекватного представления о динамике грамотности наличного населения. Некоторые западные исследователи оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35 -38%, а бывший царский министр просвещения П. Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). Естественно, все оценки основаны на чистой экстраполяции (прогноз на основании имеющихся данных), и доверять им довольно сложно. Так или иначе, даже самая оптимистичная цифра в 56% грамотных выглядит грустно на фоне европейских показателей того времени, где массовая безграмотность была практически полностью преодолена. Планы предыдущего режима постепенно и последовательно охватить начальным образованием огромную страну, как и сама потенциальная возможность такого охвата, разбились об революцию и гражданскую войну. Советская власть решала вопрос совсем другими методами.

Какие это методы и как быстро удалось ликвидировать безграмотность?

Если коротко – безграмотность, особенно на начальном этапе, ликвидировалась принудительно, «в порядке трудовой повинности». Всё население страны в возрасте от 9 до 50 лет обязано было научиться читать и писать на русском или на родном языке. Приписка «по желанию» соседствовала с пунктом «уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности».

Образование в разоренной гражданской войной стране оставляло желать лучшего. Ликбез сопровождали следующие проблемы:

- огромное количество беспризорников, постоянно пополнявших ряды неграмотных (по разным данным, в 1921-1923 гг. их было от 4,5 до 9 миллионов),

- нехватка учителей в результате гонений на старую интеллигенцию, к которой у Советской власти отсутствовало всякое доверие,

- нехватка средств (в абсолютных цифрах расходы на образование упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционными расходами),

- сопротивление населения (прежде всего, сельского).

Всё это тормозило ликбез и сильно снижало качество образовательного процесса. Численность учащихся на уровне 1917 года была достигнута только в 1930 году при несопоставимо худшем качестве образования. К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных.

Согласно сталинской переписи населения 1937 года, четвертая часть населения СССР в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя официально заявлялось о всеобщей грамотности. 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (а это был критерий грамотности в той переписи). Данные переписи были изъяты и уничтожены. Ее организаторов по советской традиции репрессировали.

Полностью безграмотность была побеждена только после Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства. Тогда и началось выстраивание одной из лучших в мире систем школьного и высшего образования, сочетавшей в себе качество дореволюционного образования и массовость образования советского.