• 22 октября 2020 15:40
  • 1 512
  • Время прочтения: 8 мин

Прокат электросамокатов в Ижевске: доживет ли технологичная новинка до следующего сезона?

Прокат электросамокатов в Ижевске: доживет ли технологичная новинка до следующего сезона?
Что нового произошло в Ижевске за последний год, помимо пандемии? Преобразилась и продолжает отстраиваться Центральная площадь города, появилось множество новостроек-высоток. Среди супермаркетов города теперь можно увидеть названия ранее не присутствовавших в республике брендов, а на улицах заметить курьеров в характерной желтой или зеленой униформе.

А еще до нас добралась одна из технологичных новинок в сфере услуг – кикшеринг (от «toshare» – делиться и «kick» – толчок ногой) электросамокатов, предоставляемая на сегодня единственной компанией. Кикшеринг, ранее уже опробованный в других городах, заработал в Ижевске совсем недавно – в конце августа. Ранее, в 2019 году, аналогичная услуга стартовала сначала в Москве и Академгородке Новосибирска, затем в Санкт-Петербурге, а после и в других крупных городах России.

Шеринг (кикшеринг, а также каршеринг и велошеринг) – является частью культуры совместного потребления, активно развиваемой сегодня в США и Европе и включенная в более общий тренд заботы об экологии и экономии ресурсов. Основное отличие кикшеринга от обычной аренды заключается в доступности оказания услуги 24 часа, 7 дней в неделю.

На практике же все это означает, что арендовать двухколесный электротранспорт теперь можно не только в уже знакомых специализированных точках, таких как пункты проката в парке Кирова, но и на стоянках, отмеченных знаком «P» на карте в специальном мобильном приложении.

Рассматривать шеринг самокатов как полноценный вид общественного транспорта в Удмуртии, пожалуй, нельзя или как минимум преждевременно. Однако у него есть ряд преимуществ, в том числе экологичность и независимость от дорожных пробок. Но самым главным достоинством такого транспорта в 2020 году неожиданно стало то, что электросамокат дает возможность полностью самоизолироваться от окружающих, в отличие от привычного общественного транспорта или такси.

Безусловно, основной целевой аудиторией услуг проката являются студенты, молодежь. Тем не менее за рулем технологичного транспорта даже в Ижевске можно увидеть не только молодого парня или девушку, но и родителя с ребенком или пенсионера.

Личный или прокатный?

Вместе с приходом шеринга возрос и интерес к самокатам в целом.

Еще несколько лет назад самокаты нельзя было назвать популярным в Удмуртии видом транспорта, однако сегодня ситуация изменилась. Конечно, для объективных выводов необходимо проводить полноценное статистическое исследование. Но прогуливаясь по городу, сложно не заметить, что некогда мало кому интересный вид транспорта сегодня значительно потеснил велосипеды и скейты.

Дети катаются на ярких пластиковых самокатах, подростки пытаются приспособить под затяжные прыжки легкие металлические варианты, взрослые преодолевают километры городских улиц на внедорожных или электрических моделях.

Стоимость аренды шерингового самоката составляет 50 рублей за старт и плюс 5 рублей за каждую последующую минуту.

В пунктах проката в парке Кирова при часовой аренде предлагают кататься, не покидая пределов парка, стоимость аренды в данном случае составляет от 200 рублей за 10 минут и от 750 рублей за час.

И даже при таких условиях услуга пользуется популярностью. Сотрудник одного из пунктов проката, представившийся Артуром, оценил спрос на прокат электросамокатов как «10-15 человек в будний день, и примерно в два раза больше в выходные».

Только в одном из пунктов проката, расположенных в парке Кирова, предлагается суточная аренда, стоимость такой услуги будет составлять уже 1500 рублей. В социальных сетях и на интернет-площадках с объявлениями можно обнаружить чуть более выгодные предложения, здесь арендовать электротранспорт предлагают за 1000 рублей в сутки.

Однако услуга шеринга оказывается более выгодной даже в этом случае, и не только из-за цены. В стандартных пунктах аренды в качестве залога потребуется оставить документ, удостоверяющий личность, или достаточно крупную сумму денег.

А еще при пользовании шерингом транспорт можно оставить на любой из десятков указанных на карте стоянок, в отличие от классического проката, где стартовая точка будет и конечной.

На сегодня кикшеринг охватывает Октябрьский район, всю центральную часть Ижевска, а также часть Индустриального и Устиновского районов.

Существуют в услуге кикшеринга и свои отрицательные стороны, например, невозможность проконтролировать запрет на пользование транспортным средством несовершеннолетними, при наличии у ребенка смартфона и доступа к банковской карте.

Следует отметить, что, помимо арендных и шеринговых самокатов, немало горожан приобрели аналогичное устройство в личное пользование. Что неудивительно, ведь цена наиболее простых моделей для взрослых начинается в интернет-магазинах от 10-15 тысяч рублей.

Даже в сравнении со стоимостью кикшеринга при постоянном пользовании такая покупка довольно быстро окупится. Что же касается рассмотрения услуг шеринга как вида общественного транспорта, то аренда такси в Ижевске сейчас является более бюджетным решением. Поэтому до пересмотра ценовой политики для регионов или появления на рынке кикшеринга в России новых игроков услугу скорее следует отнести к сфере развлечений.

Мнения ижевчан и буква закона Жители Ижевска реагируют на новый вид транспорта по-разному.

Анна, 25 лет, молодая мама в отпуске по уходу за ребенком: «Передвигаюсь по городу и пешком, и на личном автомобиле, мне электросамокаты до сих пор не мешали. Сама думаю в будущем попробовать прокатиться, но пока не решаюсь».

Артур, 19 лет,сотрудник проката: «Необходимо чтобы катались только в специализированных местах, таких как парк. Или по выделенным для них дорожкам. Когда неожиданно проносятся по тротуару, мешают, потому к такому передвижению отношусь негативно».

Сергей, 43 года, предприниматель: «Нейтрально отношусь. Да, видел, ездят, но они ведь в основном по своей дорожке перемещаются. Мне не мешают».

Наталья, 45 лет, предприниматель: «Стою на светофоре, загорается зеленый, начинаю движение, и тут меня подрезает прилично одетая женщина на таком вот электросамокате. Не знаю, арендный или личный. Мотоциклы, велосипедисты, а теперь еще и это. Необходимо как минимум обязать соблюдать ПДД».

Мнения разделились и в редакции «Делового квадрата». С одной стороны, новый вид развлечения и доступного транспорта – это, безусловно, положительное изменение в жизни города. С другой, электросамокат – это еще один участник дорожного движения, с которым будет необходимо считаться и пешеходам, и водителям. А значит, необходимо упорядочить движение данного транспорта.

Аналогичного мнения придерживаются и в Государственной Думе РФ. Там в очередной раз заговорили о необходимости ограничительных мер для данного вида транспорта. Впервые такой вопрос поднимался еще в 2018 году. Причина проста – нарушение водителями электротранспорта правил ПДД, а также необходимость разрешения ситуации при столкновении человека, управляющего электросамокатом или гироскутером, с обычным пешеходом.

С такой инициативой выступил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, член партии «Единая Россия» Владимир Афонский.

Владимир Афонский заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству
Цитата
Согласно правилам дорожного движения, водители гироскутеров, электросамокатов и даже сегвеев – это пешеходы. И в ситуации столкновения получается, что столкнулись два пешехода: только один на скорости 3 км/ч, а другой на скорости 20 км/ч. При этом по своим скоростным показателям и массе сегвеи и гироскутеры эксперты относят скорее к велосипеду, а электросамокат – к мопеду. Конечно, управление этими устройствами должно быть четко прописано в ПДД.

Напомним, что аналогичный вопрос относительно скутеров и мотороллеров уже поднимался в 2013 году. Итогом стало введение дополнительной категории прав М. И ограничение для электротранспорта максимальной мощности, без необходимости получения прав, до 250 W.

Теплые дни заканчиваются, приближается зима. А значит, заканчивается и сезон мото-, вело-, самокатного передвижения. Вопрос же о том, будут ли введены ограничительные меры и какие именно, остается открытым. Каким будет следующий прокатный сезон для нового вида «общественного транспорта» и сферы бизнеса, покажет время.

Дмитрий Горбунов

Почем?
Кикшеринг электросамокатов в США и странах Европы осуществляется по схожей с предоставляемой в Ижевске схеме. Так, американской компанией Bird предлагаются следующие условия: $1 за старт, плюс $0,15 за минуту поездки. В Германии расценки аналогичные, стоимость услуги составляет 1 евро за разблокировку и 15 евроцентов за минуту. По данным журнала Forbes, американская компания Lime, запустив проект кикшеринга в Германии, отчиталась о выходе в плюс спустя 180 дней работы, несмотря на случаи вандализма. Что является исключением для новых бизнес-проектов. При этом Lime является не единственным, а одним из четырех крупных игроков в сфере кикшеринга на рынке Германии. Как и в России, в Германии новая бизнес-модель стартовала летом 2019 года. Эксплуатацию и прокат электросамокатов власти Германии разрешили только с середины июня. Однако уже через несколько недель прокат самокатов достиг таких масштабов, что выражение Rollerchaos – «самокатохаос» заняло второе место в рейтинге новых слов 2019 года.