Денис Удалов: Начать «мусорную» реформу в России было необходимо
По данным Минприроды Удмуртии, в республике ежегодно образуется 445 тыс. тонн твердых коммунальных отходов. 40% из них не доезжало до официальных полигонов, все они оседали на несанкционированных свалках. Предполагалось, что при новой системе обращения с ТКО таких ситуаций больше не будет. О первых результатах реформы в Удмуртии «Деловой квадрат» побеседовал с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Денисом Удаловым.

– Денис Николаевич, уже семь месяцев в стране реализуется «мусорная» реформа. С какими сложностями столкнулась Удмуртия? Удалось ли хоть частично устранить проблемы с утилизацией мусора?

– На мой взгляд, решение начать реформу было правильным, несмотря на то, что на первоначальном этапе были сомнения на федеральном уровне. Ситуация с накоплением мусора в стране обострена до крайних пределов. По данным нашего ведомства, ежегодно в республике образуется 445 тыс. тонн твердых коммунальных отходов. Инвентаризация конца 2018 года показала, что в регионе насчитывалась 481 несанкционированная свалка общей площадью 394 га, где было накоплено в общей сложности 1,4 млн тонн отходов.

Это не просто разбазаривание наших земель и источник антисанитарии. Все гораздо серьезнее. Дело в том, что при проникновении атмосферных осадков в бытовые отходы образуется ядовитый свалочный фильтрат – вещество 4-го класса опасности, которое представляет собой значительную угрозу загрязнения подземных вод.

Причем оплата считалась за квадратный метр жилой площади, и как этот тариф формировался, никто не мог понять. И никто ни за что не отвечал, поскольку вывозом мусора занимались десятки компаний-перевозчиков. Тогда как сейчас мы знаем, с кого можно спросить, – с регоператора по обращению с ТКО.

Да, есть определенные негативные моменты с переполненными контейнерами, с работой подрядных организаций. На старте к работе было привлечено много субподрядчиков, которые затем отказались работать, их поменяли на других. Но регоператор постепенно набирает мощности по собственной базе автопарка, сейчас занимается заменой баков на контейнерных площадках.

Для того чтобы «мусорная» реформа сохраняла темпы, нам необходимо развивать инфраструктуру. Сейчас у нас работают пять полигонов. Новый полигон в Камбарке уже включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и проходит процедуру лицензирования деятельности. Прорабатываем вопрос по открытию полигонов в Сарапуле, Глазове и Воткинске, у которых 1 января 2019 года было остановлено действие лицензии по причине несоответствия экологическим требованиям.

По Сарапульскому полигону мы уже вышли на расчетный тариф, но пока нас сдерживает отсутствие постановления правительства, которое регламентирует, каким образом возобновить деятельность этих полигонов. Нам обещали, что постановление будет в январе, сейчас уже август. Как только оно выйдет, мы три полигона введем в эксплуатацию.

Но это не решение проблемы. Надо все полигоны обеспечить мусоросортировочными станциями, чтобы уменьшить объем захоронения. И чтобы изымать сырье – пластик, стекло, алюминий, которое можно вовлечь во вторичное производство. Мощностей у нас недостаточно, но Минпромторг и Минприроды России пока не выработали четкую концепцию, каким образом будут создаваться мощности по переработке вторсырья. Нет общей базы по регионам – где и сколько производится пластика, стекла, чтобы определить, на какой территории строить завод по переработке того или иного ресурса. Этот вопрос должен будет решить недавно созданный российский экологический оператор. Сейчас его руководитель занимается разработкой электронной модели территориальной схемы обращения с отходами. Но многое будет зависеть от качества работы регионов. Пока проблемы есть во всех субъектах России.

Невозможно за несколько месяцев решить вопросы, копившиеся десятилетиями, необходим переходный период. Самое главное, чего уже сейчас удалось добиться Удмуртии, – это вдвое выросшие объемы собираемых отходов и собираемость платежей за вывоз мусора, она составляет 82%, это один из лучших показателей по стране. Благодаря высокой собираемости платежей у регоператора есть финансы на решение поставленных перед ним задач. Если бы мы не добились хороших показателей по оплате услуги, то через полгода потеряли бы регоператора.

– В апреле Дмитрий Медведев подписал постановление, в котором сказано, что регионы смогут снизить тарифы за счет вывоза ТКО на временные объекты, не соответствующие требованиям закона «Об отходах производства и потребления», тем самым сократив расходы на транспортировку мусора. Есть ли такие объекты в Удмуртии, и планируется ли вывозить на них ТКО?

– Идея Дмитрия Медведева заключается в том, чтобы возобновить деятельность полигонов, у которых закончилась лицензия 1 января 2019 года. У нас такие полигоны расположены в Сарапуле, Глазове, Воткинске. Они не соответствовали экологическим требованиям и поэтому не могли продлить им лицензию. И нет никакой необходимости создавать на этих закрытых полигонах временные площадки по сбору мусора. Мы пошли по пути компактного вывоза ТКО. Когда закрылся полигон в Глазове, было опасение, что там будет коллапс, но уже несколько месяцев мы успешно вывозим оттуда мусор на полигон Якшур-Бодьи и Нылгинский, и никакого коллапса нет. Несмотря на то, что транспортное плечо составляет 200 км, нам удалось удержать тариф.

В ближайшее время должно быть завершено строительство мусоросортировочной станции в Глазове, и уже отсортированные отходы будут проходить через пресс-компакторы, уплотняться и вывозиться на захоронение.

Сейчас мы отрабатываем возможность постепенного понижения тарифа за счет введения в эксплуатацию кустовых полигонов, таких как Сарапульский. Только за счет одного этого полигона мы можем на 1,3 рубля понизить тариф для населения всей республики.

Дмитрий Кобылкин министр природных ресурсов и экологии России
В России накоплено 40 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Каждый год дополнительно образуются 70 миллионов тонн новых отходов, которые пока просто вывозятся на свалки. Их площадь, из-за отсутствия сортировки и переработки вторсырья, ежегодно увеличивается на 500 тысяч гектаров. Первоочередными задачами реформы ТКО, являются создание единой системы учета твердых коммунальных отходов и оптимизация тарифа для жителей. Сейчас идет отладка новой системы: 75 регионов уже частично или полностью ввели новую коммунальную услугу, остальные завершат эту работу до конца года. К этому же сроку будет сформирована электронная карта управления отходами для всей страны. Глобальная цель данной реформы и нацпроекта «Экология» – создание цивилизованной системы обращения с ТКО, которая будет иметь очевидный эффект с точки зрения экологии, экономики и качества жизни людей. Новая система обеспечит полный цикл обращения отходов – от источников их образования до объектов обработки, утилизации и захоронения. Каждый мешок с мусором пройдет через сортировочный комплекс или будет разделен на стадии сбора. Полезные фракции подвергнут вторичной переработке, оставшуюся часть спрессуют и вывезут на лицензированный полигон. В итоге должна сформироваться новая культура обращения с мусором, а это трудная задача. Поэтому реформу обращения с ТКО можно назвать одной из самых сложных за всю историю нашего государства, поскольку необходимо не только построить, фактически с нуля, львиную часть инфраструктуры, но и изменить менталитет людей, отучить их от варварского отношения к родной природе. Для успешного решения этой задачи уже создан хороший фундамент: наше общество готово относиться к экологии бережнее, соответственно, очень многое сейчас зависит от государства и региональных властей.

Автор: Мария Наумова