• 01 марта 2024 13:00
  • 78
  • Время прочтения: 1 мин

Ученые УдмФИЦ УрО РАН раскрывают молекулярные и клеточные механизмы распознавания иммунной системой своего и чужого Фото: УдмФИЦ УрО РАН
Лаборатория биосовместимых материалов Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН представила отчет о научной работе за 2023 год.

Иммунная система организма реагирует на «чужие» вещества (антигены) и не отвечает на собственные. Как она распознает «свое и чужое» – ключевой вопрос современной иммунологии.

«Для чего необходим ответ на этот вопрос? Следуя словам Стивена Хокинга, «Если понимаешь, как устроена вселенная, то некоторым образом можешь ею управлять» по отношению к предмету нашего исследования - если знаешь, как устроена иммунная система, значит можешь управлять ею, - рассказывает заведующий лабораторией, доктор биологических наук, профессор Игорь Меньшиков.

Предметом исследований лаборатории являются идиотипические механизмы специфической регуляции иммунных реакций организма на свои и чужие антигены, роль этих механизмов в формировании и поддержании естественной (на собственные антигены) и приобретенной толерантности к чужеродным, как к естественным, так и искусственным антигенам. В теоретических исследованиях с использованием математического моделирования и в экспериментах на животных раскрыты ключевые молекулярные и клеточные механизмы контроля аутоиммунности, апробированы подходы к восстановлению естественной толерантности при экспериментально вызванной аутоиммунной реакции у животных.

- Раскрытие идиотипических (сетевых) механизмов иммунорегуляции значительно расширит возможности не только трансплантологии, но и откроет новые перспективы в разработке новых искусственных материалов, используемых в качестве имплантов. Иммунная реакция отторжения трансплантата и реакция на искусственные материалы имплантов является ключевой проблемой, сдерживающей возможности развития трансплантологии и использования искусственных материалов. Использование инертных материалов (хотя абсолютно инертных не бывает), не обеспечивает функционального контакта с живой тканью. Понимание механизмов, определяющих способность иммунной системой различать свое и чужое, может позволить сделать чужое своим. Это не близкая цель, но дорогу осилит идущий. Эти исследования в полной мере относятся к ставшему сегодня приоритетным направлению – природоподобные технологии.

Кроме того, результаты открывают перспективу новых подходов в разработке специфических средств иммунотерапии аутоиммунных, онкологических и нейродегенеративных заболеваний, в которых аутоиммунные реакции являются ключевым этиологическим фактором, а также в совершенствовании методов специфической иммунотерапии в трансплантологии.

Лаборатория биосовместимых материалов УдмФИЦ УрО РАН создана в 2019 году. Коллектив из 11 исследователей включает молодых ученых, которыми за последние три года защищены три кандидатские диссертации, результаты исследования опубликованы в научных журналах, 14 из них - в высокорейтинговых международных журналах.

Природоподобные технологии стали сегодня приоритетным направлением исследований (подписан указ президента).