Есть повод: «Аэрофлот» отмечает свой 100-летний юбилей Фото: travelsoul.ru
История одной из старейших авиакомпаний в мире началась ровно век назад - весной 1923 года. Приводим наиболее любопытные страницы истории компании по архиву публикаций «Делового квадрата».

Если быть более точным, то предвестником «Аэрофлота» было акционерное общество «Добролёт», которое выполняло внутренние пассажирские рейсы. На её первой линии «Москва - Нижний Новгород» использовали машину «Юнкерс-13», которой дали собственное имя - «Промбанк» (это был основной акционер компании). По этой трассе длиной 420 км самолёт летал только днём и исключительно над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

Что касается международных авиаперевозок, их осуществляло совместное предприятие «Дерулюфт» (это сокращение немецкой фразы «Немецко-русский воздушный транспорт»). Все рейсы этой компании в Кёнигсебрг, а затем в Берлин, Таллин и Ригу выполнялись на самолётах лишь двух типов. По совпадениям, которые то и дело случаются жизни, этими машинам стали детища заклятых конкурентов - голландские «Фоккер-3» и немецкие «Юнкерс-13».

В ноябре 1931 года в Москве на Центральном аэродроме имени Фрунзе (бывший аэродром имени Л.Д. Троцкого на Ходынское поле) открыли первый в СССР аэровокзал. А спустя полгода появился известный каждому читателю «Аэрофлот». На пике дружбы с Германией названием для этой компании сделали полную кальку немецкого бренда «Люфтганза» т.е. «Воздушный флот». Основу этого флота по-прежнему составляли зарубежные машины.

В период между двумя мировыми войнами в Советском Союзе, конечно же, пытались выпускать собственные пассажирские самолёты. Однако, то в то время в США и Германии их строили тысячами, а СССР создавал их только малыми сериями. К сожалению, в описываемый период разработка советского пассажирского лайнера зашла в тупик.

В 1930-х для выхода из Великой депрессии американцам пришлось пойти на тесное экономическое сотрудничество с СССР. В 1935 году наша страна приобрела у США лицензию на выпуск пассажирского самолёта «Дуглас» DC-3. Более 15 лет его производили в Москве, Казани, Комсомольске-на-Амуре и Ташкенте, выпустив в общей сложности почти 5 тысяч таких машин. В довоенном СССР именно она стала основным пассажирским лайнером. Сначала его выпускали на столичном заводе №84 под названием ПС-84, но в историю он вошёл под именем Ли-2. В 1942 году копию американского самолета назвали в память о Борисе Лисунове - главном инженере авиазавода в Ташкенте, куда в годы войны эвакуировали предприятие из Москвы.

От Второй мировой войны авиаторам и пассажирам достались новые взлётно-посадочные полосы и самое современное на тот момент радарное оборудование. Именно так возникли новые гражданские аэропорты многих крупных городов мира. Например, от Люфтваффе сохранился новый аэродром Кёнигсберга/Калининграда («Храброво») и многие другие. От ВВС Красной Армии готовую авиационную инфраструктуру получили города Новосибирск («Толмачёво»), Петропавловск-Камчатский («Елизово»), и даже наш родной Ижевск (речь о старом аэропорте в районе «Радиотехники»).

Но главный итог послевоенной эпохи – это, конечно же, появление доселе невиданных гораздо более вместительных и скоростных самолётов, созданных на базе самых лучших военных машин. Это позволяло конструкторам создавать для «Аэрофлота» самые настоящие шедевры. Например, построенный на основе бомбардировщика Ту-16, пассажирский лайнер Ту-104 имел просто фантастические для того времени характеристики. По сравнению с ПС-84 (он же Ли-2) его скорость была в три раза выше, а салон вмещал в четыре раза больше пассажиров!

Фото: vladey.net

Любопытно, что в СССР повсеместно можно было увидеть рекламу «Летайте самолетами Аэрофлота!» При том, что никаких иных авиакомпаний в нашей стране не было и в помине…

С началом пилотируемой космонавтики, открытой Советским Союзом 12 апреля 1961 года, человечество обрело и новую мечту. Ею стала идея о создании сверхзвуковых пассажирских самолётов. Отдельный рассказ «Делового квадрата» на эту тему выложен ЗДЕСЬ.

Параллельно с созданием советского суперсоника велась работа по увеличению скорости, вместимости и дальности обычных (дозвуковых) машин. История появления легендарного лайнера Ил-62 вы найдете ЗДЕСЬ.

Но бурное развитие реактивной авиации вовсе не означало отказа от постройки турбовинтовых самолетов. Вплоть до начала 1980-х годов основную часть пассажирских перевозок на линиях «Аэрофлота» осуществляли двухмоторные Ан-24 и четырёхмоторные Ил-18. К слову, последний отличался очень комфортабельным салоном. Материал о флагмане советских авиалиний – самолете Ил-18 читайте ЗДЕСЬ.

К сожалению, с распадом СССР закончился и «золотой век» советской авиации. На смену отечественным машинам на наши авиалинии пришли американские «Боинги» и англо-французские «Эйрбасы». Как говорится, из песни слов не выкинешь: Всё вернулось на круги своя: В далеком 1923 году «Аэрофлот» начинал летать на иностранных машинах и вот теперь, спустя сто лет, делает практически то же самое…

Фото: pikabu.monster