Есть повод: 185 лет самой первой в России железной дороге Фото: Русская планета
30 октября (по новому стилю – 11 ноября) 1837 года была запущена в работу первая в России пассажирская железная дорога. Изначально она пролегала между Петербургом и Царским селом (ныне город Пушкин).

Строительством этой дороги, получившей название «Царскоскельская», руководил некий Франтишек Герстнер - по национальности он был чехом и являлся гражданином Австро-Венгрии. На первых рейсах пассажирских составов именно этот человек выступал в роли машиниста паровоза, который в то время именовали «сухопутным пароходом».

Любопытно, что расстояние между рельсами у этой магистрали составляло 1829 мм (это старый британский стандарт и более чем на 300 мм шире, чем, российская колея). Почему же было выбрано именно британское расстояние между рельсами? Да просто потому, что локомотивы и вагоны, а также рельсы, стрелочные переводы и прочее оборудование для первой российской дороги закупили в Англии.

Уже в следующем, 1838 году, эту магистраль продлили до Павловска, и её протяженность достигла 27 километров. Именно в этом городе было построено роскошное здание с концертным залом и рестораном для развлечения богатой публики, коротающей время в ожидании обратного поезда. Знаете ли вы, что русское слово «воксал» (современная форма «вокзал») происходит от названия широко известного Салона мадам Вокс (Vaux salle) и первоначально означало концертный зал? Ещё в 1813 году юный А.С. Пушкин писал о том, как он развлекался на «гуляньях и воксалах». Лишь к середине 19-го века в России это слово закрепилось за зданиями для обслуживания пассажиров.

Таким образом, первые железнодорожные вокзалы являлись заведениями для развлечения богатой публики, коротавшей время в ожидании обратного поезда. К великому сожалению, историческое здание самого старого ЖД-вокзала России в городе Павловске Ленинградской области было разрушено во время Великой Отечественной войны.