Есть повод: 54 года ижевскому троллейбусу Фото: Автотехника из прошлого
6 ноября 1968 года в свой первый рейс по маршруту №1 от Центра до «Школьной» отправился первый ижевский троллейбус. Хронику становления этого вида городского транспорта мы приводим по информации портала «Википедия», сайта «ИжГЭТ», а также по воспоминаниям очевидцев той эпохи.

Начнём с того, что в СССР троллейбус был одним из наиболее доступных видов городского транспорта. Самая первая его линия была открыта 15 ноября 1933 года в Москве. В течение трёх последующих лет «рогатые машины» появились на улицах Киева, Ростова-на-Дону, Тбилиси и Ленинграда.

В 1959 году на в городе Энгельс Саратовской области началось производство троллейбусов ЗиУ-5. Эти машины были гораздо вместительнее предыдущих, их пассажировместимость увеличилась почти в 2 раза по сравнению с предшественниками - до 120 человек. К слову, ЗиУ-5 обладал такой разгонной динамикой, что в городском потоке мог свободно двигаться на равных с легковыми автомобилями! Появление именно этой машины дало мощный импульс развитию троллейбусного движения по всему СССР.

К середине 1960-х годов имевшиеся в Ижевске трамвай и автобус перестали справляются с перевозкой пассажиров, а потому возник вопрос о необходимости появления троллейбуса. По нормам тех лет наличие трёх видов транспорта для городов с населением менее 500 тысяч человек не разрешалось (напомним, Ижевск стал городом-полумиллионником лишь в 1974 году). А тогда, во второй половине 1960-х, потребовались поездки в Москву, обращения в ЦК КПСС и лично к Первому заместителю Председателя Совета Министров СССР Дмитрию Фёдоровичу Устинову, чтобы получить разрешение на появление в Ижевске троллейбусного движения. К 1965 году был готов проект, а в 1966 году начались строительные работы.

После создания маршрута №1 троллейбусное движение в Ижевске стало развиваться ударными темпами: в августе 1969 года была введена в эксплуатацию линиия от остановки «Школьная» до завода «Ижтяжбуммаш» (современная остановка «Дом печати»), ло кторой продлили пока что единственный на тот момент маршрут №1.

В 1970 году был открыт маршрут №2 от остановки «Школьная» до завода «Нефтемаш». Ввод в эксплуатацию этой линии позволил также открыть маршрут № 3 сообщением «Центр – завод Нефтемаш».

В марте 1971 года была завершена реконструкция улицы Удмуртской, она получила свои современные очертания. По новой дороге была проложена контактная сеть для троллейбуса. Маршрут №2 изменил свою трассу: теперь троллейбусы следовали от завода «Буммаш» по Удмуртской до завода «Нефтемаш».

В том же году был открыт троллейбусный маршрут №4 от завода «Нефтемаш» через улицу Пушкинскую до остановки «Школьная». В 1973 году была введена в эксплуатацию троллейбусная линия через жилой микрорайон «Буммаш» до южной проходной автозавода, куда был перенаправлен 4-й маршрут троллейбуса по новой трассе.

В 1975 году после строительства линии по улицам Горького, Кирова, Прудовой (ныне улица 30 лет Победы) открыт троллейбусный маршрут №6, связавший городок Металлургов с центральным рынком (в 1978-м по строительства необходимой линии он будет продлён до завода «Нефтемаш»).

В тот же год была проложена троллейбусная линия от улицы Ворошилова до 6-го микрорайона Автозавода. В слудующем году по новой линии перенаправлен маршрут №5, а также был открыт троллейбусный маршрут №7 «Центр - улица Труда».

В 1979 году была введена в эксплуатацию новая троллейбусная линия от завода «Нефтемаш» по улицам Камбарской, Первомайской, Молодёжной до улицы Труда. Это позволило открыть маршрут троллейбуса №8 «Центр - 4-й микрорайон Автозавода».

Ижевск строился, развивался, с каждым годом увеличивалось количество жителей города, а, следовательно, и пассажиров. Возникла необходимость открытия движения троллейбуса в Ленинский район. В конце 1985 года был сдан в эксплуатацию троллейбусный парк №2.

Уже в следующем году был открыт маршрут №9, связавший городок Металлургов с посёлком Машиностроителей. Впервые троллейбус пересёк границу Ленинского района.

В 1987 году по действующей контактной сети был открыт троллейбусный маршрут №10. Ленинский и Устиновский районы были соединены прямым троллейбусным сообщением. В 1989 году, в связи с реконструкцией улиц, контактная сеть троллейбуса с улицы Камбарской была перенесена на улицу 40 лет Победы.

В 2000 году был введён в эксплуатацию троллейбусный маршрут №14 от улицы К.Герда через завод «Нефтемаш» до ул. Труда. В 2009 году он был перенаправлен чрезу улицы Воровского, Удмуртскую, Дзержинского и Ворошилова, но заканчивался также на улице Труда.

Любопытно, что начиная с 1970-х годов никаких кондукторов в городском транспорте большинства городов СССР (трамваи, автобусы, троллейбусы) не осталось и в помине! Билеты на проезд продавались книжечками по 10 штук у водителя, либо в киосках «Союзпечати». Такие билеты (точнее, абонементные талоны) нужно было самостоятельно гасить (это называлось «пробивать»), для этого по всему салону было установлено несколько штук так называемых «компостеров».

Между тем, стоимость проезда в советском городском транспорте была неодинакова. Так, разовый билет в трамвае стоил 3 копейки, в троллейбусах большинства городов 4 копейки (в Ижевске и ряде других мест – 5 копеек), а в автобусе – 5 копеек (в Казани, Волгограде и ряде других городов – 6 копеек). Сами билеты тоже были разного цвета: трамвайные – зелёные, троллейбусные – синие, а автобусные – красные.

В своё время Булат Окуджава сочинил песню про синий троллейбус (почти во всех городах СССР они действительно были окрашены именно в этот цвет). Вкупе с синим цветом троллейбусных билетов, советские студенты придумали шуточную переделку песни Окуджавы: «Я синий билет отобъю на ходу. Последний. Случайный…»

Фото: ИжГЭТ