• 16 сентября 2020 15:50
  • 217
  • Время прочтения: 4 мин

По интенсивному пути

По интенсивному пути Фото: udmapk.ru
Сельхозтоваропроизводителям Удмуртии предложили определиться с тем, какой они хотят видеть стратегию развития отрасли до 2025 года. Заместитель Председателя Правительства УР – министр сельского хозяйства и продовольствия республики Ольга Абрамова предложила три варианта. Аграрии свои пожелания высказали. Теперь обновленную стратегию осталось доработать, утвердить и обеспечить дополнительные средства на ее реализацию, начиная с 2022 года.

Рынок потребует

Необходимость формирования новой стратегии развития сельского хозяйства в Удмуртии связана с тем, что существующая на сегодня база, потенциал, возможности сельхотоваропроизводителей позволяют обеспечить развитие отрасли, но невысокими темпами.

– Мы можем ничего не делать, сохранив поддержку объемом в 2,5-2,7 млрд рублей в год, и отрасль точно будет продолжать расти, – заявила Ольга Абрамова. – Но сохраняя невысокие темпы роста, мы пони - маем, что становимся менее конкурентоспособными. Потому что рынки расширяются, и мы должны быть готовыми к тому, чтобы предлагать нужное количество продукции с оптимальной себестоимостью. Поэтому нужно проговорить возможность изменения стратегии и госпрограммы раз - вития сельского хозяйства до 2025 года. Крайне важно, что любые изменения могут происходить только с условием выделения дополнительных ресурсов на отрасль.

У Минсельхоза есть свои соображения насчет того, куда и как вести отрасль, основанные на анализе многочисленной ин - формации о развитии и перспективах разных отраслей АПК, которая поступает в министерство. Но его руководству важно было получить обратную связь – что - бы сельхозтоваропроизводители рассказали, как они это видят сами и что будет для них лучше.

Обсуждение вариантов стратегии прошло в несколько этапов – сначала Минсельхоз УР представил свои наработки на кустовых встречах в муниципальных образованиях, затем было дано время по - думать и сформировать свои предложения, и уже после этого было предложено высказать свои мнения на расширенном заседании Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства и про - довольствия УР, где собрались руководители хозяйств, фермеры и представители муниципальных образований.

Цели

Цели программы, как отметила Ольга Абрамова, следующие. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте сегодня составляет 6-7%. Но с учетом развития других отраслей в республике есть возможность довести этот показатель до 9%. Инвестиции в агропромышленный комплекс к 2025 году должны составить не менее 25 млрд рублей. Экспорт продукции АПК – не менее 25 млн долларов. Налоговые поступления, в том числе от рас - ширенного производства, от вовлечения в оборот земель сельхозназначения, должны стремиться к 4 млрд рублей. Валовое производство на 1 гектар земли – показатель, который маркирует эффективность, – должно быть увеличено с 75 млн до 89 млн рублей.

При этом базовые меры государственной поддержки должны быть сохранены, какая бы стратегия развития ни была выбрана.

Кроме того, в республике должно быть обеспечено формирование земельного фонда региона – это поручение Главы Удмуртии. Наличие такого фонда дает возможность узаконить интересные земельные участки, чаще всего небольшие, с целью предоставления их в пользование организациям АПК под реализацию конкретных инвестиционных проектов. Запросы на такие участки есть. Но в районах их физически невозможно получить, несмотря на то, что земля есть.

Три стратегии

Первая стратегия – ничего не менять. В таком случае текущий объем господдержки из республиканского бюджета сохраняется, инвестиции, налоговые поступления, валовая продукция будут с небольшим приростом. Это пессимистичный прогноз.

Вторая стратегия – интенсивное развитие существующих отраслей. Для этого нужны дополнительные ресурсы. Минимальная потребность в них составляет 2,6 млрд рублей. В рамках этой стратегии поддержка пойдет по основным направлениям: молочное производство, льноводство, мясо КРС, картофелеводство, овощи. Причем меры поддержки должны включать в себя в большей степени капексы (CAPEX – от англ. CAPital Expenditure, капитальные затраты), то есть возмещение прямых затрат, понесенных на строительство новых животноводческих комплексов, приобретение техники, оборудования и т.д.

Третий вариант – интенсивное развитие с учетом новых направлений. Господдержка из бюджета республики в этом случае будет предоставляться на 1 кг произведенной и реализованной продукции, а капексы исключаются как таковые. При этом в Минсельхозе республики есть понимание, что существуют такие производства, которые являются новыми и уникальными не только для нашего региона, но и в целом для страны. И они безусловно будут нуждаться в дополнительной поддержке. Следующий момент, по которому должна оказываться поддержка в рамках этой стратегии, – это обустройство инфраструктуры. Инфраструктурные затраты при создании производственных площадок, как правило, очень высоки, и они ложатся на себестоимость продукции. Поэтому расходы в рамках комплексного развития сельских территорий, например, на строительство дорог или подведение газоснабжения, тоже должны частично компенсироваться с применением мер господдержки.

Слово производителям

О том, что объем выделяемой на сельское хозяйство господдержки недостаточен, а условия ее предоставления не - оправданно сложны, среди сельхозтоваропроизводителей за последние годы не говорил только ленивый. Лидеры отрасли неоднократно подчеркивали, что из всех видов субсидий им будет достаточно од - ной – 5 рублей за килограмм произведенного молока. Но только чтобы она выделялась железно. И тогда они сами все построят и купят то, что им нужно. И будут успешно развиваться. Похоже, их наконец-то услышали.

На том и порешили. По мнению сельхозтоваропроизводителей, третий вари - ант – самый оптимальный. Большинство голосов на расширенном заседании общественного совета было высказано в его поддержку. Так производителям будет проще, понятнее, и они сами будут думать, как им развиваться более эффективно.

Правда, прозвучало мнение, что в та - ком случае окажутся в проигрышном положении предприятия северной зоны республики, которые начали вкладывать в развитие производства позднее, чем их коллеги в южных районах, – им-то капексы не помешают. Но нужно ли тормозить тех, кто готов идти вперед, чтобы подтянуть отстающих? Это сложный вопрос, который требует расчетов. А поддерживать, по мнению Ольги Абрамовой, нужно всех – и больших, и малых, и передовиков, и отстающих, потому что одни дают объемы, а другие поддерживают занятость на селе. И то, и другое имеет значение.

Ресурсы

Остается вопрос: если реализация стратегии потребует дополнительных ресурсов, то где их взять.

– Это будут ресурсы, привлеченные за счет разных возможностей, разных источников, которые сегодня есть у государства, – отметила Ольга Абрамова. – При этом государство должно четко понимать, каким образом они будут воз - вращаться в экономику – через налоговые поступления, через создание рабочих мест, через увеличение ВРП, появление новых производств или освоение новых посевных площадей. И еще – когда произойдет этот возврат. Свою часть задач в том, что касается проектов, инвестиций, мы отработаем при любом рас - кладе. Но мы должны четко понимать, что эффект от этих вложений будет, что эти ресурсы будут конвертированы в понятные доходы для территорий, для бюджета республики.

Сергей Савинов