• 24 августа 2020 07:30
  • 1 100
  • Время прочтения: 5 мин

Диверсификация ОПК в Удмуртии: выполняем и перевыполняем

Диверсификация ОПК в Удмуртии: выполняем
и перевыполняем
Предприятия оборонно-промышленного комплекса – это основа производственного потенциала Удмуртской Республики. Сегодня на государственном уровне перед ними поставлена задача использовать свои возможности для создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Диверсификация оборонного производства стала темой нашего разговора с первым заместителем Председателя Правительства Удмуртии Александром Свининым.

– Александр Александрович, два года назад был создан Совет по вопросам диверсификации ОПК Удмуртии при правительстве республики, который вы возглавили. Какие задачи были поставлены, как он функционирует и как часто собирается?

– Глава республики (Александр Бречалов. – Ред.) принимает личное активное участие в помощи нашим промышленным предприятиям. Мы стремимся к тому, чтобы наши предприятия не только выполняли, но и перевыполняли указ президента. Разумеется, не за счет снижения уровня Гособоронзаказа, а именно за счет роста выпуска гражданской продукции. Именно в этом заключается наша цель, и поэтому было принято решение эту работу систематизировать.

На сегодня мы работаем в следующем формате: один раз в месяц собираемся со всеми коммерческими директорами либо с директорами, ответственными за выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК, и сверяем часы – что произошло за месяц, какие планы на следующий, какие проблемы возникли, пока мы не виделись. Пандемия внесла поправки в эту работу, и сейчас мы собираемся онлайн, но эти встречи проходят регулярно. Помимо этого, раз в 3-4 месяца я лично встречаюсь с директорами всех предприятий ОПК, а глава республики ведет эту работу постоянно – руководители заводов всегда с ним на связи. Почти со всеми предприятиями ОПК, а на территории республики их двенадцать, подписаны дорожные карты совместной работы с правительством. Соответственно, моя задача и задача Министерства промышленности и торговли УР – сверять, движемся мы по дорожной карте или отклонились, выполняем те обязательства, которые взяли на себя, или не выполняем. Эти дорожные карты максимально предметные – в них записаны конкретные рабочие шаги, именно их выполнение мы сверяем раз в месяц и, в общем-то, не видим проблем и препятствий, у нас отличный диалог.

– В прошлом году Владимир Путин на заседании Военно-промышленной комиссии в Ижевске назвал темпы диверсификации предприятий ОПК России недостаточными. Как на этом фоне выглядит Удмуртия?

– С первого года реализации указа президента Удмуртия либо выполняет, либо перевыполняет соответствующий показатель по диверсификации своей оборонной промышленности. За первое полугодие 2020 года объем отгруженных товаров предприятий ОПК составил более 42 миллиардов рублей, и порядка одной трети – это именно гражданская продукция. Мы понимаем, что по году показатель будет чуть ниже, но на тот уровень, который установил президент, – 17% к 2020 году, мы успешно вышли, и к 2021 году его перевыполним. Здесь наши предприятия чувствуют себя хорошо, и в этом, конечно, в первую очередь, заслуга их самих. Все предприятия несколько лет назад зашли в проекты модернизации своих производств, часть из них при поддержке Правительства Удмуртской Республики смогли получить льготные займы.

– Рост объемов гражданской продукции наблюдается практически на каждом предприятии?

– Да, каждое предприятие стремится к тому, чтобы активно выходить на гражданский рынок. Все директора понимают, что доля гражданской продукции должна год от года увеличиваться. Гособоронзаказ никуда, естественно, не денется, но дополнительные возможности, которые дает рынок, наши предприятия тоже активно используют. «Аксион» с его медицинской техникой достаточно востребован на рынке гражданской продукции. Сарапульский электрогенераторный завод несколько лет назад вышел на рынок лифтовых лебедок и полностью локализовал производство червячной пары, и попал в точку, потому что идет большая модернизация в отрасли ЖКХ. Концерн «Калашников» диверсифицируется не только за счет выпуска гражданской продукции на своей основной площадке, но и создает дочерние предприятия, которые изначально ориентированы на то, чтобы конкурировать на рынке гражданской продукции. Эти и десятки других примеров говорят о том, что предприятия давно поняли, что это надо делать. Наша задача – довести их до того клиента, который может быть им полезен.

Второе поле нашей совместной работы – это Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». У нас семь предприятий ОПК являются его участниками, а Концерн «Калашников» стал федеральным центром компетенции. И это опять же такой элемент пазла, без которого успешность на гражданском рынке сегодня невозможна. Повышая производительность либо снижая затраты, предприятие становится конкурентоспособным. И здесь мы всячески им содействуем: в 2020 году порядка 40 миллионов рублей будет направлено на региональный проект повышения производительности труда – 27 миллионов мы привлекаем из федерального бюджета и чуть более 13 даем из регионального. Эта статья является защищенной, то есть даже в условиях тяжелой ситуации с бюджетом эти деньги будут направлены нашим заводам.

– Есть уже промежуточные результаты проекта по повышению производительности?

– Результаты можно будет подвести в третьем квартале 2020 года, когда у нас будет подсчитан экономический эффект от мероприятий по повышению производительности труда. Но абсолютно точно они будут достигнуты, потому что участие в нацпроекте не является надуманным обязательством – предприятия понимают, для чего им это надо.

– Есть ли у предприятий проблемы со сбытом гражданской продукции?

– Большинство дорожных карт, подписанных с предприятиями, нацелены как раз на то, чтобы помогать им выходить на новые рынки. И там есть конкретные цифры. В этом году мы должны привлечь для них клиентов на сумму более 14 миллиардов рублей. За первое полугодие выполнение составило 4 миллиарда, с учетом того, что некоторые контракты исполняются во втором полугодии. Это очень большая цифра. В прошлом году мы выполнили на 7 миллиардов. А в 2018 году начинали с одного миллиарда. И это вещи, которые не придумаешь. Это контракты, которые можно оцифровать и за которые потом очень легко спросить.

Сбыт – это не проблема, это просто компетенция, которой у предприятий ОПК изначально не было. Мы помогаем им в этом. Помогаем двумя путями. Либо глава республики использует свою возможность обратить внимание государственных и частных компаний на нашу продукцию, и он делает это активно. Либо предлагаем организовать визиты в республику делегаций потенциальных заказчиков. И это не визиты вежливости, а конкретная работа технических специалистов.

Есть еще третье направление, по которому мы очень плотно работаем с нашими предприятиями ОПК, – это экспорт. Мы уверены, что у них достаточно высокий экспортный потенциал, – это не только страны СНГ, но и дальнее зарубежье: Восточная Азия, Южная Америка, Китай. Коллеги на той стороне заинтересованы в нашей продукции. Работу по экспорту мы начали вести с прошлого года. С каждым предприятием, которое имеет экспортный потенциал, мы внесли отдельные блоки в дорожные карты – это конкретные экспортные рынки, которые им могут быть интересны.

– В прошлом году был даже проведен экспортный акселератор для предприятий оборонного комплекса.

– И в нем участвовали в том числе и те предприятия, которые уже готовы к экспорту. Эту работу мы будем продолжать. В экспортной стратегии у нас определены 10 перспективных рынков для предприятий Удмуртской Республики, и мы стараемся на каждом рынке найти предприятиям ОПК свое место.

– Какие предприятия ОПК Удмуртии можно назвать лидерами по диверсификации?

– Мы считаем, что лидеры – это вся промышленность Удмуртской Республики.

– Спасибо большое за дипломатичный и позитивный ответ. Скажите, а в чем секрет успеха экономики республики?

– Успешна экономика или нет – не мне оценивать, лучше задать этот вопрос главе республики. Я могу точно сказать, в чем заключается единственная возможность для успеха республики в целом, – это люди, которые в ней живут. Мы за все, что происходит на территории республики, – за ее успехи, и к сожалению, неудачи, отвечаем вместе. Полтора миллиона жителей республики – это наша общая ответственность. И никогда, вы это знаете прекрасно, нынешнее правительство не присваивало себе ничьих побед и успехов. Это не Александр Свинин получил регистрационное удостоверение на аппараты ИВЛ для «Аксиона». Да, правительство помогло компании получить его быстрее. Но не я этот аппарат разработал, не я его вывел на рынок, не я подавал документы. Это сотрудники «Аксиона» – от рабочего до генерального директора, это их успех. Это успех их семей, потому что люди приходят домой, и важно, какая атмосфера у них дома. Это успех малых предпринимателей, которые обеспечивают нас продуктами питания, осуществляют автобусные перевозки, делают классные развлечения для наших детей. Это все в комплексе. Не бывает одного героя, герои – это всегда жители Удмуртской Республики. Вот это единственная возможность для нашего успеха.

Полное интервью с Александром Свининым смотрите на нашем канале в YouTube.

Наталья Кондратьева