«Аксион» принимает гостей
В Ижевске 27 марта состоялось совместное заседание комиссии РСПП по ОПК, Межведомственной рабочей группы коллегии ВПК Российской Федерации по диверсификации и Координационного совета отделений РСПП в Приволжском федеральном округе на АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

В заседании приняли участие заместитель полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе А.А. Кузьмицкий; Глава Удмуртской Республики А.В. Бречалов; руководитель Удмуртского регионального отделения РСПП, председатель Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие», генеральный директор АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» Г.И. Кудрявцев; член президиума коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, председатель Межведомственной рабочей группы коллегии ВПК по диверсификации В.И. Шпорт; вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.В. Мурычев; сопредседатель Комиссии РСПП по ОПК М.А. Дмитриев (модератор), член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Н.Ф. Кондратюк; депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.В. Лебедев, заместитель председателя Координационного совета отделений РСПП в Приволжском федеральном округе (ПФО) А.В. Аносов, а также представители региональных отделений РСПП и предприятий ОПК из 16 регионов страны. Мероприятие проходило в очно-заочном формате.

Участники заседания ознакомились с историей АО Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», а также посетили Экспоцентр предприятия, где были представлены выпускаемые образцы гражданской продукции предприятия, в том числе бытовой и медицинской техники.

На мероприятии затрагивались вопросы совершенствования системы подготовки и закрепления кадров на предприятиях ОПК, планирования и развития импортозамещения и диверсификации, а также закрепления гражданской продукции российских военных предприятий на мировых рынках. Кроме того, участники совещания обсудили перспективы развития отечественного станкоинструментального производства в текущих условиях, разработку и внедрение прорывных технологий в соответствующей области промышленности.

Заместитель полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КУЗЬМИЦКИЙ:

- Развитие промышленного производства предприятий ОПК является крайне актуальной темой не только для Удмуртии, но и в целом для Приволжского федерального округа, где сосредоточены значительные производственные мощности. В округе работают более 1200 предприятий ОПК, на которых трудится почти один миллион человек, или порядка 54% от общей численности работающих на промышленных предприятиях, обрабатывающих производствах в округе. В условиях структурной трансформации российской экономики с учетом значительного увеличения Гособоронзаказа предприятия ОПК становятся локомотивом промышленного производства. Глава государства в Послании Федеральному Собранию РФ от 29 февраля этого года отметил, что наша задача так развивать оборонно-промышленный комплекс, чтобы нарастить научный, технологический, индустриальный потенциал страны. В текущих условиях поддержка предприятий, выполняющих Гособоронзаказ, – один из приоритетов в работе органов власти всех уровней у нас в округе.

Что касается кадрового вопроса, то сегодня на рынке труда фиксируются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, исторически низкий уровень безработицы, с другой – высокий спрос на квалифицированные кадры при очень ограниченном предложении. Очевидно, что существующая система подготовки кадров для ОПК требует изменений, при этом необходимо ее менять, начиная со школ, и выстраивать приоритеты, исходя из запросов в реальном секторе экономики. Кроме того, важным аспектом является непосредственное взаимодействие учебных заведений и предприятий ОПК, вовлечение будущих работодателей в процессы подготовки кадров. Для нас критически необходимо кардинально повысить производительность труда – это одна из ключевых задач, которая должна решаться путем внедрения цифровых, энергоэффективных технологий, модернизации промышленных мощностей, роботизации и автоматизации.

Одним из основных вопросов, поставленных главой государства, является укрепление технологического суверенитета. На сегодня в регионах округа есть хороший задел для научно-технологического развития. В то же время необходимо в разы наращивать объемы НИОКР, при этом результаты научных исследований должны быть направлены на достижение практических задач, получение новых конкурентоспособных продуктов и их коммерциализации. Хотел бы обратить внимание на необходимость выстраивания постоянных механизмов обратной связи между предприятиями и органами власти в целях выявления рисков, проблем, а также оперативного реагирования и принятия необходимых решений. Здесь, безусловно, важна роль бизнес-объединений и, в частности, Российского союза промышленников и предпринимателей.

Глава Удмуртской Республики АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ БРЕЧАЛОВ:

— Скажу о главном: вызовы мы все с вами понимаем. Это, конечно же, кадры. Но мы никогда не пасовали перед трудностями и здесь, наверное, уместно вспомнить такую замечательную фразу нашего лидера Владимира Владимировича, который сказал: «То, что сегодня кажется невозможным, завтра может стать неизбежным». Поэтому неизбежное уже наступило. Я, по крайней мере, за своих коллег и старших товарищей, руководителей заводов могу сказать, что мы рассматриваем эти вызовы как возможности.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ МУРЫЧЕВ:

— Вопреки всем макроэкономическим обстоятельствам и угрозам, санкциям в адрес России, ситуация в макроэкономике достаточно прилично выглядит. Рост хороший, активы растут и банковский сектор чувствует себя стабильно, и прибыль идет.

Это все говорит о том, что уровень взаимодействия с органами власти и бизнес-сообществом предприятий оборонно-промышленного комплекса, очевидно, сильно вырос. Власть активно способствует тому, чтобы эти условия сохранились. Недавно мы провели очередной опрос делового климата по итогам 2023 года, и он оказался самым обнадеживающим за последние годы. Удалось сохранить значительный уровень инвестиций, и 86% руководителей предприятия ОПК рассказали, что они планируют реализовать инвестиционные проекты и в текущем году. Этот показатель растет, и в 2024 году он будет увеличен. Благодаря усилиям Российского союза промышленников и предпринимателей был перезапущен механизм соглашения о поощрении и защите капиталовложений, появилась промышленная ипотека и многое другое. В сфере ОПК РСПП, конечно, старается четко реагировать на запросы предприятий.

Мы старались повысить престиж сотрудников промышленных предприятий, много поступало предложений, поэтому в прошлом году был подписан Указ Президента Российской Федерации об установлении почетного звания «Заслуженный работник оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации».

Член президиума коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, председатель Межведомственной рабочей группы коллегии ВПК по диверсификации ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ ШПОРТ:

— С момента выхода поручений президента о диверсификации в оборонной промышленности в стране проделана большая работа, и мы уже достигли хороших результатов. С февраля 2022 года ситуация кардинально изменилась, и это не могло не сказаться на тех задачах, которые стояли перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Увеличился в разы государственный оборонный заказ, возросла необходимость производства отечественных комплектующих для максимального импортозамещения. На площадке коллегии военно-промышленной комиссии мы эти вопросы рассматриваем практически ежедневно.

Координацию процессов диверсификации осуществляет Военно-промышленная комиссия РФ, где организована межведомственная рабочая группа (МРГ) коллегии ВПК РФ по диверсификации. Совместно с Комиссией РСПП по ОПК мы постоянно проводим в регионах России совещания, которые дают толчок к рождению новых нормативно-правовых актов.

Состав МРГ обширный, в нее входят в том числе уполномоченные представители президента в федеральных округах, и через них обеспечивается координация работ по развитию диверсификации. Также есть различные экспертные советы и т.д., куда входят банки. Наш уполномоченный банк «Промсвязьбанк» – член МРГ – активно работает с нами. Есть подкомиссия Государственного Совета Российской Федерации по направлению ОПК и диверсификации продукции, которая находится в рамках нашей коллегии, и там мы тоже рассматриваем вопросы, которые ставятся предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ КУДРЯВЦЕВ Руководитель Удмуртского регионального отделения РСПП, председатель Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие», генеральный директор АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
Цитата
Тема диверсификации – это вопрос очень важный, это проблема перспективная, которую мы уже рассматривали, но она не потеряла актуальности. С начала СВО в 2022 году она приобрела новые приоритеты – обеспечение независимости и устойчивости нашей промышленности в условиях массированных санкций. Наша промышленность, я от имени Ассоциации «Развитие» выступаю, а ей больше 20 лет, в основном это оборонные предприятия Удмуртии. Мы добились определенного успеха. Относительно 2021 года мы добились результата – в этом году объем производства вырастет в два раза в целом по предприятиям ассоциации. Это очень хороший результат. То, что касается гражданской продукции, нам удалось увеличить объем примерно на 23%. Резерв мощностей, который мы имели на начало 2022 года, сейчас используем на 100%, на этом фоне темпы роста гражданской продукции замедлились, потому что резко вырос объем спецтехники, которую мы обязаны сделать, чтобы обеспечить нашу армию.

Исполнительный директор Промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие» АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЕДЮКИН:

«О повышении эффективности взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях».

— В промышленности, начиная с 2022 года, произошел динамичный рост всех показателей (объемов производства, производительности труда, заработной платы и т.д.)

Сегодня имевшийся резерв мощностей и интеллектуального потенциала в значительной степени исчерпан. Для обеспечения гарантированного исполнения растущих объемов государственных заданий необходимо совершенствовать взаимодействие бизнеса и власти для принятия сбалансированных решений с учетом опыта и предложений промышленных предприятий. В первую очередь, по комплексным проблемам. Например, по острому дефициту кадров. Реализуемыми сегодня мерами проблема не может быть решена хотя бы потому, что просто нет свободных трудовых ресурсов. Для ее решения предлагается использовать ресурс цифровизации промышленности, не экономики, а именно промышленности. Перечень комплекса обязательных мероприятий по этому вопросу с учетом требований к ОПК сформулирован Советом ассоциации по информационным технологиям еще в 2022 году.

Государственная программа цифровизации промышленности на основе отечественных программ, оборудования, стандартов и т.д. позволит создать базу действующего резерва мощностей для оперативного наращивания производства критически важных материалов и комплектующих в особые периоды. Как, например, в период СВО, так и, наоборот, после СВО.

Госпрограмма, дополненная программами роботизации и автоматизации производств:

– создаст основу существенного повышения оплаты труда для перераспределения высвобождающихся трудовых ресурсов в бюджетную сферу: науку, медицину, образовательную сферу и т.д.;

– обеспечит эффективность, независимость отечественной экономики, ее способность перестраиваться под быстро меняющиеся задачи;

– сформирует в миграционной политике приоритет привлечения высококвалифицированных кадров в Россию.

Дефицит кадров не единственная межотраслевая, общесистемная проблема, для разрешения которой требуется выполнить комплекс согласованных между собой мероприятий, выходящих за рамки компетенций отдельно взятого или даже группы органов государственной власти.

Поэтому требуется создать государственный орган, наделенный полномочиями по выявлению и принятию решений для преодоления проблем межотраслевого или общесистемного характера и контроля за исполнением этих решений (современного аналога советского Госплана).

Для этого также потребуется совершенствование государственного управления и контроля достижения целей по стратегическим направлениям устойчивого развития экономики государства в целом, а именно:

– комплексное планирование и контроль – формирование цели, сроков достижения промежуточных и конечных результатов по каждому из стратегических направлений развития;

– переход к отраслевому принципу управления на критически важных стратегических направлениях;

– распределение ответственности органов государственного управления за достижение конкретных результатов на этапах достижения целей;

– координация и оценка эффективности деятельности отраслевых органов государственного управления для обеспечения сбалансированного, устойчивого развития промышленности (экономики);

– систематизация работы по выявлению общесистемных или межотраслевых проблем, сдерживающих развитие промышленности (экономики) государства, выработка и реализация мер по их разрешению.

Вместе мы – сила, которая преодолеет все преграды. Поэтому залог нашего успеха во всех сферах – это консолидация российского общества. Для решения этой задачи необходимо задействовать весь потенциал социального партнерства, что невозможно без трансформации идеологии абсолютного приоритета личных интересов над государственными (общественными) в идеологию соблюдения баланса разумных интересов государства и общества (государства, работников, собственников-работодателей). Базовой основой такой консолидации может выступать закрепленное в Конституции России социальное партнерство, конкретные цели и критерии которого сформулированы в Генеральном трехстороннем соглашении. Главной целью действующего соглашения стороны признают рост благосостояния населения и социальной защищенности работников путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса. Эта тема – предмет отдельного самостоятельного рассмотрения.

Заместитель генерального директора по общим вопросам и персоналу АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ КРАСНОВ:

— Анализ и оценка системы управления персоналом, качества подбираемых в ОПК сотрудников вывели две общие системные проблемы, требующие приоритетного решения. Это качественная профессиональная подготовка специалистов и рабочих и их закрепление на предприятиях на долгосрочный период. Для решения этих проблем предприятиями Удмуртской Республики подготовлены следующие предложения.

То, что касается качественной профессиональной подготовки специалистов, – необходимо разработать механизм внесения необходимых изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 № 1465 и приказ Минпромторга России от 8 февраля 2019 года № 334, что позволило бы включать расходы предприятий на подготовку кадров и развитие персонала в себестоимость продукции. В том числе, производимой по государственному оборонному заказу. Предлагаем отнести к этим расходам финансовое обеспечение программ ранней профориентации, получение профессиональных компетенций для рабочих, получение высшего образования по профилю предприятия, организацию производственной практики, оплату наставничества, организацию конкурсов детского технического творчества, изготовление рекламных и методических материалов. Предприятия, которые находятся на территории нашей республики, тратят на решение этих задач миллионы рублей.

При этом, на мой взгляд, должны быть паритетные условия: государство вкладывается с одной стороны, предприятия – с другой, но правила должны быть одинаковые. Необходимо возродить федеральную программу, которая позволяла готовить кадры для предприятий оборонно-промышленного комплекса – отбирать лучших учеников школ, с которыми работаем в наших профильных классах, направлять их на целевую подготовку. Да, целевая подготовка на сегодня существует, но предприятия на нее не влияют и не могут привлечь обратно тех, кто поступил в вузы, обучаясь за счет бюджета. Это проблема, которая требует особого внимания. Несколько федеральных проектов, которые существуют на эту тему, в частности, та же передовая инженерная школа, не решают задач, которые стоят перед предприятиями.

И второй большой блок – это закрепление принятого персонала на наших предприятиях. Геннадий Иванович сказал об уровне заработной платы, не буду повторяться. Мы говорим о продолжении и о пожизненном найме, то есть то, что практикуется, в том числе на западе. Япония очень этим гордится, но мы почему-то не даем нашим пенсионерам пересчитать пенсии. То есть надо обязательно уволиться, чтобы тебе пересчитали. Зачем?

Необходимо закрепить на законодательном уровне отсрочку от призыва на военную службу. Сегодня уже об этом говорили, и в этом отношении с Министерством обороны есть наработки: по решению Генштаба мы закрепляем часть ребят на предприятии, давая им освобождение от призыва в армию. Надо двигаться дальше и рассмотреть возможности альтернативной службы на оборонно-промышленных предприятиях. Пусть ребята приходят, пусть трудятся как минимум три года, для того чтобы получить нормальный зачет по службе в Российской армии. Опять же мы можем и должны говорить о том, что люди, которые получили образование за счет бюджета Российской Федерации, должны отработать там, куда их направит Россия. Почему-то на всех этапах наша инициатива по этому вопросу пока блокируется.

Необходимо расширить возможности трудовой миграции, предусмотреть возможность полного или частичного возмещения затрат работодателей путем предоставления субсидий или включения в состав затрат расходов на доставку, проезд и переезд работника.

Ну, и самое главное, конечно, – это жилищная программа. Предоставить работникам предприятий ОПК возможность льготного ипотечного кредитования на приобретение и строительство жилья, расширить перечень получателей льгот, сопоставимый с IT-ипотекой, предусмотренной постановлением Правительства от 30 апреля 2022 года № 805, и включить работников предприятий ОПК в тот же список. Чем хуже работники ОПК, чем IT-отрасль? Она, безусловно, важна и необходима для нашей страны, для ее развития. Поэтому я предлагаю распространить такие же условия для работников предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Также в блоке по теме «Совершенствование системы подготовки и закрепления кадров на предприятиях ОПК, вопросы финансирования, информационные технологии» выступил заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям и торговли Правительства Санкт-Петербурга А.А. Яковлев.

По теме «Вопросы планирования и развития импортозамещения и диверсификации» доклады представили: начальник управления импорта АО «Рособоронэкспорт» А.М. Чемезов, президент Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» Г.В. Самодуров, заместитель генерального директора ООО «Балт-Систем» А.И. Костенко, президент Фонда исследований и разработок Т.М. Гареев, первый заместитель генерального директора – исполнительный директор АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» И.Ю. Тюрин, директор департамента гражданской продукции АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» Р.Р. Аглиуллин.

В разделе «Проблемные вопросы, разное» выступили заместитель председателя Координационного совета РСПП в ПФО А.В. Аносов, заместитель директора по экономике и финансам АО «ИРЗ» О.Е. Кузнецова и исполнительный директор Башкирского союза промышленников и предпринимателей И.А. Гареев.

По результатам состоявшегося заседания Межведомственной рабочей группы коллегии ВПК Российской Федерации по диверсификации и Комиссией РСПП по ОПК прозвучавшие предложения были обобщены и направлены в заинтересованные органы федеральной власти, аппарат полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе, а также в Правительство Удмуртской Республики.

Реклама. ИНН: 1826000616. ERID: 2VtzququUQ9