Алексей Чирков: Авторитет приходит с годами
Форум "Армия-2020"
Американцы говорят: «Доллар тому, кто придумал, десять тому, кто сделал, сто тому, кто продал». В российских реалиях, когда даже доказанная эффективность не гарантирует ни одному проекту «зеленую улицу», 100 долларов надо платить тому, кто все-таки сумел «приземлить», запустить и развить свой проект. Особенно если он работает на будущее. В когорте таких людей в нашей республике и Алексей Чирков. Представлять его тем, кто непосредственно связан с нефтегазовой отраслью, нет необходимости. А для наших читателей сообщим, что он пришел в отрасль в середине 1990-х, отслужив в Советской армии, профессию осваивал в Игринском НГДУ, дорос до старшего мастера, а сейчас является директором ООО «АНКАТ» и учредителем ООО «НЕФТЕГАЗ». Первое занимается строительством и обустройством нефтяных и газовых месторождений. Второе – развитием сети автомобильных газозаправочных станций (АГЗС). Мы встретились с Алексеем Игоревичем накануне Дня работника нефтяной и газовой промышленности, но он быстро увел наш разговор из празднично-поздравительной плоскости в производственную. Уверены, что содержание этого разговора достойно общественного внимания.

– Алексей Игоревич, не жалеете, что ушли из большой и солидной компании на «вольные хлеба»?

– Нет. Там я достиг определенного предела, а сил и желания двигаться дальше было много. Как и точек их приложения: за эти годы я изучил специфику деятельности компании и ее подразделений, перспективные направления ее развития и создал собственное предприятие. Наиболее интересным и перспективным мне показалось строительство и обустройство нефтяных и газовых месторождений. Основным направлением деятельности мы выбрали автоматизацию производственных процессов. Так в 2006 г. и родилось ООО «АНКАТ», которое к сегодняшнему дню запустило много объектов для крупнейших нефтедобывающих компаний республики – ОАО «Удмуртнефть», АО «Белкамнефть» и «УДС нефть» (подразделение Холдинга UDS group).

– Что определило выбор направления деятельности?

– Логика развития нефтегазовой отрасли. Добыча и подготовка нефти – это сложный технологический процесс, который необходимо измерять, отображать, регистрировать и архивировать. Одновременно на основании полученных данных происходит регулирование и управление оборудованием. Все это осуществляют автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), монтажом и наладкой которых и занимаются специалисты ООО «АНКАТ». Наши системы позволяют автоматизировать получение и сбор достоверной информации с технических объектов, оперативно контролировать процесс добычи нефти и газа и управлять им. Они существенно повышают уровень безопасности производства, снижают трудоемкость управления технологическими процессами, уменьшают простои оборудования и сокращают численность обслуживающего персонала. Еще одно их преимущество: они способны интегрировать объекты разного типа в единую информационную систему и обеспечивают надежную защиту информации.

– Конкуренция на этом рынке высокая?

– До того как была введена система тендеров и конкурсов, на нас работал наш авторитет: меня и ООО «АНКАТ» знали, уважали и ценили за умение работать быстро и качественно. И компании, начинающие большое строительство, сами предлагали нам работу. Тендеры усложнили этот процесс. Но в конечном итоге большинство участников рынка пришли к тому, что сотрудничество выгоднее и для нас самих, и для заказчика. Например, мы активно сотрудничаем с

АО «Ижевский радиозавод» и внедряем многие разработки этого завода, связанные с автоматизацией производственных процессов на нефтегазовых месторождениях. Сотрудничаем и с другими компаниями, даже с теми, кто предлагает аналогичные услуги. Взаимодействие и взаимовыручка всегда ведут к оптимизации, более эффективному выполнению работ и повышают качество. Это происходит потому еще, что при сотрудничестве мы используем конкурентные преимущества как свои, так и партнеров. Главное для нас – сделать работу грамотно и в срок, чтобы заказчик был доволен.

Наши системы позволяют автоматизировать получение и сбор достоверной информации с технических объектов, оперативно контролировать процесс добычи нефти и газа и управлять им.

– Условия, в которых работают ваши специалисты, полевые. То есть довольно жесткие. Где берете кадры?

– Да, большая часть месторождений расположена в довольно глухих местах, и приходится буквально тащить туда технику, материалы, инструменты и людей. Для этого у нас есть большой парк спецтехники. Где проехать не можем – ногами идем. Поэтому наши кадры – результат «естественного» отбора. В итоге, с одной стороны, у нас сравнительно мало молодежи, для которой комфорт играет очень большую роль. А с другой – те, кто остается, остаются надолго и становятся мастерами высшего класса. В основном это выпускники вузов и технических колледжей. Но им приходится доучиваться (для этого мы отправляем своих сотрудников на курсы). И все-таки лучшая школа – это практическая работа под руководством мастеров и бригадиров, которые трудятся у нас по многу лет и которых я берегу. Опыт в нашем деле значит очень много. Он, в частности, позволяет нам грамотно работать с проектами, которые иногда сильно отстают от современных реалий. Исходя из своего опыта и практики, мы предлагаем заказчику свои варианты решений тех или иных задач. Как правило, они принимаются и реализуются.

– Это очевидное преимущество вашего предприятия.

– Не буду скромничать: сегодня достаточно сказать «Чирков и «АНКАТ», чтобы специалисты поняли, о ком и о чем идет речь. Второе наше преимущество – мы выполняем весь комплекс строительно-монтажных работ (допуск СРО, разрешение лицензии, проектирование объектов). Все наши специалисты аттестованы. И сейчас ООО «АНКАТ» – универсальная компания, имеющая право и способная выполнять все работы в своей области на самом высоком уровне.

– Не пробовали использовать свой потенциал в других областях деятельности?

– Давно используем. Работаем и в ЖКХ, и с сельхозпредприятиями. В последнее время стал существенно расти объем транспортных услуг, особенно для «УДС нефть», и сейчас это направление оказалось очень перспективным. Недавно мы получили разрешение на проектирование газопроводов, открыли проектную организацию и теперь можем самостоятельно проводить проектирование газовых сетей, строить их и запускать. Надеюсь, мы внесем свой вклад в газификацию северных районов республики.

– Почему именно северных?

– Мы можем участвовать в газификации любого района. Но всегда лучше работать там, где тебя уже знают. Во-первых, это доверие. А во-вторых – ответственность. Ты на виду и не имеешь права делать плохо. Мы честным трудом заработали себе репутацию надежного и высокопрофессионального предприятия и не имеем права ею пренебрегать.

– Газификацией занимается ООО «НЕФТЕГАЗ»?

– Давайте уточним. ООО «АНКАТ» занимается проектированием и строительством газовых сетей, а газификация в широком смысле слова, в том числе продажа сжиженного газа, – это прерогатива ООО «НЕФТЕГАЗ». Под его началом 20 АГЗС. В наших планах переход на метан, строительство под него в Удмуртии сети АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) и запуск нового продукта для рынка республики – СПГ (сжиженный природный газ).

– В предыдущем интервью вы детально рассказали о преимуществах газомоторного топлива. Как в этом смысле выглядит наша республика в сравнении с другими регионами страны?

– К сожалению, тут нам похвастаться почти нечем. Вот пример. Помимо торговли газом, мы оказываем и логистические услуги – доставляем газ и развозим его по заправкам. Звонят мне из Татарстана: «Сможете привезти из Альметьевска в Нижнекамск 40 тысяч тонн газа?» – «В год?» – «Нет, в месяц». То есть только в Нижнекамске за месяц продаются такие объемы, каких мы во всей Удмуртии не продаем! В соседних регионах давно поняли выгоду газомоторного топлива и активно на него переходят, а в Удмуртии этот переход гораздо сложнее.

– Что нам мешает?

– Я считаю, что огромная инерция и какое-то труднообъяснимое нежелание тянуть общий воз. Попробуйте у нас согласовать с дорожными службами и ГИБДД установку дорожного знака «АГЗС». Мы в Якшур-Бодье долго пытались: «Не положено». Кем? Когда? Почему? Нет ответа. В Камбарке та же история – хотим строить заправку на трассе М7, а знак согласовать не можем. Как и съезд к заправке, и выезд на трассу. Оказывается, трасса была в ведении Перми, потом ее передали в Казань, а теперь опять возвращают в Пермь. Мы уже и там, и тут побывали, но концов так и не нашли. И помочь никто не хочет. И тогда у меня возникает законный вопрос: мы действительно хотим увеличивать трафик через Каму и Буй? Если да, то как это можно сделать без развития нашего очень скромного придорожного сервиса?

В наших планах переход на метан, строительство под него в Удмуртии сети АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) и запуск нового продукта для рынка республики – СПГ (сжиженный природный газ)

– Профильное министерство должно быть вашим верным союзником.

– Работаем с ним, письмами и предложениями заваливаем, обозначаем, что мы есть и чего мы хотим. А хотим административной помощи в выделении земли, согласованиях с ГИБДД и дорожными службами. Но я уже сказал – инерция огромная, особенно в работе дорожных служб. С 2009 года мы занимаемся АГЗС, и лишь один раз я видел выездную комиссию – меня приглашали, чтобы что-то согласовать. А в итоге? Приехали, посмотрели и: «Что вы нам голову морочите – это находится на вашей территории, делайте, что хотите». А до этого ни одна структура разрешения не давала! В соседних республиках рядом с АЗС обязательно стоит и АГЗС. У нас это не правило, а исключение. Обращались в министерство: «Давайте так же сделаем». – «Нет!» Запретить легче, чем думать и помогать. Административной поддержки нам очень не хватает. И ресурсной. Одна АГНКС – это примерно 100 миллионов рублей. Для любой организации это большие деньги, которые окупятся лет через 10. Почему бы не помочь нам налоговыми льготами, специальными кредитными линиями? Встав на ноги, наш бизнес будет приносить республике очень большие доходы. Но пока все сказанное – только наши пожелания.

Перечисленные проблемы – одна из причин того, что мы сейчас серьезно занимаемся вариантом «малой газификации». Будем продавать (сдавать в аренду) и монтировать мини-газовые установки АГНКС: приехал, поставил машину под заправку, за ночь заправился метаном и утром уехал. Такие установки интересны частникам, таксистам и малым предприятиям.

– Вернемся к началу нашего разговора – к Дню работника нефтяной и газовой промышленности.

– С удовольствием. Искренне поздравляю своих коллег и всех причастных с этим замечательным праздником. Нефтегазовая отрасль – одна из ключевых в экономике нашей республики и всей страны. В ней работают сильные, талантливые и мужественные люди, преданные своему делу и отдающие ему всю свою энергию. Успехов и здоровья вам, уважаемые друзья. Пусть в ваших семьях всегда царствуют душевное тепло и свет, достаток, уют и покой.

Автор: Виктор Чулков