• 30 апреля 2019 10:46
  • 280

Татьяна Жиганшина: Банк России защищает интересы потребителей финансовых услуг

Татьяна Жиганшина: 
Банк России защищает интересы потребителей финансовых услуг
В условиях появления новых высокотехнологичных финансовых продуктов и усложнения рынка финансовых услуг для большинства государств мира стали чрезвычайно актуальными вопросы финансовой грамотности населения. В России с целью повышения ее уровня сформирована стратегия, на базе которой разрабатываются федеральные и региональные программы, направленные на ознакомление граждан с основами личной финансовой безопасности. О том, как эти проекты реализуются на территории Удмуртии, рассказывает управляющий Отделением – Национальным банком по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Татьяна Жиганшина.

– Татьяна Аркадьевна, полтора года назад была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. Примерно 60 стран уже разрабатывают или реализуют аналогичные национальные стратегии, при этом каждая из них ставит конкретную цель и определяет ожидаемые конечные результаты. Одни страны стремятся помочь гражданам разобраться в усложняющихся финансовых услугах и защитить права потребителей, другие рассматривают финансовую грамотность в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики, а третьи видят свою цель в изменении психологических установок в сфере личного финансового поведения граждан. Какая цель поставлена в России? Какие результаты должны быть достигнуты к 2023 году?

– Главная цель данной стратегии – формирование финансово грамотного поведения людей как необходимого условия повышения уровня и качества жизни. Когда ты умеешь управлять личными финансами, знаешь, как применять те или иные продукты на финансовом рынке, ты способен принимать взвешенные решения и планировать свой бюджет как на короткий, так и на продолжительный срок с учетом жизненных событий и возможных изменений экономических условий. Для этого как минимум нужно знать, как распределять личные доходы и расходы, что такое «подушка безопасности» и как она формируется, какие риски могут ожидать при пользовании финансовыми услугами. Обязательно знать свои законные права как потребителя финансовых услуг и признаки недобросовестных игроков в этой сфере.

В российской стратегии предусмотрены различные подходы и методики повышения финансовой грамотности для каждой группы населения. В Банке России разработаны просветительские курсы для школьников и студентов, для взрослого населения, для людей старшего поколения. Есть отдельные мероприятия, рассчитанные на представителей малого и среднего предпринимательства. В стратегию входят и занятия для людей с инвалидностью. А совсем недавно в Банке России была разработана специальная методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, стратегия охватывает практически все слои населения. Уже начиная с детского сада и школы, у человека будут формироваться установки ответственного и грамотного поведения с финансами. Это позволит ему в будущем принимать правильные, а значит, успешные финансовые решения, что станет залогом достижения финансовой стабильности и благосостояния.

– В стратегии указаны две группы ключевых проблем. Первая связана с недостаточным информированием населения и фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности. Вторая – с перекладыванием ответственности за личные решения на государство и отсутствием доверия к финансовой системе. Какие из этих проблем характерны для Удмуртии?

– Действительно, еще несколько лет назад не все финансовые услуги были доступны и понятны среднестатистическому жителю республики. Отчасти из-за нехватки информации, отчасти – по причине нежелания вникать в подробности предоставляемых финансовых продуктов.

В последнее время на фоне прогресса информационных технологий рынок финансовых услуг мощно развивается. Поэтому возрастает необходимость повышения уровня финансовой грамотности людей.

Если мы откроем ленту новостей удмуртских СМИ, в рубрике «Происшествия» часто можно обнаружить очередное сообщение о финансовом мошенничестве. И зачастую эти преступления – кражи с банковских карт. Нередко под разными предлогами, представляясь сотрудниками банков или госучреждений, мошенники пытаются узнать CVV и ПИН-коды и другую информацию о карте, чтобы завладеть чужими деньгами.

Сюда же можно отнести случаи, когда договоры подписываются «не глядя», или люди, оформляя кредит, не в полной мере осознают свои финансовые возможности и риски и в результате теряют деньги. Все это – следствие низкого уровня финансовой культуры граждан.

Судя по финансово-просветительским занятиям, которые регулярно проводят эксперты Отделения – НБ Удмуртской Республики на различных площадках, люди все больше задумываются о том, чтобы научиться рассчитывать семейный бюджет, сохранять и приумножать свои доходы, а также инвестировать их. Это экономически активное население. Но есть старшее поколение, наши родители, бабушки и дедушки. Для них современный финансовый рынок сложен и непонятен, поэтому зачастую вызывает недоверие. К сожалению, именно пенсионеры чаще всего попадаются на уловки мошенников. Но это характерно не только для Удмуртии, это общая проблема для всех регионов.

– С какими целевыми группами ведется работа по повышению финансовой грамотности в республике? В чем она заключается?

– Мы работаем со школами, вузами, проводим занятия как для школьников и студентов, так и для преподавателей. Сотрудничаем с региональным Институтом развития образования, где проводим лекции для педагогов. С финансово-просветительскими мероприятиями выезжаем в районы республики. Очень интересное направление – онлайн-уроки по финансовой грамотности для школ, когда эксперты Банка России проводят занятия для школьников и учащихся техникумов со всей страны. В Удмуртской Республике более 9 тысяч обучающихся стали виртуальными участниками таких уроков. Мы проводим различные мероприятия по финансовой грамотности как на территории Отделения, так и на различных городских площадках. Например, с Молодежным информационно-ресурсным центром и Штабом городских проектов «ЛИФТ» мы запустили проект «Финансовая среда» для жителей Ижевска.

В этом году в него включили цикл занятий для пенсионеров. Наши сотрудники рассказывают о современных банковских продуктах, о том, как пользоваться мобильным Интернетом и совершать онлайн-платежи. И, вы знаете, люди старшего поколения – очень благодарная публика! Они стараются не пропускать лекции, ведут записи, задают множество вопросов, особенно касающихся защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Вся информация для них действительно важна и нужна.

В прошлом году мы начали практическую работу с людьми с ограниченными возможностями. Сотрудничаем с Региональным центром библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан, стали партнерами всероссийского проекта по адаптации детей с инвалидностью «Лыжи мечты».

Темы и методика занятий всегда подбираются под конкретную аудиторию, начиная с «Истории денег» и «Финансового плана подростка» для юных слушателей до «Основ грамотного инвестирования» для взрослых.

– Каков уровень финансовой грамотности у предпринимателей, руководителей, представителей топ-менеджмента в республике? Отличается ли он от общего уровня финансовой грамотности населения? Каких знаний не хватает бизнесу?

– Конечно, уровень финансовой грамотности у людей, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с экономикой и финансами, заметно отличается от средних показателей. Тем не менее Банк России проводит немало мероприятий по повышению финансовой грамотности для представителей бизнеса – различные форумы, круглые столы, на которых обсуждаются важные для развития сферы МСП темы.

Так, в 2019 году в Отделении – НБ Удмуртской Республики планируется провести просветительские мероприятия для МСП совместно со структурами, в чьи задачи входит содействие развитию предпринимательства в регионе. Эксперты Банка России и компетентных ведомств расскажут о финансовых инструментах для развития бизнеса, о том, как происходит реабилитация бизнеса, если финансовые организации отказывают в проведении операций или в заключении договора банковского счета, о системе страхования вкладов юридических лиц, а также об инструментах государственной поддержки малого предпринимательства.

– В стратегии говорится, что только 12 процентов россиян могут правильно назвать организации, которые занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, и 38 процентов граждан отмечают, что существует много финансовых услуг, в которых трудно разобраться. К кому обращаться за защитой в Удмуртии? Где можно получить консультацию о том, как правильно сформулировать свои вопросы и претензии, чтобы получить наиболее точный ответ?

– Интересы потребителей финансовых услуг защищает Банк России. Для этого в его структуре создано специальное подразделение – Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Кроме того, за защитой своих прав граждане могут обратиться и в другие организации – прокуратуру, Роспотребнадзор. В Удмуртии свои обращения можно направить непосредственно в наше Отделение. Другой вариант – написать обращение в интернет-приемную на сайте Банка России либо позвонить в единый коммуникационный центр Центрального банка Российской Федерации по телефону 8-800-300-3000.

– В чем заключается роль Отделения – НБ Удмуртской Республики в реализации стратегии? Каких целей вы уже достигли? Какие задачи нужно решить в ближайшем будущем?

– Мы реализуем стратегию по повышению финансовой грамотности на региональном уровне. Тесно взаимодействуем со всеми заинтересованными сторонами: Правительством Удмуртской Республики, министерствами финансов, образования и науки, социальной политики и труда. Кроме того, нашими партнерами являются Центр финансового просвещения, Удмуртский государственный университет, образовательные и общественные организации.

Одним из важных шагов по развитию финансовой культуры в республике стало подписание Соглашения в области повышения финансовой грамотности между Правительством УР и Банком России. Кроме того, разработан План мероприятий на 2018-2022 годы.

Некоторые пункты этого плана уже реализованы.

В частности, определены несколько опорных школ, внедривших курс финансовой грамотности в свой учебный процесс, проводятся занятия в детских лагерях, олимпиады, конкурсы, занятия с пенсионерами.

По итогам прошлого года около 2,5 тысячи человек посетили мероприятия по финансовой грамотности Отделения – НБ Удмуртская Республика, в том числе лекции и экскурсии в самом банке, а также выездные просветительские занятия в городах и районах Удмуртии.

В фокусе нашего внимания на ближайшее время – предприниматели, детские дома, дошкольные учреждения.

Автор статьи: Сергей Савинов

-----------------------------------------------------------------------------------
Реклама

Каждый день в твоем городе случаются различные происшествия, о которых ты можешь узнать на сайте sarreg.ru/category/proisshestviya. Основные новости Саратова на одном информационном портале.

Если вам необходимо найти человека, дальнего родственника или просто старого знакомого, в этом вам поможет база данных людей в России. Здесь очень удобный поисковик, который поможет вам без труда найти нужного человека.